Совсем недавно профессия «менеджер» потеснила все остальные и стала главной. Но в последние годы на научных конференциях учащихся возросло количество исследовательских работ в области химии, математики, физики, информатики, а значит, вновь стали популярными профессии инженера и ученого, требующие инновационного мышления. А где же так учат мыслить? Конечно, в хороших школах, а еще в научных объединениях школьников.
В современной России сложились уже признанные научные объединения учащихся, такие как Малая академия наук Крыма «Искатель», Донская академия наук юных исследователей из Ростова-на-Дону, региональная организация «Эндемик» из Якутии. За их плечами многолетний опыт работы со школьниками. Для них образовательный стандарт, по которому каждый учащийся должен заниматься исследовательской или проектной деятельностью, – это уже достигнутая высота. А как передать другим свой опыт, радость от совместной работы в поисках нового?
С 10 по 12 апреля 2019 года состоялся II Национальный чемпионат научных объединений учащихся, который провела Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего».
Чемпионат проводился с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, поэтому более 100 участников смогли приехать на бесплатной основе, в том числе и представители НОУ, как уже признанные, так и молодые, готовые к обучению.
Что же помогло освоить исследовательский алгоритм?
В первую очередь работа на конференции «Научный потенциал-XXI». У каждого школьника была возможность услышать выступление своих сверстников с сильными работами, понять, какие требования предъявляются экспертами, прислушаться к их рекомендациям, выработать стратегию дальнейшего пути. Во-вторых, чемпионат еще и состязания: состоялась деловая исследовательская игра «Научный марафон», командная интеллектуальная игра «Эрудиты», экономическая игра «Конструкторское бюро».
В рамках чемпионата прошел форум «Образовательный потенциал России», именно здесь педагоги повышали свою квалификацию в качестве научных руководителей учащихся. Программа предусматривала конференцию по обмену опытом, мастер-классы, круглые столы, встречи с учеными, форсайт-сессии. Научный уровень задавала делегация от Российской академии образования во главе с академиком М.Л.Левицким.
В своих отзывах педагоги отмечали, что теперь стала понятна и структура исследовательской работы, и то, как мотивировать детей заниматься в научных объединениях, как находить интересные темы. Этому способствовали разнообразные семинары, например «Особенности выполнения исследовательских работ в области естественных наук».
Чему же научил чемпионат?
Нужна системная работа с педагогами. Необходимо привлекать ученых, которые могут передавать ценности научного сообщества. А что же делать в российской глубинке, где нет научно-исследовательских институтов? Могут выручить современные технологии. Эксперты МАН «Интеллект будущего» разработали для педагогов дистанционные курсы, которые доступны из любой точки России.
Комментарии