search
main
Топ 10
Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ Милосердие и гуманизм: 5 декабря на «Разговорах о важном» школьникам расскажут о Дне волонтера С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина В Калмыкии – карантин: итоговое сочинение перенесли на февраль 2023 года К юбилею Константина Ушинского: о дате рождения известного педагога рассказали в РАО Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель» Астраханский школьник изобрел систему учета посещаемости Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество Столичные одиннадцатиклассники напишут пробный ЕГЭ по профильной математике Залог успешного общения: Сферум запускает бесплатный курс повышения квалификации по коммуникациям для учителей Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области Учительница с учеником подрались в школе под Красноярском
0

Национальное сокровище в море грязи

Уж простите, уважаемые читатели, но есть у нас, учителей русского языка, одно качество, от которого нам не избавиться. Ну не можем мы пройти мимо нарушений в родном языке! Так и подмывает нас, услышав в речи знакомого (да и незнакомого тоже) человека какой-либо огрех, вроде «звОнит», «вкуснОЕ кофе» или «жАлюзи», подсказать, исправить.

Но услышанное и увиденное на экране не исправишь, уж очень далеко от меня находились авторы и исполнители этих языковых ляпов, то есть недочетов, то есть огрехов, в общем, не знаю, как еще назвать те недоразумения, что приходится слышать каждому из нас. Итак, судите сами. На центральном канале идет реклама нового мультипликационного фильма, и в перерывах между кадрами бодрый голос диктора дублирует надписи, появляющиеся на экране: «Дико круто!», «Очень улетно!». Идем дальше: другая передача, рассчитанная на другого зрителя, постарше, но и тут ведущий, здороваясь то ли с нами, то ли с героем передачи, гордо возвещает: «ПревеД, медвеД!». Ошибка? Недочет? Незнание норм и правил языка? Отнюдь. Не хочется верить, что на нашем уважаемом телевидении сидят люди, абсолютно не знающие правил и норм русского языка. Дело совсем в ином.

Не секрет, что язык в любом государстве – своеобразная лакмусовая бумага, остро реагирующая на все социальные, политические, экономические, технические изменения. Все новое, приходящее в нашу жизнь, находит свое отражение и в языке. Это мы помним еще из нашего детства, когда на уроках русского языка изучали историзмы, неологизмы, диалектизмы. Помните? Сначала «диван», «кафтан», затем – «спутник», «ракета»…

Но сейчас ситуация совсем иная. Вместе с изменением социальной ситуации русский язык не обогащается новыми словами, а, наоборот, беднеет и (уж извините за грубое слово) уродуется.

И занимаются этим наши отдельные представители от политики, прессы вполне осознанно! Фразы «дико круто» и «очень улетно» адресованы конкретным представителям зрительской аудитории – нашим детям. Мол, детишкам так привычнее. До них дойдет быстрее, а значит, и заинтересует.

В психологии у каждого ребенка есть определенное правило – все, что говорят взрослые, да еще с экрана телевизора, правильно! Оно не может быть неправильным! Это значит, все, что мы слышим в речи дикторов и политиков, что читаем на рекламных плакатах и в рекламных роликах, – НОРМА, норма нашего родного с вами русского языка. В последнее время русский язык напоминает мне большой песчаный остров, который с нескольких сторон омывают весьма грязные воды весьма грязных морей.

Во время участия в конкурсе «Учитель года» мне посчастливилось познакомиться с очень интересным человеком, учителем русского языка и литературы из Ставрополя, который в беседе сказал следующее: «Русский язык – такое же национальное сокровище, как живопись, скульптура, это такое же произведение искусства. И мы все не являемся его владельцами, мы лишь временные его хранители, которые обязаны в такой же целостности передать его своим потомкам». И правда, никому же в голову не приходит дорисовывать картины Сурикова, Васнецова или перестраивать архитектурные творения Растрелли. Так почему же мы все позволяем вытворять подобное с нашим языком? Или вдобавок к истощенным недрам страны и вырубленным лесам мы еще донесем до наших внуков и усеченный, выхолощенный по всем направлениям язык?

Сергей МАРИНЧЕНКО, учитель русского языка, литературы, МХК гимназии №5, победитель конкурса «Учитель года России-2007», Волгодонск, Ростовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте