search
main
0

Нацпроект против кризиса. или Деньги в обмен на обязательства

Внутри себя приоритетный национальный проект «Образование» неоднороден. Так, часть мероприятий носит поощрительный характер, это можно признать «возвратом долгов» образованию. К таким мероприятиям с полным правом можно отнести поддержку лучших учителей. Да, конечно, многие учителя во всех регионах получили поддержку, размер которой превышал годовой заработок, это было признанием их заслуг, но признанием прошлых заслуг. Такую форму нельзя назвать инвестиционными вложениями в инновационное развитие, в модернизацию образования. Общий объем расходов по этому направлению составил за три года с 2006 по 2008-й 3 миллиарда рублей, и это сохранится в таких же масштабах в 2009 и 2010 годах.

Публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Другая часть мероприятий, которая финансировалась в рамках ПНПО, носит компенсационный и сопутствующий характер. Так, финансирование дополнительного ежемесячного вознаграждения за классное руководство за счет средств ПНПО направлено на повышение качества воспитательной работы, но по существу служит мерой повышения оплаты труда учителей и восполнением пробелов в системе оплаты. В условиях тарификации только часть работы педагога подлежала оплате, в первую очередь аудиторная нагрузка, в то время как воспитательная работа либо оплачивалась частично, либо вообще не оплачивалась. Поэтому вознаграждение за классное руководство было призвано компенсировать эти пробелы в системе оплаты труда учителей. В 2009 году предполагалось передать финансирование этого мероприятия на региональные бюджеты, но кризис и возможный обвал региональных бюджетов поставили под сомнение выполнение этих обязательств регионами. В связи с этим решено сохранить финансирование этого мероприятия в рамках ПНПО в 2009 году практически в том же размере. Общий объем финансовых средств, направляемых на это, составляет более 11,5 миллиарда рублей в год, т. е. за три года реализации национального проекта израсходовано 34,3 миллиарда. В этом году финансирование составит (с учетом снижения численности учеников) 11,2 миллиарда рублей. Значение финансирования этого мероприятия заключается не в поддержке инноваций или лидеров, а в сохранении социальной стабильности и защите интересов учителей во всех регионах России. Это «защитная» мера, а не стимулирующая.

К мерам сопутствующего характера можно отнести сохранение оплаты интернет-трафика. Оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой в рамках ПНПО беспрецедентно. Россия за счет средств нацпроекта сделала решительный шаг к компьютеризации образования. Однако эту меру пришлось бы признать неэффективной, если бы школам не оплачивался интернет-трафик. В 2009 году финансирование этого мероприятия предполагалось передать на региональный уровень, но опять-таки в связи с экономическим кризисом принято решение о сохранении финансирования в размере 1,1 миллиарда рублей в 2009 году за счет средств ПНПО.

Собственно, к инновационным мерам можно отнести следующие мероприятия в рамках нацпроекта:

Введение инновационных образовательных программ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях – общий объем ежегодного финансирования на конкурсной основе 3 миллиарда рублей.

Введение инновационных образовательных программ высшего профессионального образования – финансирование на конкурсной основе в размере 5 миллиардов рублей (2006), 15 миллиардов (2007) и 10 миллиардов (2008). Поддержано 57 вузов (17 на первом этапе и 40 на втором этапе).

Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств (начальное и среднее профессиональное образование) – размер ежегодной поддержки на конкурсной основе на условиях софинансирования 1,8 миллиарда рублей. Проект реализуется с 2007 по 2009 год.

Внедрение современных образовательных технологий – общий объем финансирования с 2006 по 2009 годы – 8,2 миллиарда рублей.

Развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений – общий объем финансирования с 2006 по 2009 год – 14,25 миллиарда рублей.

Региональные комплексные проекты модернизации образования – общий объем финансирования с 2007 по 2009 год на конкурсной основе по принципу «деньги в обмен на обязательства» – 14,5 миллиарда рублей + дополнительное софинансирование со стороны регионов в размере 30 миллиардов.

Для реализации этих направлений были задействованы новые экономические механизмы. В частности, деньги распределялись на конкурсной основе по заявкам под реализацию будущих проектов. Ключевым для реализации комплексных проектов модернизации образования было условие софинансирования и предоставления федеральной помощи по принципу «деньги в обмен на обязательства». Это дало серьезный толчок институциональным изменениям в региональных системах образования.

В рамках комплексных проектов модернизации образования на региональном уровне на практике реализуется новая управленческая технология – регионы осваивают проектный менеджмент, что называется, на марше, не останавливая процессы в школьном образовании. Ключевые звенья новой управленческой технологии включают:

Разработку плана реформирования по направлениям комплексного проекта модернизации региональной системы образования – заявка региона на участие в конкурсе, подготовленная до начала проекта, с обязательствами по достижению измеримых индикаторов и показателей представляет собой письменный документ, подписанный губернатором, в котором изложены и обоснованы цели, задачи, состав мероприятий, график реализации, а также финансово-экономические обоснования.

Создание стратегической команды, которая проектирует будущее региональной системы образования и несет ответственность за реализацию стратегии достижения запланированных результатов.

Использование механизмов софинансирования проекта – федеральные, региональные и муниципальные источники.

Формирование новой нормативно-правовой среды – принятие документов регионального, муниципального и школьного уровней, обеспечивающих институционализацию изменений в соответствии с намеченными целями, поставленными задачами и стратегией реализации.

Подготовку кадров и повышение квалификации как администраторов образовательных учреждений, так и педагогических кадров и общественных управляющих.

Взаимосвязь направлений реформирования – обеспечение организационных, экономических и материально-технических изменений.

Консультационное, методическое и информационное сопровождение проекта.

Сквозной электронный мониторинг – полную доступность и прозрачность информации, предоставляемой школами, муниципалитетами и регионами.

Хочется подчеркнуть, что такого масштаба комплексных проектов в образовании до этого не осуществлялось.

В рамках взятых на себя обязательств регионам удалось существенно поднять зарплату учителям, внедрить нормативно-подушевое финансирование, существенно повысить долю школьников, обучающихся в современных условиях, институционализировать общественные органы самоуправления в школах.

Так, например, практически все регионы к концу 2008 года вдвое повысили зарплату учителей. Если в 2006 году она колебалась в пределах 4-8 тысяч рублей для регионов без северных надбавок и коэффициентов, то в 2008-м зарплата колеблется в пределах 10-16 тысяч, достигая 18 тысяч рублей в регионах, имеющих северные надбавки и коэффициенты.

Доля стимулирующей части в фонде оплаты труда учителей составляла по итогам мониторинга в 2008 году от 7 процентов в Республике Карелия до 20 процентов в Краснодарском крае.

Ирина АБАНКИНА,

директор Института развития образования ГУ – ВШЭ;

Татьяна АБАНКИНА,

директор Центра прикладных экономических исследований и разработок

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте