search
main
0

Надежная поддержка и защита. Как научить ребенка коллективизму

Светлана КОЛИУХ – учитель математики высшей категории гимназии № 7 города Воронежа, победитель нацпроекта «Лучшие учителя России» 2007 года. В сентябре 2010 года отмечает 25-летие работы в гимназии. За это время как классный руководитель выпустила три класса, а в прошлом сентябре снова взяла пятиклашек: сначала не хотела, говорит, слишком велика возрастная дистанция между ними и ею, но родители настояли, даже специально ходили к директору гимназии и просили дать в классные Светлану Викторовну.

Татьяна МАСЛИКОВА, Воронеж.

Рассказывает Светлана Колиух:

– Буквально с первых дней работы в новом классе возникает потребность в создании коллектива. Но, на мой взгляд, воспитание классного коллективизма присуще только нашим школам, в Европе или в Штатах понятия коллектива в классе нет. В тех странах коллективы формируют во внешкольных организациях. Наша традиция предполагает создание коллектива именно в классе, и я стараюсь объяснить это детям. Вопрос только в том, хорош ли климат в этом коллективе и под какую планку приходится подстраиваться. Потому что, живя в коллективе, все-таки приходится чем-то жертвовать и в чем-то уступать. Каждый из учеников, даже среди моих пятиклассников, старается проявить себя и показать, что он личность.

Есть у нас мальчик Дима, ростом самый маленький. Во время туристических соревнований нужно было пройти по канату, держась руками за другой канат. Димка до верхнего каната даже не мог дотянуться. А участвовать-то хочется! Все родители собрались, смотрят, болеют, и его родители тоже. Как бросить ребенка в этой ситуации? Он и сам волнуется: «Светлана Викторовна, высоко, я не достану!» Я его успокаиваю, а сама думаю, что делать. В итоге попросила помочь студентов – организаторов соревнований и наших бывших выпускников. Они в ответ: не переживайте, понесем! Димка стал на канат, руками до второй веревки не дотягивается, а парни его тут же за руки приподняли, и он зацепился. Вся школа фотографировала, как он почти на одних руках по этому канату передвигался! Столько было воли к победе. Все видели, как он старался.

Наша команда не выиграла, мы отстали. Но это не важно. Главным стало то, что Димка преодолел свою пока первую и на сегодняшний день самую главную полосу препятствий. Участь самых маленьких детей в коллективе известна – их обычно обижают. Но у нас не так! У нас нет мероприятия, в котором бы Димка побоялся участвовать, он везде первым поднимает руку. Например, на недавнем танцевальном конкурсе, в котором участвовала вся школа, мальчики наши выступить постеснялись, а он сразу сказал: я выйду. И так танцевал, что все кричали: «Димка – молодец!» – а после конкурса остальные мальчишки подошли и сказали, что на следующий год выйдут отдельной командой и обязательно все станцуют.

Думаю, из таких вот мелочей и состоит построение коллектива. Надо обязательно каждому дать возможность проявить себя хоть в каком-то деле. Тогда не будет в классе изгнанника. Но это, конечно, идеал, добиться которого бывает очень сложно. Есть ведь и другие случаи.

Например, в нашем классе один мальчик очень агрессивный, можно сказать, озлобленный, но он очень спортивный. Однако с детьми не очень ладит. И вот наступает очередное поздравление с днем рождения. Обычно у нас это проходит радостно, дети поднимают руки, говорят поздравления, пожелания, и всегда море теплых слов. А тут наступает день рождения этого мальчика. И я хорошо понимаю, что никто из детей не поднимет руку и не поздравит, потому что он очень многим, мягко говоря, подпортил настроение. Он это тоже хорошо понимает и переживает, потому что хочется ему другого: чтобы все было как у других детей.

Утром он приходит в класс с пакетом конфет: «Светлана Викторовна, эти конфеты мама для всех передала, у меня сегодня день рождения». Я ему говорю: «Я помню, ты не волнуйся». И вот он ждет, что же будет? Вышел, стал перед классом – все молчат. Я волнуюсь: главное, чтобы никто ничего обидного не сказал, это ведь тоже страшно.

А поздравляем мы обычно небольшими подарками, которые родители специально покупают в класс для таких праздников. И этому мальчику достается шампунь «для мужчин» и еще что-то там с такой же надписью «для мужчин». Я поздравляю его и говорю:

– Ребята, когда я держу в руках эти подарки, мне очень приятно прочитать такие замечательные слова – «для мужчин». Я каждый раз думаю, что, хотя вам пока только 12 лет, все-таки вы мужчины. Хочу, чтобы вы поняли, что главная черта мужчины не воинственность, не озлобленность или агрессивность, а великое терпение, благородство и умение прийти на помощь! Если ты, Андрюша, сумеешь в себе воспитать такие черты, то у тебя в жизни все-все получится хорошо. Правда, ребята? – И они хором: «Правда!»

Думаю: все, я сумела переломить ситуацию, все хорошо. После этого предложила всем вместе поздравить мальчика, и все хором сказали: «Поздравляем!»

Вот это было настоящей победой. Значит, они сумели переступить через свои обиды. А для него все это наверняка будет уроком. А главный результат: человек не оказался лишним в коллективе.

Воспитание душевности, человечности и лучших черт характера – это то, чего сегодня очень не хватает, хотя это самое важное. Ведь лучшие человеческие качества никто не отменял.

У нас в классе есть семьи с очень низким доходом, а многие мероприятия требуют сбора денег. В таких случаях родители сами принимают решение и вносят средства за тех, кто не может это сделать. Есть семья, которая взяла кредит на квартиру, потом родителей сократили, они остались без работы – одним словом, катастрофа сегодняшнего времени. А учиться-то ребенку надо. В итоге на родительском собрании другие родители решили так: надо и для этого ребенка заказывать комплект учебников и на гимназическую форму выделили средства. Взаимопомощь и поддержку никто не отменял, не должно все меряться одними деньгами.

Подобные ситуации подчеркивают одну важную вещь: коллектив необходим не только в классе, но и в родительской среде.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте