search
main
0

Национальная идея. В России испокон веков и стар, и млад играют в шахматы

Для шахматного всеобуча в России наступает момент истины. Достаточен ли потенциал шахмат для того, чтобы стать полноправным школьным учебным предметом? Ответ на этот вопрос должна дать Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России», которая пройдет с 5 по 8 ноября в Томске.

Продолжение. Начало в №№4, 8, 13, 22, 26, 30, 34, 39, 47, 51 за 2006 год; №№4, 8, 17, 21, 26, 31, 34, 39, 43, 48 за 2007 год; №№9, 13, 18, 22, 26, 31, 34, 40 за 2008 год.Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Один из возможных верных подходов к проблеме шахматного образования найден именно специалистами Томской области. Поэтому «УГ» уже трижды знакомила с опытом томичей: в №51 от 19.12.2006 («В Томске начинают и выигрывают…: Шахматный всеобуч Сибирью прирастать будет»), в №9 от 26.02.2008 («Роман с продолжением: в Сибирские Афины шахматы пришли всерьез и надолго») и в №26 от 24.06.2008 («УМК, инвентарь, кадры…: Результат – государственное дело под названием «шахматы»).

За последнее время в Томской области в самом деле сделано немало. И особую ценность представляет опыт координации действий Департамента общего образования и Шахматной федерации. Именно поэтому могла воплотиться в жизнь масштабная задумка инициаторов всеобуча.

Акценты конференции хорошо видны по названиям пленарных выступлений: «Формирование региональных механизмов поддержки реализации шахматного образования в учреждениях области», «Роль общественных организаций в формировании устойчивого интереса приобщения обучающихся, родителей к шахматному образованию», «Современные подходы к продвижению шахмат как учебного предмета в систему образования России», «Реализация шахматных образовательных программ в условиях сельского муниципалитета», «Шахматный всеобуч как форма повышения качества образования в школе», «Нестандартные подходы по реализации шахматного образования в общеобразовательной школе» и других.

После пленарных выступлений работа конференции будет продолжена в трех секциях: 1) «Проблемы и задачи по разработке Госстандарта и нормативных документов по шахматному образованию»; 2) «Внедрение шахматных занятий в образовательные учреждения»; 3) «Организация специализированного шахматного образования».

Конференция весьма актуальна, ведь пока процесс шахматного всеобуча проходит в России волнообразно и фрагментарно. За последние три года не раз после очередного громкого заявления первых лиц государства о пользе введения шахмат в школьную программу в СМИ вспыхивала дискуссия о необходимости этого шага. Наиболее жаркие дебаты разгорались на многочисленных интернет-форумах, участники которых метали громы и молнии в своих оппонентов. Сторонники всеобуча приводили различные доводы о пользе шахмат для детей. А их противники выражали озабоченность тем, что играть в шахматы заставят гуманитариев.

При этом как противники, так и сторонники шахмат чаще всего весьма нечетко представляют себе, в чем же заключается основная ценность шахмат для детей младшего возраста и как должен проходить урок шахмат.

Дело в том, что не может быть пользы шахмат безотносительно методики и технологии их преподавания. Поэтому шахматы могут стать как злом (если обучение ведется случайным в педагогике человеком, без системы), так и величайшим благом (если обучает педагог-профессионал, владеющий эффективной методикой). Об этом также пойдет речь на конференции.

Уверен, что в числе докладчиков конференции мы увидим специалистов из многих регионов России. И в первую очередь представителей Калмыкии, которая первой в России ввела обязательное шахматное обучение детей в начальной школе. И делегатов из Якутии, в которой шахматы преподают как предмет по выбору. И новаторов из Ханты-Мансийского автономного округа, где в настоящее время шахматы сочетаются с компьютерными технологиями. И гостей из Нижегородской области, где недавно внедрен шахматный факультатив. И делегатов из Татарстана, где немало сделано на ниве всеобуча.

Большой интерес представляет участие в мероприятии специалистов из Псковской области, где с октября 2008 года начат шахматный проект в 100 базовых школах. Следует отметить, что 16 сентября в Пскове был проведен открытый аукцион на право заключения государственного контракта на поставку шахматного оборудования, инвентаря и учебно-методических пособий для области. Выигравшее лот №1 (поставка учебно-методических пособий) издательство точно в срок отправило в данный регион все составляющие учебно-методического комплекта «Шахматы – школе» для двух лет обучения: учебники, пособия для учителя, рабочие тетради, тетради для проверочных работ и задачники.

И теперь школьники Псковской области (как годом ранее учащиеся Томской области) уже начали изучать шахматную науку по учебнику «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны». Для меня – автора курса – это отличный стимул для дальнейших творческих поисков.

Россия – мировой лидер в вопросах преподавания шахмат в детских садах и начальных школах, поэтому я с нетерпением жду встреч с коллегами из других регионов.

Нам есть что обсудить. К примеру, не так давно величайший футболист мира Пеле заявил: «В Бразилии футбол – это национальная идея, объединяющая всех. У вас пока не так». И подумалось: а ведь в России испокон веков стар и млад играют не в футбол, а в шахматы. Почему бы тогда древней игре не стать у нас таким объединительным началом, основанием или важным элементом национальной идеи? Тем более СМИ уже отмечали, что шахматы достойны быть визитной карточкой России.

С результатами работы конференции многотысячный учительский корпус России (читающий «Учительскую газету»), как обычно, сможет познакомиться из первых рук.

Урок 32. До свидания, сказка

Если в начале учебного года большинство занятий проходило с использованием сказок, то ближе к концу ученики все реже встречались с героями нашей сказки Юрой, Клеточкой, Загадаем и Веселым Горизонталиком. И это объяснимо – много времени отнимает решение занимательных шахматных задач (которые и отвечают главной цели курса – развитию способности действовать «в уме»).

И все же не советую забывать на уроках шахмат о сказке совсем. Василий Сухомлинский писал: «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка – его ум, чувства, воображение, волю… Сказка – это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи… Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами».

Поэтому я вновь раскрываю книгу «Удивительные приключения в Шахматной стране» и инсценирую ее последнюю главу «До свидания, Шахматная страна» (в сокращении и с изменениями).

Друзья вернулись в Каиссию и поспешили во дворец шахматного Короля. Их уже ждали Король, Ферзь, Ладья, Слон, Конь, Пешка и Задира.

– Дорогие друзья, Юра и Задира, мы хотим узнать, чему вы научились в Шахматной стране. Слушайте и отвечайте, – проговорил Король.

Первый вопрос задала Ладья:

– Через какую фигуру я могу перепрыгивать?

(Здесь и далее учитель просит учеников помочь Юре.)

– Ладья не перепрыгивает через фигуры, – поспешил ответить Задира.

– Перепрыгивает. Через короля. При рокировке, – сообразил Юра.

– Правильно, – подтвердила Пешка. – А какая шахматная фигура никогда не попадет на первую горизонталь?

– Черный король, – ответил Задира. – Ему туда далеко добираться.

– Нет, белая пешка. Пешки назад не ходят, – сказал Юра.

– Так. Какая фигура не может встать на черные поля? – спросил Слон.

– Не знаю,- огорчился Задира.

– Белопольный слон, – вспомнил Юра.

– Верно. А буквой Г какая фигура ходит?

– Конь! – улыбнулся Юра.

– Какая шахматная фигура ходит и как ладья, и как слон?

– Это… ладья и слон, – промямлил Задира.

– Ферзь, – уверенно сказал Юра.

– Когда я могу прыгнуть через клетку? – прищурился Король.

– Если вам очень страшно, – буркнул Задира.

– Когда рокировка, – ответил Юра.

– Молодец, Юра. Плохо, Задира, – изрек Король.

– Зато я лучше играю,- захныкал Задира. – Дайте нам сыграть.

– Согласен?- спросил у Юры Король.

– Да, – пожалел Задиру Юра. – Но я не знаю, как надо играть, чтобы всегда выигрывать.

– Пока тебе это знать и не положено, – улыбнулся Король. – Играй, играй больше и сам смекай, как лучше играть. Вот проиграешь тысячу партий, будем учиться дальше.

– Я не хочу проигрывать, – огорчился Юра.

– Не будешь проигрывать – не научишься и выигрывать. Сыграйте три партии, – предложил Король.

В первой партии Юра играл белыми и пошел королевской пешкой через поле. Ответным ходом Задира двинул через клетку свою ферзевую пешку. Произошел пешечный размен, и здесь Юра нечаянно задел рукой своего короля. Тот упал, и по правилам Юра был вынужден им сыграть.

(Здесь педагог предлагает ученикам найти самый лучший ход за черных).

– Шах, – Задира перешел черным ферзем по диагонали на другое центральное белое поле.

(Учитель просит учеников проверить, шах ли это.)

– Мне мат, – покраснел Юра.

– Один – ноль в пользу Задиры, – сказал Король.

– Я … случайно выиграл, – вдруг засмущался Задира. – Я и не думал, что мат получится.

Во второй партии белыми играл Задира. Он сразу пошел через клетку правой ладейной пешкой. В ответ Юра сыграл через поле ферзевой пешкой. Вторым ходом Задира двинул ладейную пешку дальше. Юра атаковал эту пешку белопольным слоном. Задира видел, что его пешка защищена ладьей, поэтому напал на черного слона слоновой пешкой. Но Юра не стал уводить слона из-под боя, а сыграл ферзем по вертикали через поле. Задира тотчас побил пешкой черного слона и от радости захлопал в ладоши.

(Педагог предлагает ученикам найти самый лучший ход за черных.)

Юра лукаво улыбнулся и передвинул ферзя через два поля по диагонали в сторону белого короля. Шах и мат! Счет сравнялся: один – один.

В третьей, решающей, партии Задира бесцеремонно снова взял белые фигуры себе. И вскоре, после третьего хода белых, на доске создалось такое положение.

(Учитель просит учеников найти лучший ход за черных.)

Здесь Юра призадумался, а затем напал на ферзя коневой пешкой.

Задира взялся за ферзя, чтобы пойти им на безопасное поле, но только тут сообразил, что отступать-то некуда! Везде белый ферзь теряется!

Без ферзя – какая игра, поэтому Задира прошептал:

– Сдаюсь, – и у него на глаза навернулись слезы.

– Не ругайте Задиру. Он исправится, – вдруг выпалил Юра.

– Я больше не буду проказничать. Я учиться буду, – пробормотал Задира.

Тут Юра заметил, что все смотрят на него с грустью.

– Пора тебе домой собираться, – сказал Юре Король.

Наступила пора прощания.

Задира подкатил чудесный велосипед.

Загадай подарил Юре свою тетрадь, а Веселый Горизонталик – игрушку: крошечного Веселого Горизонталика.

– Чаще играй в шахматы и готовься к новому путешествию в Шахматную страну, – сказала Клеточка.

– А это тебе. Я сам сочинил, – Юра протянул девочке листок бумаги.

На свете есть заветная,

Волшебная игра.

В нее с утра до вечера

Играет детвора.

Там мчатся кони резвые,

Трубят поход слоны,

И клетки черно-белые

Чудес и тайн полны.

Игорь СУХИН, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте