Каждый, кто видел хотя бы раз рисунки Нади Рушевой, не спутает ее руку с чьей-то другой. Какой она была, девочка, начавшая рисовать в пять лет, а к своим 17 оставившая нам более 10 тысяч рисунков? Она внезапно ушла на ослепительном взлете в начале марта 1969 года. Лучше всего об этом хрупком гении могут рассказать в музее имени Нади Рушевой в московской школе №1466, что во дворах Царицына. Когда-то Надя в ней училась, и вот уже больше сорока пяти лет здесь хранят память о ней.
Учитель русского и литературы Наталия УСЕНКО музеем занялась почти случайно, а теперь сама признается: «Главное – в этот музей приходят люди. Надя всех объединяет…» Мы побеседовали с директором музея о том, как он взаимодействует с миром и современными детьми.- Наталия Владимировна, расскажите, с чего начинался музей?- Это долгая история, и начинается она в 1971 году. Тогда Нина Георгиевна Колесникова – потом она стала директором школы – занималась воспитательной работой. В те годы был жив отец Нади, Николай Константинович, с ним Нина Георгиевна и начала создавать музей. Он передал часть рисунков и личных вещей Нади. Специального помещения для него не оказалось, и энтузиастам выделили спальню группы продленного дня. Рисунки висели вокруг детских кроваток… И только через три года музею выделили отдельное помещение. Зато теперь у нас есть даже отдельный выставочный зал, мы устраиваем сменные экспозиции, например, сейчас там выставка Ники Турбиной. И у нас уже полторы тысячи подлинных Надиных рисунков. Пушкин (Пушкиниана) у нас подлинный, а вот настоящего Толстого (иллюстрации к «Войне и миру») и Булгакова (иллюстрации к «Мастеру и Маргарите») у нас нет. Но Музей Пушкина, где хранятся рисунки Нади, обещал подумать о передаче нам некоторых подлинников. Литературный музей Пушкина вообще во многом нам помогает! Мы устраиваем совместные мероприятия в память о Рушевой, ребятам разрешают работать в фондах музея, сотрудники музея много лет были членами жюри на нашем конкурсе рисунков, а потом приглашали победителей на экскурсию в свои фонды. Мы очень благодарны Лидии Александровне Карнауховой, хранителю наследия Нади, и Елене Александровне Усовой, главному хранителю музея.Иногда в зале музея проводятся уроки: мы там садимся в кружок и беседуем. Ребята совершенно по-другому себя там чувствуют, по-другому смотрят на предмет и на мир.- И как же?- Знаете, многие действительно увлекаются. Сейчас столько проектов в школе можно сделать, мы и делаем. Получаются групповые исследования на стыке истории, культурологии и литературы, например, «Артек» в жизни Нади Рушевой» или «Пушкиниана Нади». Их можно делать даже несколько лет подряд, дорабатывая, развиваясь одновременно со своим проектом. Дети учатся работать с документами, писать тексты, анализировать исторический контекст, делить зоны ответственности, когда работают в группе… Отличные исследования получаются, занимают призовые места и в городе, и в России.Я стараюсь выстраивать вокруг Надиных рисунков занятия, провожу мастер-классы, например, младшим даю рисунок Нади из «Пушкинианы» или «Маленького принца», и они делают открытку: подбирают ему подпись из произведения и раскрашивают, как им хочется. А у старших можно провести большое занятие «Мы воплощаем мечту» по биографии Пушкина. Они целую книжечку делают из картинок Рушевой и заметок о жизни Александра Сергеевича.- А музей как-то взаимодействует с внешним миром?- Конечно. Мы регулярно выезжаем с выставками, единственное, что пока невозможно, так это вывозить рисунки за границу. Для этого надо получить статус государственного музея. Но по России мы с удовольствием ездим – были в Нижнем Новгороде, в усадьбе Рахманинова в Тамбовской области, в Белгороде, Санкт-Петербурге и Туле, в Музее Рериха, в театре «Сфера», в обоих московских музеях Булгакова. Сейчас собираемся делать выставку в детской художественной школе в Мытищах, и очень хочется сделать выставку в Крыму – к юбилею Надиного пребывания в «Артеке».И все это, конечно, выстраивается за счет личных отношений. Например, нам нужно было окантовать рисунки – подобрать паспарту, убрать под музейное стекло. Мы даже получили на это государственные деньги. И случилось чудо: когда я упомянула имя Нади в разговоре с работниками багетной мастерской, они моментально зарегистрировались на сайте госуслуг, чтобы получить этот заказ, сделали большую скидку и работали со мной по ночам, другого времени у меня, к сожалению, не было…- По вашим наблюдениям, многие сегодня знают творчество Нади Рушевой? Как вы его популяризируете? Я вижу, вы и книги выпускаете, и открытки…- Недавно выпустили наконец «Мастера и Маргариту» с рисунками Нади. Открытки мы издавали сами – три выпуска, переиздавали книгу отца Нади «Последний год Надежды». Скоро выйдет альбом с рисунками Рушевой в серии «Лучшие современные художники». Нам посоветовали сделать печать музея (показывает печать с Кентавренком, самым, возможно, известным рисунком Нади. – Авт.), потому что открытки и книги с печатью приобретают отдельную библиографическую ценность, и теперь мы ставим эту печать всем желающим.К тому же есть несколько конкурсов, названных в честь Нади и ее памяти посвященных. В нашей школе уже 10 лет проводится межшкольный открытый конкурс рисунков «Надежда есть», в котором принимают участие не только москвичи, но и ребята из других уголков России, уже второй год одновременно с нами рисуют артековцы, а потом рисунки привозят в Москву на оценку жюри. Ежегодно мы проводим фестиваль наук «Кентавренок» – это конкурс проектных и исследовательских работ. А столичная школа №548 уже 20 лет организовывает конкурс рисунков имени Нади Рушевой, очень значимый и популярный. В этом году мы впервые подружились – осенью на вручении наград победителям в галерее Зураба Церетели была выставка рисунков Нади, а победители нашего конкурса автоматически стали участниками регионального этапа конкурса имени Нади Рушевой….Из этого музея уходишь переполненный нежностью. И обязательно взяв на память открытки с ее рисунками. Например, к «Мастеру и Маргарите»…Чтобы помнили…Надежда РУШЕВА родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе в семье художника Николая Рушева и первой тувинской балерины Натальи Ажикмаа. С раннего детства жила в Москве. Рисовать ее никто не учил. Первая персональная выставка одаренной девочки состоялась, когда ей было 12 лет. Тогда же в журнале «Юность» появились первые публикации ее рисунков. За следующие пять лет состоялось пятнадцать персональных выставок в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. Многие известные художники называли школьницу гениальной и предрекали огромное будущее. Надя мечтала стать художником-мультипликатором. Но внезапно скончалась 6 марта 1969 года из-за разрыва врожденной аневризмы сосуда головного мозга.В честь Нади названы школа и парк, а также горный перевал и малая планета. В России минимум три памятника Кентавренку, выполненных по рисунку Рушевой.
Комментарии