Продолжение. Начало в №13, 14, 16-18, 20, 21.
ВведениеНазначение естествознанияВысококачественное образование в области естественных наук закладывает фундамент понимания окружающего мира через полученные знания по биологии, химии и физике. Наука изменила нашу жизнь, она жизненно важна для построения благополучного будущего, и поэтому все учащиеся должны получить базовые естественно-научные знания, методы и подходы. Знакомство с ключевыми фундаментальными знаниями и понятиями естественных наук должно дать учащимся научное объяснение мира, развить любопытство и чувство восхищения при наблюдении природных явлений. Школьников нужно подтолкнуть к желанию понять, как можно применить фундаментальные знания и понятия для объяснения того, что происходит в окружающем их мире, предсказать, как поведут себя какие-либо объекты, проанализировать причины явлений. Фундаментальные знания должны быть закреплены через понимание значения их применения в жизни общества и экономике.Цели обученияНациональная учебная программа по естественно-научным дисциплинам ставит своей целью: дать учащимся научные знания и концептуальное понимание различных явлений на уроках биологии, химии и физики; привить учащимся научное понимание природы научных процедур и методов через различные виды научных исследований, которые помогут им найти научно обоснованные ответы на вопросы об окружающем их мире; дать научные знания, необходимые для понимания роли науки и ее методов в настоящей и будущей жизни общества.Научные знания и концептуальные подходыВ учебной программе описывается упорядоченная последовательность преподаваемых знаний и понятий. Важно, чтобы учащиеся осваивали учебный материал, но не менее важно, чтобы они приобретали уверенное понимание материала и концепций каждого блока обучения, для того чтобы успешно продолжить обучение на последующих ступенях обучения. Неуверенное, поверхностное понимание материала не позволит им по-настоящему продолжать развиваться: ученики могут остаться на переходном уровне понимания материала (на грани начальной и средней школы), иметь серьезные концептуальные заблуждения и (или) столкнуться со значительными трудностями при понимании последующего более сложного материала.Учащиеся должны уметь описывать природные процессы и ключевые явления простыми словами, но также должны быть знакомы с научной терминологией и правильно пользоваться ею. Они должны овладеть расширенным словарем научных терминов. Также они должны применять полученные математические знания при изучении естественно-научных дисциплин, в процессе сбора информации, при анализе и представлении данных.Социальное и экономическое значение естественных наук важно, но обычно оно изучается более подробно в других учебных курсах. Однако учителя могут использовать различные контексты для развития у школьников интереса и мотивации к познанию естественных наук.Природа, природные процессы, методы естественных наукНаучный подход для каждого года обучения определяется знакомством с природными явлениями, процессами и научными методами. Не следует преподавать его как отдельную тему. В рекомендациях и требованиях, представленных ниже, приводятся примеры того, как научный подход можно применять при изучении курса биологии, химии и физики, уделяя внимание ключевым подходам в научных исследованиях таким образом, что учащиеся научатся использовать различные подходы при поиске ответов на важные научные проблемы.Научные исследования учащихся должны включать элементы статистики при поиске ответов, а значит, сбор, анализ и представление данных. Научный подход получит дальнейшее развитие на ступенях 3 и 4, когда учащиеся приобретут достаточные естественно-научные знания, позволяющие им более осмысленно подходить к планированию и проведению экспериментов.Развитие навыков речиНациональная учебная программа подчеркивает важность развития речевых навыков учащихся на всех дисциплинах – в когнитивном, социальном и лингвистическом аспектах. Качество и развитость языка, на котором учащиеся говорят и который понимают, являются ключевыми факторами расширения их научного словаря, возможности выразить научные идеи точным образом. Учащимся надо помочь научиться формулировать свои мысли ясным образом как для себя, так и для других. Учителя должны обеспечить приобретение учащимися прочных базовых знаний, которые позволили бы им в процессе обсуждения с другими проверять свои представления и отказываться от своих заблуждений.Учебная программаУчебные программы по естественно-научным предметам составлены по годам обучения для первой и второй ступеней обучения. От школ, однако, требуется, чтобы учащиеся прошли обязательный материал программ к концу ступени обучения. Внутри каждой ступени школы могут проявлять гибкость, вводя учебный материал раньше или позднее, чем это установлено в учебной программе. Более того, школы могут вводить содержание более высокой ступени обучения в свою программу на предыдущей ступени обучения, если сочтут это необходимым. Все школы должны разбить учебные программы по естественным наукам по годам и разместить эту информацию на сайте.Ожидаемые результатыПо окончании каждой ступени обучения учащиеся должны знать, применять и понимать определенное содержание, а также обладать умениями и навыками, указанными в программе обучения соответствующей ступени.Ступень обучения 1Принципиальное внимание при преподавании естествознания на первой ступени обучения уделено развитию у учащихся интереса к наблюдению за явлениями окружающего их мира природы и мира, созданного человеком. Надо поощрять их любопытство и желание задавать вопросы о том, что они увидели.Им надо помочь развить в себе понимание научных подходов, предлагая при помощи различных видов исследований находить ответы на возникшие у них вопросы. Это включает наблюдение за изменением объектов за какой-то период времени, выявление общих свойств объектов, их группирование и классифицирование, проведение простейших сравнительных тестов, получение сведений об объектах на основании вторичных источников информации. Они должны начать использовать простейшую научную терминологию при описании того, что они обнаружили при наблюдениях, уметь излагать свои мысли перед аудиторией различными способами. Большая часть учебного процесса должна опираться на непосредственные опыты и наблюдения самих учащихся, но также необходимо привлекать вторичные источники по изучаемой теме, такие как книги, фото- и видеоматериалы.Научный подход описывается в программе обучения отдельно, но должен присутствовать в процессе всего обучения и должен быть ясным образом связан с обучением основному содержанию курса. Из рекомендаций и примеров, приведенных в программе, видно, как научные методы и умения могут быть использованы в конкретных темах.Учащиеся должны уметь прочитать и записать научные термины, соответствующие их уровню владения навыками чтения и письма на первой ступени обучения.Обучение научному подходуВ течение первого и второго годов обучения в процессе освоения материала программы учащихся необходимо научить пользоваться следующими научно-практическими методами, процедурами и навыками: задавать простые вопросы; наблюдать, используя простейшее оборудование; проводить простейшие опыты; определять и классифицировать; использовать результаты своих наблюдений и умозаключений при поиске ответов на вопросы; собирать и записывать данные, помогающие найти ответ (только второй год обучения).Первый год обученияРастенияУчащиеся должны уметь: определять и называть ряд распространенных растений, в том числе садовые растения, деревья и другие растения в дикой природе, различать лиственные и хвойные деревья; определять и описывать строение ряда обыкновенных цветущих растений: корни, стебли и стволы, листья и цветы.Животные и человекУчащиеся должны уметь: определять и называть распространенных животных: птицы, рыбы, амфибии, рептилии, млекопитающие и беспозвоночные; определять и называть распространенных животных: хищники, травоядные, всеядные; описывать и сравнивать строение различных животных (птиц, рыб, амфибий, рептилий, млекопитающих и беспозвоночных, а также домашних животных); определять, называть, зарисовывать основные части человеческого тела и знать, какая часть тела связана с каким чувством.Материалы из повседневной жизниУчащиеся должны уметь: различать объект и материал, из которого он сделан; определять и называть ряд материалов из повседневной жизни: дерево, пластик, стекло, металл, вода, камень; описывать простейшие физические свойства ряда материалов из повседневной жизни; описывать и группировать по их простейшим физическим свойствам ряд материалов из повседневной жизни; знать, что форма твердых объектов, сделанных из некоторых материалов, будет изменяться при сдавливании, сгибании, растягивании.Сезонные измененияУчащиеся должны уметь: наблюдать за видимым перемещением солнца в течение дня; наблюдать за изменениями на протяжении четырех времен года; наблюдать и описывать изменения погоды, связанные с временами года, и то, как изменяется длина светового дня.Перевод Наталии ВОСКРЕСЕНСКОЙПродолжение следует
Комментарии