Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Национальное бедствие. Занятие на тему «Исследования загрязнения окружающей среды с использованием информационных технологий»

Учительская газета, №34 от 22 августа 2017. Читать номер
Автор:

​Занятие по двум предметам – «Экологические основы природопользования» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Интегрированное занятие по дисциплинам «Экологические основы природопользования» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработано для студентов 2‑3‑х курсов СПО. В конспекте четко определены цели и задачи занятия. Используются метод проектов, индивидуальная и групповая форма работы. Данное занятие способствует приобретению студентами компетентности: самостоятельная работа по приобретению знаний с помощью ресурсов Интернета; знание основных понятий, умений по дисциплинам «Экологические основы природопользования» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности».Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.Вид занятия: комбинированный.Форма проведения: интегрированное занятие.Метод: исследовательский.Цели занятия: обобщить знания по темам «Загрязнение окружающей среды» и «Табличный процессор Excel».Задачи урокаОбразовательные:- обеспечение усвоения знаний по темам «Загрязнение окружающей среды» и «Табличный процессор Excel»;- закрепление умения создавать презентации, проекты, строить графики и создавать линию тренда в Excel.Развивающие:- развитие творческих способностей;- развитие познавательных способностей;- развитие логического мышления;- развитие умения работать самостоятельно.Воспитательные:- развитие умения работать в группах;- воспитание внимательности, аккуратности;- воспитание уважительного отношения к природе.Планируемые образовательные результатыЛичностные – развитие коммуникативных навыков, способности к сотрудничеству в процессе образовательной деятельности.Метапредметные:- умение рассуждать логически, делать выводы;- умение корректировать свою деятельность в зависимости от ожидаемых результатов; определять способы действий;- умение оценивать правильность выполнения задания.Предметные:- обобщить знания о загрязнениях окружающей среды, об источниках загрязнений;- формирование информационной, алгоритмической культуры;- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.Обеспечение урока:1. Памятка по составлению презентации.2. Карточки-задания.3. Плакаты: «Требования к офор­м­лению презентации», «Виды загрязнений».4. Компьютеры.5. Проектор.6. Маршрутный лист.7. Лист-рефлексия.8. Видео «Интервью в Пирютино».9. Папки на рабочем столе для создания презентации, сайты для поиска статистических данных.(См. таблицу 1.)Ход урока1. Организационный этапПреподаватель 1: Сегодня мы проводим интегрированное занятие, которое совместило две дисциплины – «Экологические основы природопользования» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности».2‑й этап. Мотивация и актуализацияПреподаватель 1: Предлагаем вам посмотреть видео, выполненное студентом нашего колледжа. Оно называется «Интервью в Пирютино» (небольшой поселок в окрестностях нашего города).Мы не случайно выбрали это видео. Как вы думаете, какова тема нашего занятия? Запишите тему – «Исследование загрязнения окружающей среды с использованием информационных технологий».Цель занятия заключается в том, чтобы исследовать и проанализировать загрязнения окружающей среды, используя знания и умения по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности».3‑й этап. Обобщение и систематизация знанийПреподаватель 1: Более 2000 лет назад великий мыслитель древности Аристотель писал, что «город должен быть построен так, чтобы обеспечить своим жителям безопасность и счастье». Однако большинство современных городов получило вместо «безопасности и счастья» выхлопные газы автомобилей, фабричный дым, выбросы предприятий, сбросы ядовитых отходов в реки и озера. Все это порождает различные болезни человека, животных, растительности.Кромсая лед,Меняем рек теченье.Твердим о том,Что дел невпроворот.Но мы еще придем просить прощеньяУ этих рек, барханов и болот.У самого гигантского восхода,У самого мельчайшего малька.Пока об этом думать неохота,Сейчас нам не до этого пока.Роберт РождественскийПреподаватель 1: Загрязненность окружающей среды в большинстве регионов увеличивается в основном из-за снижения технического уровня производства, износа технологического оборудования. Объем выбросов вредных веществ не снижается, а увеличивается. Проблема отходов производства и потребления в России превращается в национальное бедствие. Экологическая обстановка в России такова, что следует говорить о выживании нации. В очень загрязненных районах катастрофически растет заболеваемость населения.Сегодня мы работаем в малых группах, создаем проекты, презентации.Каждой микрогруппе предлагаются следующие задания:1‑я группа – исследовать загрязнение атмосферы в одном из городов Подмосковья, используя статистические данные за 5 лет (2011‑2016 годы). Возьмите один показатель – содержание углекислого газа в воздухе.2‑я группа – исследовать загрязнение гидросферы в одном из городов Подмосковья, используя статистические данные за 5 лет (2011‑2016 годы).3‑я группа – исследовать загрязнение литосферы в одном из городов Подмосковья, используя статистические данные за 5 лет (2011‑2016 годы). Возьмите один показатель – содержание тяжелых металлов.4‑я группа – исследовать проблему отходов в одном из городов Подмосковья, используя статистические данные за 5 лет (2011‑2016 годы).Преподаватель 1: Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним просмотренное видео и ответим на вопрос: о каких видах загрязнений идет речь? Какие виды загрязнений вы увидели или о каких услышали?Ответьте на вопросы. Каждый правильный ответ – 1 балл (работа на маршрутном листе, взаимопроверка по готовым ответам, выставление баллов).1. Что такое загрязнения?2. Какие вы знаете виды загрязнений в природе?3. Перечислите источники загрязнений атмосферы, гидросферы, почвы.4. Что такое антропогенное загрязнение?5. Какие последствия возникают в результате загрязнения атмосферного воздуха, воды, почвы?6. Какие вещества могут загрязнять почву?Преподаватель 2: Для решения поставленной цели мы будем использовать Интернет и папки на рабочем столе с перечнем сайтов для работы и создания презентации. Для составления презентации используйте программу РowerРoint.В презентации вам необходимо придерживаться плана (рекомендации по составлению презентации находятся в папке):1) введение;2) указание вида загрязнения;3) источники загрязнения;4) основные загрязняющие вещества;5) экологические последствия загрязнений окружающей среды;6) влияние загрязнений на окружающую среду и здоровье человека;7) график изменения степени загрязнения (по заданию для группы) в течение 5 лет;8) составление линии тренда;9) вывод.Работая с определенными сайтами в Интернете, вы получите статистические данные по своей проблеме.Преподаватель задает вопросы:1. С помощью какой офисной программы можно обработать статистические данные и визуализировать их? (Excel.)2. Как построить график в Excel?3. С помощью какого инструмента Excel можно составить прогноз дальнейшего развития событий? (Линия тренда.)Итак, используя программу Excel, составить графики изменения уровня загрязнения в течение 5 лет и построить линию тренда (прогноза) по улучшению или ухудшению ситуации с загрязнением окружающей среды. При работе в Excel необходимо следовать следующему плану:1. Создать таблицу.2. Построить диаграмму.3. Выбрать тип линии тренда.Графики и линию тренда отра­зить в презентации.В конце занятия защита проекта.4‑й этап. Создание проектаОбучающиеся в группах выполняют задание, преподаватели при необходимости консультируют их.5‑й этап. Физкультминутка6‑й этап. Представление проектаПреподаватель 1: Тема нашего занятия, как никогда, актуальна. Вопросы экологии стоят очень остро. Недаром 2017 год назван Годом экологии. Проблема загрязнения окружающей среды требует незамедлительного решения.Представители от каждой микрогруппы представляют поочередно свой проект. После каждой защиты – обсуждение, вопросы по теме презентации.7‑й этап. Подведение итоговПреподаватель 2: Интегрированное занятие позволило нам достичь поставленных целей. Используя ресурсы сети Интернет, мы рассмотрели вопросы загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы, проблему отходов. При этом воспользовались прикладными программами Excel PowerPoint. Создали презентации и представили свои проекты. Во время создания проектов, презентации, графиков студенты работали коллективно, развивая логическое мышление, свои творческие способности, умение делать выводы; отработали навыки и умения работы с компьютером.И только ахает Природа…Весна! Ручьи не умолкают:Потоки в буйстве – там и тут.И в наше озеро стекаютИ удобренья, и мазут.Весь берег стал похож на свалку -Чего, чего тут только нет:Объедки, старые мочалки,Обрывки книжек и газет…Растут те свалки год от годаПо берегам озер и рек,И сокрушается Природа:- Зачем все это, Человек?!Иду таежною долиной…И снова горькие слова:У сосен высохли вершины,С берез осыпалась листва,На травах черные болячки -Беда, куда ни погляди…И разъяснил мне егерь мрачно:- А что? Кислотные дожди……Лес плакал, точно в непогоду,Скрипучей жалобой калек,И я услышал стон Природы:- Что натворил ты, Человек?!Раз в туристическом вояжеЯ искупаться захотел.Но прогулялся возле пляжаИ, верь, раздеться не посмел.Тянуло от воды отравой -Шибали запахи волной.Не море – сточная канаваПлескалась тихо предо мной.Дымили вдалеке заводы,Шумел космический наш век.Но грустным был венец Природы -Ее созданье – Человек.Наш разум стал Природе игом!А не случится ли вдруг так,Что нам самим до Красной книгиОстанется всего лишь шаг?От термоядерных реакцийИ от химических новацийНе раз рвалась потомства нить.Волна чудовищных мутацийГрозит планету затопить.Все может быть, все может статься…Вопрос ребром: быть иль не быть?В.Глебов, «И только ахает Природа…»8‑й этап. РефлексияПреподаватели: Пока мы подсчитываем полученные вами баллы, мы бы хотели узнать ваше мнение о проведенном уроке. Для этого заполните листы «Рефлексия».Вопросы:1. Понравился ли вам сегодняшний урок?2. Что понравилось на уроке?3. Было ли это для вас полезным?4. Ваши пожелания.Преподаватели объявляют оценки, полученные студентами за урок.Преподаватели: Спасибо за работу на уроке!Литература1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, 2011.2. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. – М.: Академия, 2012.3. Михеева Е.В., Титова О.И. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Академия, 2012.4. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. – Ростов-на-Дону, 2010.5. Фуфаев Э.В., Фуфаева Л.И. Пакеты прикладных программ. – М.: Академия, 2011.Татьяна ЖУРАВЛЕВА, преподаватель экологии, Наталия ШАЛЯГИНА, преподаватель информационных технологий Промышленно-экономического колледжа Государственного гуманитарно-технологического университета, Орехово-Зуево, Московская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt