В 2019 году Уральский федеральный университет (УрФУ) победил в конкурсе Министерства науки и высшего образования РФ на внедрение модели цифрового университета, которая стала бы примером и для других вузов. Модель создана, но цифровая трансформация университета продолжается и сейчас по четырем основным векторам. Управление процессом цифровой трансформации осуществляется на уровне проректоров вуза: изменениями руководят Даниил Сандлер и Андрей Полтавец.
Четыре кита цифровой трансформации
Первое из четырех направлений трансформации, логично вытекающее из современных условий, – развитие системы управления на основе данных.
Второй важный луч – индивидуальные образовательные траектории. В УрФУ студенты выбирают уровень, на котором будут изучать дисциплины. Особенность Уральского федерального университета в том, что студенты имеют возможность выбирать спецкурсы, нацеленные на определенные компетенции. С первого по четвертый курс обучение «прошито» дисциплиной «Проектный практикум». В рамках данной дисциплины студенты совместно с партнерами-работодателями выполняют проекты, которые приближают их к будущей реальной работе.
Третье – цифровые образовательные технологии и развитие доступности цифровой среды. В рамках этого направления разрабатываются и запускаются онлайн-курсы, увеличивается объем использования курсов с цифровым контентом, оснащаются современным мультимедийным оборудованием учебные аудитории для обучения в гибридном формате.
Четвертое направление – компетенции цифровой экономики, оно охватывает и учеников, и учителей. Современные преподаватели в большинстве своем освоили навыки преподавания с использованием цифровых технологий. Но нет предела совершенству.
В УрФУ открыта цифровая кафедра. Немало ребят, которые хотели поступить на IT-профессии, но не прошли по конкурсу и учатся на других направлениях, теперь могут получить дополнительное образование по программированию. Есть планы, что в будущем на цифровой кафедре сможет обучаться любой студент, желающий повысить компьютерную грамотность, даже если он не имеет непосредственного отношения к ИТ-направлению.
Поистине уникальная история связана со значимым проектом в области цифровой трансформации – личным кабинетом партнера.
Личный кабинет партнера
До сих пор встречается ситуация, когда обучение в вузе успешно пройдено, знания получены, вчерашний студент начинает работать на предприятии, и оказывается, что теоретические знания нужно приспособить к реальной обстановке и конкретным требованиям. Чтобы минимизировать данную проблему, в УрФУ выбран подход вовлечения партнеров в образовательный процесс на протяжении всего обучения студентов.
Взаимодействию с потенциальными работодателями УрФУ всегда уделял большое внимание и сейчас решает задачу на новом, цифровом, уровне с помощью метасервиса «Личный кабинет партнера». Уже более тысячи предприятий и организаций из самых разных сфер имеют свой кабинет в вузе.
О проекте подробно рассказывает его руководитель, заместитель начальника управления стратегического развития и маркетинга УрФУ Анна Дмитриевна Зорина.
– Анна Дмитриевна, что дает такой сервис работодателю?
– Возможность заранее познакомиться со студентами, чтобы знать, кого пригласить на практику, кому сформулировать проектную задачу в рамках проектной деятельности, а кто может заинтересовать для приглашения на работу. Таким образом, решаются три задачи: практика, проекты, вакансии.
Студенты же, со своей стороны, понимают, что за их обучением наблюдают будущие работодатели. Это повышает мотивацию к учебе. По результатам 2022 года доля студенческих проектов, реализованных по заявкам внешних партнеров, достигла 40%.
Партнеры могут участвовать в образовательном процессе, делиться своими курсами. У серьезных компаний, уделяющих внимание подготовке кадров, есть собственные корпоративные университеты. «СКБ контур», один из основных наших партнеров, Сбербанк предлагают свои программы.
– Какая организация может стать партнером для вуза?
– На самом деле любая. Не обязательно завод, крупное предприятие, IT-компания. Есть партнеры в органах власти – администрации городского, районного уровней, среди научного сообщества. Также мы работаем со школами, колледжами и даже с детскими садами. Эти организации интересуются прежде всего психологами, социологами, биологами. Студент может выйти на практику в учебное заведение любого уровня, затем на проект и на работу, если обе стороны останутся довольны сотрудничеством.
Цифровая экономика устраняет географические границы. Заявки иногда поступают из самых неожиданных мест. Два завода виноделия из Краснодарского края приглашали наших ребят на летнюю практику.
«Учительская газета» тоже может стать партнером Уральского федерального университета! Представим, что газета желает принять на практику летом, когда многие сотрудники в отпусках, наших студентов…
– Каков алгоритм действий? Покажите на примере нашей газеты, пожалуйста!
– Сначала нужно зарегистрироваться как партнер Уральского федерального университета. В личном кабинете, он оформляется на организацию, появится доступ к нескольким ключевым сервисам. Уже упоминались три направления: практика, проекты, вакансии. По интересующему направлению указать ответственное лицо, которое будет осуществлять контакт: редактор отдела, например, или сотрудник секретариата. Заключение договора при наличии электронной подписи производится быстро и без проблем. Уже около 500 организаций-партнеров имеют подобные действующие договоры о практической подготовке.
Затем нужно выбрать подходящую образовательную программу, в данном случае журналистику. Не требуется дополнительный поиск контактов, система сама подскажет, сориентирует и предложит выбрать уровень подготовки: бакалавр или магистр. Теперь можно просто оставить заявку. И все. Она попадет в личные кабинеты студентов, которые подходят под критерии и интересуются практикой в федеральном издании.
– Как действует сервис вакансий?
– Один вариант: партнеры делают предложения конкретным людям, за учебой которых они наблюдали и увидели в них перспективу. Другой вариант: размещается информация о конкретных рабочих местах. Здесь уже студенты осуществляют выбор, предлагают свои резюме. В ближайшем будущем планируем размещать на цифровой платформе портфолио ребят. Но только тех, кто сам этого захочет.
Действует еще один сервис – мероприятий. Например, намечено проведение Ночи карьеры. Заинтересованные работодатели подают заявки на участие. Они и сами имеют возможность организовать на нашей территории «карьерную тусовку» или другое мероприятие, которое позволит показать студентам привлекательные стороны фирмы или компании.
Современная образовательная ситуация сильно отличается от того, что мы наблюдали еще недавно. Если раньше знания для обретения специальности можно было получить только в колледже или вузе, сегодня в открытом цифровом пространстве можно слушать любые курсы. Для многих работодателей наличие диплома непринципиально, ведь в нем не написано, каков специалист в реальности. Компетенции важнее документа.
– Для чего же тогда университет? Почему он незаменим?
– В новых условиях он должен стать площадкой, где студент встречается с будущим работодателем. Любому абитуриенту, а тем более маме абитуриента, в первую очередь важно понимать, где он будет работать после окончания учебы, каковы перспективы зарплаты, карьерного роста. Платформа взаимодействия с партнерами позволит студенту ознакомиться с разными вариантами будущего трудоустройства, определить, какую специализацию выбрать, какие курсы к ней подобрать. Мотивация к учебе возрастает, когда человек четко видит цель.
Имея крепкий партнерский пояс, университет сможет актуализировать образовательные программы в соответствии с востребованными компетенциями в экономике.
Марина РОМАНОВА, Екатеринбург
Комментарии