Прошел практически год, как образование было объявлено национальным приоритетом на самом высшем уровне. Страна уже узнала имена лучших 10 тысяч учителей и трех тысяч школ. Но давайте задумаемся: а удалось ли за этот год качественно улучшить образование? Или по-прежнему из школы выходят люди, не умеющие применить свои знания на практике и самое печальное – не знающие и не понимающие классической русской литературы.
Лейтмотивом программы воспитания наших учеников выступает отношение к миру: школьник вместе с педагогом познает его, взаимодействует с ним, старается его полюбить. Наши родители – труженики. Деньги, очевидно, даются нелегко, поскольку часто мамы и папы, приходя первый раз, говорят: хочу, чтобы мой ребенок умел защищаться от мира. Мы хотим другого – научить ребенка любить мир как раз для того, чтобы не пришлось от него защищаться. У нас в школе нет агрессии, даже драк, а ссоры далеко заходить не успевают. Решаем их с помощью диалога. Так и должно быть. Ненормально, когда место за партой ребенок добывает себе кулаками.
Самым сложным было выделить доминанты, нужные для того, чтобы превратить ребенка в достойного взрослого, руководствующегося общечеловеческими ценностями. Сначала это законы Природы, очень близкие малышам. Задача педагогов – сделать так, чтобы они не стали далекими и старшеклассникам. Особенно на начальном этапе учителю, воспитателю так важно быть не руководителем, а сопроводителем.
Затем – жизнь Человека: и продукта природы, и носителя, творца культуры. Уважать мнение детей, ценить в них личность, воспринимать их как чудо – этому наши педагоги учат их же родителей. Не только собственным примером, но и диалогом опять же. Детские проблемы чаще всего отражение взрослых. Если у малышки невроз, значит, психолог работает с ее мамой. У родителей, озабоченных благоустройством жизни, смещается система ценностей. Приходится им напоминать, что время, проведенное с ребенком, часто дороже денег. Разговаривайте с детьми, всегда убеждаю я родителей. Настаиваю, чтобы на школьные праздники приходили родители – надо делить радость с любимыми.
Далее – жизнь общества, умение существовать в гармонии. Конечный результат – формирование уважения к социальной стороне жизни человека, к роли гражданина. Заметьте, наша школа – федеральная экспериментальная площадка по проблеме «Освоение социокультурного пространства города как способ становления личности ученика». Но любовь к миру и ценность человеческой жизни стоит все же впереди в ранге доминант. Все остальное из них вытекает. Ученики и педагоги АЭШ участвуют в общественной жизни города, реализуя социальные проекты «За чистый город», «Помоги сиротам», «Ветераны», «Память». А внутри мы – школа отношений, не просто коллектив, а семья, в которой важно общение старших с младшими. Практикуем совместные разновозрастные мероприятия.
Следующая доминанта – образ жизни, достойный человека. Важно, чтобы этот образ жизни ребенок формировал сам. С помощью сопроводителя – учителя, конечно.
Заключительный этап школьного воспитания – личностный внутренний мир. Мы стремимся, чтобы каждый ощущал себя индивидуальностью, выбирающей собственную жизненную позицию.
Но какой бы ни была замечательной программа, работа не пойдет, если педагоги не будут верить в те идеалы, которые проповедуют. А соответствовать им тяжело – нас всех воспитывали отнюдь не как свободных людей. Потому для меня большое значение имеют желание учиться и любовь к труду педагога. Перевоспитать взрослого человека вряд ли можно – на это способен только он сам. Приходится много работать над собой. Особенно директору – ведь я должна быть примером для всех. Задача директора – увидеть, угадать педагога, интуитивно разделяющего нашу программу. И разумеется, создать такие условия, при которых он сможет претворять ее в жизнь.
Омск
Комментарии