“Не выпендривайтесь, – сказал министр. – Не выпендривайтесь и не зазнавайтесь раньше времени. Расслабляться рано. Сегодняшняя награда – это лишь признание того, что вы можете! Сделан только шаг, а перед вами еще целая вершина, на которую предстоит карабкаться каждый день. Но чем выше, тем меньше там остается людей, тем ценнее ваш результат”.
Впервые лауреаты Федеральной целевой программы “Одаренные дети” собрались в зале коллегии Министерства образования и получили награды из рук министра образования Владимира Филиппова. Программа существует с 1998 года, за это время ее стипендиатами стали 450 ребят, но только в этом году награждение одаренных детей проходило в Москве.
Лауреатами программы в 2000 году стали 125 ребят из 42 регионов: победители международных и российских предметных олимпиад, победители конкурсов системы дополнительного образования и лауреаты фонда “Новые имена” – юные музыканты и художники. Но в зале коллегии собрались не все, только 66 участников программы: те, кто победил на предметных олимпиадах в России, а также победители всероссийских и международных конкурсов, фестивалей, соревнований, выставок. Здесь были юные техники, изобретатели, рационализаторы, фото- и кинолюбители, туристы, лауреаты краеведческих конференций, экологи, лауреаты всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды, спортсмены – победители первенств России по боксу, самбо, лодочным гонкам, настольному теннису, тяжелой атлетике, победители всероссийских сборов военно-патриотических клубов и объединений, слетов юных моряков, лауреаты ежегодной международной научной конференции школьников “Старт в науку”.
Министр вручил ребятам часы, дипломы министерства и денежную премию – 4 тысячи рублей: “Вы сегодня на вершине айсберга, который называется – российская система образования, и в этом ваша сила. За вами 21 миллион школьников – больше, чем жителей в Бельгии!”
Как сложится судьба этих ребят, “элиты нашего будущего” – так их называет министр? Лазаревская Женя из Якутска в прошлом году заняла первое место на Всероссийской олимпиаде по английскому языку, сейчас она учится на первом курсе в Нижегородском государственном лингвистическом университете. Выбрала модную специальность – “специалист по связям с общественностью”. Будет налаживать межкультурные коммуникации, а может, даже проводить предвыборную кампанию будущего президента (кто знает, вдруг он был рядом в том же зале?). “Однако моя мечта – все-таки стать интерьер-дизайнером. А еще очень хочу заняться спортом”, – говорит Женя. Рядом сидит ее новая подруга – тезка из Ярославля. Женя Петухова, в отличие от Жени Лазаревской, уже давно занимается спортом, играет в настольный теннис. В прошлом году заняла первое место на всероссийских соревнованиях. Планы у Жени “наполеоновские” – хочет стать чемпионкой мира, попасть на Олимпийские игры… и уехать за границу. “Это временно, это пройдет, – вмешивается якутянка Женя. – В классе девятом я тоже мечтала попасть за границу, жить там всегда. Потом я прожила год в США и поняла, что нет ничего лучше нашей страны”. Но ярославка Женя настаивала на своем, тем более что контракт с Испанией у нее уже почти подписан…
Радостный день, хорошие часы на руке, большие деньги в конверте, впереди – море заманчивых перспектив. Казалось бы, нет поводов для расстройств. Но были в зале ребята, которым даже в такие минуты трудно забыть о проблемах своих городов, больших и маленьких, близких и очень далеких от министерства и от Москвы.
– Я все время думаю, сколько людей в России не знают своего родного языка! – Александр Алешин, победитель Всероссийской олимпиады по русскому языку, открыл эту спонтанную “конференцию” одаренных детей. – Меня еще больше мучает свое собственное бессилие, потому что я ничего не смогу сделать. Кого я буду учить, когда большая часть нашего поколения потеряна для общества? Я сам из Иркутска, библиотеки там не обновлялись с 70-х годов, ничего нового найти невозможно. Мне кажется, должна быть создана какая-то программа… что-то такое, что бы выдергивало людей из той трясины, в которую они сейчас погружены, из той безысходности и безнадежности. Чтобы та “элита”, которая присутствует здесь, расширялась за счет других детей, чтобы этот “айсберг” был прочным! Чтобы не стояли на нем какие-то крупицы, а чтоб полностью мог реализовываться потенциал талантливых детей. Я думаю, что поиски национальной идеи должны быть продолжены, и хочу предложить свою версию. Уже давно все поняли, что национальная идея не может быть чем-то общим для всех, потому что все люди разные, все не могут мыслить одинаково. Но есть то, что позволяет каждому человеку сохранить свою индивидуальность. Это знания, потому что именно в знаниях корень того, что делает человека настоящей индивидуальностью. Я думаю, что образование должно стать настоящей национальной идеей. Не только министерство, а каждый человек должен стремиться дать знания своим детям. Каждый мог бы помочь школам, приобрести что-нибудь, хотя бы те же компьютеры.
Слушая слова этого мальчика, мне невольно подумалось – может быть, это и есть наш будущий президент?..
Мария ФОМИНА
Комментарии