Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Национальное достояние. В январе учителей года пестовали

Учительская газета, №4 от 3 февраля 2004. Читать номер
Автор:

В начале января 2004 года лауреаты и победители всероссийского состязания собрались в городе Пестово Новгородской области. Впервые базой для фестиваля учителей года стал районный центр. Более полутора сотен учителей съехались из отдаленных сел, чтобы посмотреть открытые уроки и мастер-классы «пеликанов». Инициатором фестиваля стала учитель года Новгородской области-2001, суперфиналист конкурса «Учитель года России-2001» Екатерина ПОЛОГУТИНА, с недавнего времени – специалист отдела образования. А организаторами – отдел образования Пестовского района и журнал «Учитель года».

День первый

Начался фестиваль… с настоящей русской зимы. Утром 5 января в Новгородской губернии ударили морозы под тридцать. Ледяную атмосферу в полной мере искупала красота Пестово – деревянные дома, занесенные снегом, деревья в серебре – каждая веточка покрыта инеем, кусты как произведения искусства… В классе Пестовской средней школы №2 собралось столько местных учителей, что гости быстро согрелись. То ли от того, что народу много, то ли потому, что спор вышел горячий. На первом «круглом столе» фестиваля говорили о самом насущном – предпрофильном и профильном обучении, едином государственном экзамене, проблемах сельской школы и модернизации иноязычного образования. Особенно много разногласий вызвал эксперимент по ЕГЭ, в котором принимают участие школы Пестовского района. Один из гостей, лауреат конкурса «Учитель года России-1995», учитель химии НОУ «Петровская школа» г. Москвы, научный сотрудник РАО Дмитрий ДОБРОТИН – автор-составитель КИМов для ЕГЭ по химии. Он считает, что «в стенах школы ребенок находится в достаточно комфортных условиях. Насколько объективны оценки, которые ему ставят, зависит в первую очередь от личности педагога. ЕГЭ как испытание, которое ученик сдает вне стен школ, является объективным показателем качества образования». Тем более, подчеркивает Дмитрий Юрьевич, что «материалы, которые мы делаем, полностью соответствуют обязательному минимуму образования. Только отдельные вопросы не изучаются в школьной программе. Как известно, единый государственный экзамен состоит из трех частей. Часть А – это вопросы, касающиеся обязательного минимума уровня А и Б. В части Б задания усложняются по сочетанию элементов содержания и по форме. Если уровень А предполагает выбор ответа, а значит, чисто репродуктивный уровень материалов, то уровень Б предполагает самостоятельное формулирование ответа. И, конечно, самая сложная часть – С. Это комбинация элементов содержания обязательного минимума. Сложность части С в том, что оценивается не только готовый ответ, но и ход решения задания. Часть С включает задания с развернутым ответом. Это позволяет оценить, каким уровнем мышления обладает ученик».

Дмитрию Добротину возражает учитель химии школы №1259 г. Москвы, лауреат премии мэрии г. Москвы, лауреат конкурса «Учитель года Москвы-1997», член редколлегии журнала «Химия в школе» Владимир ГОЛОВНЕР: «Ученик, который сегодня заканчивает обычную среднюю школу, на мой взгляд, не в состоянии выполнить некоторые задания части Б и задания части С. Его надо натаскивать. Задания ЕГЭ должны составляться с учетом того, что именно в рамках школьной программы ученик получает сведения, необходимые для того, чтобы решить все эти задания». А историк СШ №3 г. Котовска, учитель года Тамбовской области-2001, кандидат исторических наук Сергей Лямин говорит о спорности формы ЕГЭ: «Насколько я знаю, от тестовой системы отказываются даже в США, поскольку она признана наименее эффективной. Можно заставить учеников выучить массу исторических фактов, дат, но это не поможет им связать три-четыре элементарных предложения. Тестовая система не позволяет судить, насколько развиты навыки мышления человека, а ведь именно это требуется при дальнейшем обучении в высшей школе». Директор одной школы в Тамбовской области пошутил: «Теоретически ЕГЭ может сдать глухонемой». Что эффективнее: собеседование или тестовая система? На мой взгляд, первое. Оно позволяет увидеть и оценить навыки мышления выпускника».

Спор подхватывает учитель немецкого языка, директор школы №9 г. Гатчины Ленинградской области, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, учитель года России-2002 Игорь СМИРНОВ: «Конечно, у собеседования есть много плюсов, поскольку мы привыкли к такой оценке нашего ученика. Но, с другой стороны, я никогда не смогу поставить двойку своему ученику. Я обязательно поставлю ему положительную отметку. Имея опыт работы в высшей школе и 30 лет работы в общеобразовательной школе, скажу, что мы своих детей любим, уважаем, жалеем, а иногда жалеем не ребенка, а маму. И поэтому в нас всегда превалирует субъективный фактор. Мы в России живем, у нас такой менталитет!».

Своеобразный итог дискуссии подвела учитель французского языка школы-гимназии №34 г. Рязани, учитель года России-1996, кавалер почетного знака «Общественное признание» Екатерина ФИЛИППОВА, которая исходила из простой вещи – в 2005 году единый экзамен будут обязаны сдавать все ученики: «Я из Рязани. Наша область не участвует в эксперименте по ЕГЭ, и я очень об этом сожалею. Наши дети будут в стрессовой ситуации». Екатерина Алексеевна похвалила единый экзамен: «Подводя итоги первого полугодия, я дала своим детям опубликованный демонстрационный вариант ЕГЭ. У меня есть талантливый мальчик в 11-м классе. Он написал лучше всех. Я говорю: «Тебе не повезло на год. Если бы ты заканчивал школу в 2005 и сдавал ЕГЭ, ты бы поступил с первого захода». Стандарты выстроены грамотно, с учетом программы средней школы, современных УМК, есть коммуникативная направленность: нужно три минуты наговорить по ситуации, с которой ребенок может встретиться в жизни».

Объявляя тему «Критериальная оценка: шаг вперед или подавление инициативы?» ведущий «стола», заведующий Пестовским районным отделом образования Валерий КОЗЛОВ взял инициативу в свои руки. Речь пошла о местных проблемах: «Уже не первый год в Новгородской области комитет образования утверждает программу на пять лет. Сейчас у нас действует вторая программа, на 2001-2005 гг. Каждый год комитет образования подводит итоги реализации этой программы среди муниципальных органов управления образованием. А мы в соответствии с приказом комитета образования области принимаем свои показатели, по которым оцениваем деятельность наших школ». Проще говоря, в Новгородской области существует рейтинг школ внутри районов, а внутри школ проходит свое ранжирование.

Как это происходит на практике, рассказывает директор школы №1 Пестово Нина МУРАВЬЕВА: «Речь идет о том, какой вклад каждый учитель вложил в дело развития педколлектива в течение учебного года. В каждой школе помимо обязательных показателей, которые есть в районе, приняты свои. Естественно, они вытекают из анализа работы школ, соответствуют программе развития школы, концепции. Одно из главных направлений в работе – формирование внутренней мотивации каждого педагога. Это дополнительный критерий, которого нет в районе и области. Все это у нас обнародовано, вывешено в учительской. Каковы показатели сформированной мотивации? Это различные формы повышения квалификации учителя, участие в творческой исследовательской деятельности, в конкурсе профессионального мастерства. Второе – участие ученика в творческой деятельности. И третье – участие школьников в системе дополнительного образования. Система дополнительного образования, творческая исследовательская деятельность позволяет ученикам и нам вместе с ребятам расширить образовательное пространство.

Что мы от этого получили? Первое – творческий рост коллектива, интерес учителей к работе. У нас есть наработки. У нас увеличивается число детей, которые занимаются на «4» и «5», и процент поступающих в средние специальные и высшие учебные заведения. На конкурсе «Учитель года» коллеги занимают призовые места. Мы получили новый статус – школа первой категории с углубленным изучением отдельных предметов. Углубленно изучаются английский язык, биология, физика.

А главное – наш коллектив учится не на ошибках, а на успехах. Критериальные показатели ни в коей мере не сковывают инициативу учителя. Я себя сравниваю сама с собой и коллегами, которые рядом со мной работают. Критерии позволяют анализировать педагогическую деятельность и определять развитие школы».

Хорошо это или плохо? Получается, все зависит от воплощения «критериальной идеи» в конкретной школе.

День второй

А Пестово омывает

Полноводная река.

И никто не забывает

Искупаться в ней слегка.

За рекой стоят леса,

Подпирая небеса.

Сосны стройные растут,

Травы буйные цветут.

Городок наш небольшой,

Но зато он край родной!

Эти стихи написала ученица 1-й пестовской школы Наталья ЕРЕМИНА. Летних красот города мы, к сожалению, не увидели. Зато побывали в школе №1, где пестуют (какое близкое по звучанию к названию этих мест слово!) таланты. «Питомник», в котором одаренные к стихам или ученым изысканиям дети произрастают, называется «Научное общество». О его деятельности нам рассказала зам. директора школы №1 Тамара КОЗЛОВА: «Научное общество работает в нашей школе в течение пяти лет. Основные направления – историческое краеведение, экология и культурология. Деятельность культурологического направления мы начали со страноведения, переписки и общения с шотландскими школьниками. Затем стало развиваться литературное краеведение, благодаря тому, что у нас в школе достаточно сильная секция учителей русского языка и литературы. Традицией является театральное движение. Учитель музыки ведет музыкальный театр, есть драматическая группа, группа на английском языке».

Ребята из секции «Историческое краеведение» занимаются наукой серьезно, с учетом того факта, что в городе нет краеведческого музея. Они сотрудничают с Новгородским госуниверситетом, Государственным архивом Новгородской области, архивами окружающих городов. Одна из задач секции – создать пакет научно-методических материалов по краеведению, который можно было бы применять в школе. По этим материалам уже работает факультатив исторического краеведения, литературного краеведения.

Краеведы-десятиклассники (это четвертое поколение в секции) очень интересно рассказали о том, как изучают родословные местных дворянских фамилий: «Нам удалось дополнить родословное древо дворян Мокшеевых. Их потомки учатся в нашей школе. Фамилия этих дворян известна в русской истории и литературе. Одна из версий создания Гоголем комедии «Ревизор» связана с историей, произошедшей в Устюжне в начале XIX века. В ту бытность городничим Устюжны был один из Мокшеевых, Иван Александрович. В нашей работе нам удалось доказать отсутствие схожести Ивана Александровича со Сквозник-Дмухановским. Иван Александрович оказался человеком, который имел представление о чести и заслуги перед родиной».

В этом году Пестову исполняется 80 лет, это один из самых молодых городов древней новгородской земли. Ребята из научного общества собираются в честь юбилея открыть специальный сайт. Конечно, на нем будут вывешены исследовательские наработки. Неизвестно, будет ли на сайте школьный альманах «Росинка» – издание творческих работ детей. Наверняка. А еще на сайте точно будет расположено исследование названия города. Оказывается, версий названия Пестова существует три. Одну из них предложил ученый-краевед Семен Васильевич Смирнов. Слово «пестун», согласно этимологическому словарю, означает «медведь». Вполне возможно, что медведи водились в местных густых лесах. Вторая версия – первыми жителями деревни Пестово были братья Пестовы. Третья версия: в деревне Русское Пестово люди издавна занимались деревообработкой, изготавливали ступы и песты для переработки зерна, отсюда и пошло название.

Ребята-экологи ходят в походы, после комплексного изучения окрестных территорий создают природоохраняемые зоны. И даже исследовали экологическое пространство своей школы. Оказалось – чисто!

А еще в школе есть музей боевой славы – совершенно уникальное в наше время явление. Он вошел в число лучших школьных музеев России, действует и сейчас, все экспонаты, посвященные большей частью истории десяти авиационных полков, располагавшихся в годы войны на территории Пестовского района, бережно хранятся.

А потом мы побывали в одном из учреждений дополнительного образования города. Это о нем говорила накануне зам. главы администрации района Александра Иванова: «Мы очень гордимся студией «Солнечный город» центра внешкольной работы. Они участвовали в программе «Утренняя звезда». Участвовали и победили. И теперь центр украшают фотографии, сделанные на съемках передачи: пестовские ребята со знаменитыми поп-звездами российской эстрады.

Затем мы посидели за огромным гостеприимным столом литературного объединения «Лира». Конечно, в него входит немало учителей. Пока мы пили горячий ароматный чай, «лировцы» читали нам свои стихи. И в том числе посвященные нам:

Гости прибыли в Пестово

Из Москвы и из Тамбова,

Из Рязани, Гатчины,

Личности все значимы.

Педагоги по призванью,

Нет почетней в мире званья!

Автор – зам. директора СШ №2 Антонина ЧУДИЛОВА.

Однако закончился длинный день вовсе не стихами, а… лыжной пробежкой. Самые отважные учителя года под предводительством Игоря Смирнова и Екатерины Филипповой проехались по знаменитой пестовской освещенной лыжероллерной трассе поздним вечером. Термометр показывал минус тридцать…

День третий

Главное мероприятие любого фестиваля – открытые уроки и мастер-классы. Учителя года волнуются. Несмотря на все регалии и большой педагогический опыт, все равно каждый раз приходится доказывать свою профпригодность – если не детям и приглашенным педагогам, так себе.

Мне всегда особенно радостно бывать на уроках Екатерины Филипповой. Увы, вряд ли в повседневной суете я найду время на то, чтобы брать уроки французского, съездить в Париж. А тут и урок яркий, запоминающийся, и язык такой, что кажется – говорит настоящая чистокровная француженка. Старшеклассники, изучающие французский в качестве второго иностранного, смущаются. Гостей в классе больше, чем учеников, – ситуация непривычная! Причем новгородские учителя, среди которых лишь один учитель французского, быстро входят в занятие, шепотом, без словаря переводят фразы. Понять Екатерину Алексеевну легко, потому что говорит она чрезвычайно артистично и эмоционально. А тем более на такую интересную тему – замки Луары. Ребята вместе с учительницей путешествуют по берегам французской реки на тройке, заглядывая в знаменитые замки, вспоминая Людовика XIV и Мальбрука, который «в поход собрался». Екатерина Филиппова показывает поднос с картой луарских красот и фотографии, которые сделала сама, когда была во Франции. До чего это увлекательно – рассматривать интерьеры: камины, картины, драпировки, изучать историю замков! В конце урока рязанский учитель года задает ребятам неожиданный вопрос: «А куда бы вы пригласили меня в Пестово?» И ребята учат последнее на сегодня слово «partimoine» – «национальное достояние», которое в каждой стране свое. После звонка одна из учительниц-гостей признается: «Мы на сорок минут почувствовали себя аристократами!»

Урок обществознания, который давал Сергей Лямин, назывался «Постмодерн – культурная среда современного общества». Тема сложная, поэтому формой занятия выбрана лекция. А чтобы одиннадцатиклассникам было легче понять сложные категории, Сергей создал в PhotoShop картинки-аллегории. Например, такую: через поле идет тропинка, а на ней поставлено большое зеркало, в котором отражается пройденный путь и виден обрыв. Легко понять: общество на своем пути не всегда идет по ровной тропинке, встречаются обрывы. Сергей Константинович пытается вместе с ребятами понять, что такое культура. Приходят к первому определению: преобразованная природа. Современная культура – культура информационного общества. Наверняка без пяти минут выпускники уже задумываются о будущем. Сергей Лямин предлагает поразмышлять о том, что сегодняшние школьники завтра будут жить в принципиально ином обществе, где человек должен ориентироваться в мире информации, где ценятся не столько богатства, сколько способности. Недостатки современного общества? Эффект перенасыщения информацией: ее обилие может убить в человеке глубокое знание. Сложное занятие. Но в финале ребята четко и самостоятельно формулируют выводы. Значит, лекция не прошла даром.

Интересный урок показала новгородская учительница, лауреат областного конкурса, химик окуловской СШ №1 Вера Малеева. Тему «Углеводороды» она объясняла с помощью компьютерных технологий. Сначала на мультимедийном экране под тихую приятную музыку появилось содержание предстоящего урока. Потом ребята стали заполнять рабочую тетрадь, которую Вера Федоровна сделала сама. Опыты были мультимедийные – яркие, красочные. И наконец, апогеем урока стало задание для двух интернет-продвинутых мальчишек: войти в интернет и найти в поисковой системе Yandex нужную информацию. В конце занятия Вера Малеева предложила ребятам оценить урок, последовательно все его этапы.

Когда прозвенел последний звонок и мы прощались с пестовскими учителями в актовом зале 1-й школы, вдруг выяснилось, что Вера Федоровна Малеева готова присоединиться к экспедиции учителей года и их учеников, которую каждый год организуют Владимир Головнер и другие лауреаты конкурса (об этом наш журнал писал в 2002 и 2003 годах). И судя по тому, что мастер-классы филолога, учителя года Ивановской области Ирины Добротиной и члена жюри конкурса «Учитель года России», учителя физической культуры Григория Погадаева, урок историка из Пскова Натальи Соколовой вышли за рамки назначенного времени, сотрудничество пестовских учителей и «пеликанов» только начинается. До встречи!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту