search
main
0

Начните с самого себя. И готовьтесь к неожиданностям

В этом номере «Учительской газеты» мы подводим итоги первого конкурса для классных руководителей. Материалы, присланные учителями, показывают высокий профессиональный уровень педагогов. Это настоящие исследования, своего рода кандидатские диссертации классных руководителей. Люди, призванные наблюдать за ростом и развитием ребят того или иного возраста, делают свою работу ответственно. Одна из них – учительница из Новосибирска, представившая на конкурс блестящую воспитательную систему.

Школьное образование – это вечная триада: учитель – ученик – родитель. Классный руководитель – это человек, который постоянно взаимодействует со всеми ее участниками. Ученики идут к классному руководителю со всеми проблемами, будь то конфликт с родителями или педагогами. Родители обращаются с просьбами и вопросами, просят помочь разобраться с учителями. Предметники жалуются, просят вызвать родителей, забирают учеников с уроков на олимпиады, конкурсы и соревнования. Администрация школы требует присутствовать на всех мероприятиях класса и школы. Классный руководитель зачастую оказывается своего рода «буфером» между всеми заинтересованными сторонами.

Поэтому, если вам дали класс, воспитание нужно начинать с самого себя. Полезно заниматься аутотренингом. Повторяйте нехитрую мантру: «Все барьеры находятся только внутри меня, я справлюсь». Нужно постоянно быть готовым к неожиданностям.

Коллега рассказывает: «Я замечала, что девочка ведет себя неадекватно, решила поговорить с родителями, мало ли какие причины у подростка. Пришел ее отец, бодро похлопал меня по плечу: «Молодец, что вызвала! Чуть что не так, звони, я ее тут же выпорю!» Как говорится, проблема решилась сама собой. Я собрала всех предметников, кратко обрисовала ситуацию, попросила не делать записей в дневнике и в случае нужды обращаться только ко мне». Увы, часто бывает, что учитель должен выступать в роли защитника, в том числе защищать от родни.

После того как самого себя проработали и воспитали либо заранее, либо по ходу дела, нужно определить приоритеты.

На первом месте стоят дети: на несколько лет вы становитесь третьим родителем для тридцати детей. Ведете их по школьной жизни, смотрите, как они растут. Для начала полезно изучить школьный журнал, личные дела, поговорить со школьным врачом, с психологом. У вас в классе могут оказаться рядом победитель олимпиад и будущий медалист, ребенок с неуравновешенной психикой и тот, кто часто болеет. Будут и те, кто не может или не хочет учиться. У кого-то «никогда не было папы, а мама работает с утра до ночи». Кто-то живет только спортом, другой ходит в художественную студию и не проявляет интереса ни к одному предмету. Ваша задача – работать со всеми и с каждым.

Какова бы ни была ситуация в семье, что бы ни пришлось пережить и узнать ребенку, он остается учащимся, и вам с ним работать. Нужно представлять себе, что такое личностно-ориентированный подход: то, что необходимо одному ребенку, может быть противопоказано другому.

Детей надо хвалить. Быть может, классному руководителю это делать легче, чем остальным учителям, ведь вы видите все предметы. Если ученик имеет тройки по ведущим предметам, но притом прекрасно рисует, участвует в подготовке к каждому школьному празднику, стоит выступить на педсовете, убедить коллег не ругать его постоянно. Может быть, это будущий художник-оформитель… Хорошо, если ребенок проявляет интерес к одному предмету или же интересуется чем-то помимо школы, ходит в кружок, секцию. Вот если интереса нет ни к чему, следует обратиться к специалисту-психологу и провести консультацию с родителями.

Классный руководитель не расстается со списком телефонов и адресов, родители звонят учителю домой в любое время дня и ночи, в выходные. Пришедшие к вам на родительское собрание представители разных поколений и на жизнь смотрят совершенно по-разному. Выработайте свою позицию и не отступайте от нее. На первом собрании объясните, в чем состоит круг ваших обязанностей, чего вы ждете от взрослых. Внимательно присматривайтесь к тем, кто пришел, старайтесь наметить некий «костяк», тот небольшой кружок, на который вы и будете опираться.

Будьте уверены в себе, тогда и взрослые, пришедшие на собрание, воспримут любую просьбу спокойно, будь то подготовка к школьному празднику или выпускному вечеру, словом, к любому мероприятию, которое требует времени и денег.

Учителя-предметники

Став классным руководителем, вы быстро почувствуете, как меняются ваши отношения с коллегами. Даже ваш лучший друг или подруга начнут обращаться к вам по поводу Васи или Маши, независимо от того, отличники это или двоечники. И те и другие требуют особого отношения, нужно внимание со стороны учителей и родных.

Одна из стандартных ситуаций, с которой приходится разбираться классному руководителю, особенно в старших классах: школьник прошел олимпиады разного уровня, значит, пропустил много занятий и явился в школу с победой, например, по математике, но без сочинения по литературе. Учитель-предметник ставит двойку. Требуется вмешательство классного руководителя, администрации школы, чтобы ребенку создали условия, дали возможность нагнать пропущенное. А ведь это все – предмет педагогической этики. Дети, завоевывающие места на олимпиадах, в конкурсах разного уровня, создают репутацию школы, что в конечном счете отражается на положении всех педагогов.

Если вы столкнулись с рядом проблем, которые сразу настораживают, вы видите сложности как в общении и организации работы учащихся, так и на родительских собраниях, полезно составить список проблем и ознакомить с ним администрацию школы. Не ждите, пока ребенок с неустойчивой психикой сорвет урок, пока группка отстающих детей, не справляющихся с домашними заданиями, получит двойки за полугодие. Отметьте, со стороны каких родителей (или заменяющих их взрослых) можно ожидать неприятностей. И сразу обращайтесь к завучу. Одна голова хорошо, а две лучше.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте