Юрий ГРОМЫКО, директор НИИ ИСРОО, доктор психологических наук, профессор, академик РАЕН, лауреат Премии Президента РФ в области образования:
– Религиозный мыслитель Евгений Львович Шифферс утверждал, что всякий гениальный человек живет и движется «с конца». Зная, что он однажды умрет, человек решает проблему личного бессмертия. Но подобная методология необходима и для того, чтобы понять, а что будет в результате реализации намеченных замыслов. Получим ли мы какой бы то ни было результат? И в какой ситуации мы окажемся, этого результата достигнув? Подобный способ размышления позволяет отсеять пустые проекты, в которых никакого результата и не предполагается получить.
Важнейший результат – изменение государственной политики России за последние два года – связан с введением идеи национальных проектов. Национальные проекты – это важнейшее принципиальное завоевание всего нашего народа. Распределение денег – средство реализации некоторых принципиальных идей. Но что должны представлять собой эти идеи?
Долгосрочная идея национального проекта «Образование» состоит в том, чтобы разработать и создать новую институциональную структуру – общенародную российскую Школу будущего, которая должна быть лучшей в мире, и новую модель национального университета следующего социокультурного уклада.
Европейский Союз, формируя экономику знаний, анализирует циклы их «оборота» в различных сферах практики: науке, производстве, образовании – от момента их получения до систематизации и употребления в новых проектах. Скорость включения новых знаний в практику образования в соответствии с проведенным анализом намного ниже, чем в практику других сфер деятельности. Но подготовка подрастающего поколения к вхождению в экономику знаний предполагает, что молодежь умеет работать со знаниями и понимает, как устроено знание. Введение представлений о том, что такое знание, чем оно отличается от информации, как с ним можно работать практически – обнаруживая отсутствие знаний, ставя проблему и включая новое знание в проект, – в этом состоит важнейшая задача российской Школы будущего.
Основная идея ее формирования заключается в том, чтобы, выделив лучшие образцы существующей практики столичного, российского и мирового образования, а также существующие «прорывные» проекты, создать на их основе единую инфраструктуру общенародной Школы будущего в Москве. Эта общая инфраструктура предполагает, что школы будут взаимодействовать со специально созданными центрами («узлами») инфраструктуры Школы будущего, а школы, которые уже сегодня, сейчас оснащены высокими гуманитарными технологиями в соответствии с принципами будущей школы, смогут двинуться еще дальше.
Речь идет не о том, чтобы создать своеобразные «сады чудес», школы для детей олигархов, в которых поездка в Латинскую Америку для поимки редких бабочек – обязательное учебное занятие. И не о том, чтобы перенести в Россию зарекомендовавшие себя в качестве лучших модели учебных заведений Европы или США: специальных закрытых лицеев, колледжей и так далее. Задача состоит в том, чтобы заложить реперные точки практических систем Школы будущего, которая станет обязательным элементом каждой российской школы через 25-50 лет. Но с другой стороны, подобные элементы, ресурсные центры, узловые, реперные точки новой инфраструктуры создаются уже сейчас. Формирование принципиально нового института – Школы будущего – не проект отдельного нового образовательного учреждения, но построение целого комплекса инфраструктур и сетевых узлов, изменяющих российское общество, чтобы в дальнейшем обеспечить превращение любой российской школы в Школу будущего. С другой стороны, очевидно, что подобное институциональное преобразование затрагивает и другие институты, в первую очередь институт личности, поскольку принципиальная неразрешенность вопроса о целях образования упирается в проблему антропологического проекта, представления о том, каким должен быть российский человек в современном мире. Не менее важен институт семьи, который напрямую затрагивается изменением и преобразованием института школы. Родители и ребенок – обязательные участники детско-взрослой образовательной общности. В свою очередь, воспитание как составляющая института Школы будущего влияет на мировоззрение и в то же время зависит от него.
Возможны два совершенно разных понимания, которые мы в равной степени попробовали учесть при разработке и создании Школы будущего. С одной стороны, это школа, которую предстоит построить, уточняя и конкретизируя проект складывающегося института, а с другой стороны, эта школа сегодня учит работать с будущим, которое необходимо формировать и делать. Реальная работа с будущим – это прежде всего освоение проектных и исследовательских методов мышления, получение принципиально новых знаний и употребление их в конкретных практических ситуациях.
Школа будущего – это не школа компьютеров и электронных гаджетов, всяких хитроумных штучек, позволяющих копировать и тиражировать мультимедийные файлы, записывать на камеру работу ребенка на уроке и складывать ее в различные архивы. Все подобные возможности – необходимая, обязательная составляющая того, чтобы ребенок и педагог лучше понимали друг друга, могли осмысливать различные тексты и события в стране и мире. Но, осмыслив информационные технологии как новое эффективное средство коммуникации, российская Школа будущего учит и ребенка, и взрослых работать со знаниями:
ставить проблему и определять, что сомнительно в имеющихся общепринятых устоявшихся представлениях, которые перестают быть знаниями и становятся мнениями;
выдвигать новые гипотезы;
получать экспертизу постановки проблем и выдвижения гипотез со стороны ведущих ученых;
проверять гипотезу и создавать новые модели;
на основе новых моделей разрабатывать новые проекты и реализовывать их.
Школа будущего – это не визуализация и не возможность сделать наглядным старое затверженное знание, которое, возможно, за долгое время уже превратилось в предрассудок. Школа будущего – это возможность за счет схематизации сделать видимым и зрительно воспринимаемым то, что сегодня увидеть невозможно, новые идеализации и создаваемые на их основе модели.
Например, новые идеализации – это получение знания о деятельности в различных сферах практики. Именно подобное знание позволяет школьнику (а также студенту, проектировщику, менеджеру корпорации) сразу представлять, как функционирует будущий космодром, Олимпиада в Сочи, сверхскоростная магистраль, на основе какой деятельности может быть создан коридор развития. Знание о деятельности, а также мышление, коммуникация, действие в ситуации позволяют разрабатывать проекты развития страны и решать очень серьезные социально-экономические проблемы. Подобный тип работы со знанием в Школе будущего должен осуществляться в специально оборудованном виртуальном пространстве на основе Интернета и компьютера, которое мы называем эпистемотекой – сферой организации циклов употребления знаний. Работа со знаниями предполагает освоение эпистемических технологий. Эпистемические технологии отличаются от информационных точно так же, как проектирование жизнедеятельности дома – от прокладки канализации и освещения. Современные канализационные устройства и электрические сети необходимы для полноценной жизнедеятельности, но сама жизнедеятельность не может быть отождествлена со своими условиями. И более того, обсуждать полноценную жизнедеятельность в доме не рекомендуется на языке сантехнических и электрических устройств. Этот язык оказывается необходим, когда возникают авария и нарушение в работе инфраструктур.
Школа будущего – это не школа электронизации и информатизации, но электронизация необходима как предпосылка для создания современных технологий работы со знаниями. Она настолько же важна, как и наличие во всех школах России теплых чистых туалетов и горячего питания. Школа будущего – это общенародная, общенациональная школа. И каждому ребенку России необходимо чувствовать свою защищенность. Для этого мы должны преодолеть общероссийское сиротство.
Школа будущего – это реализация нового проекта российского человека, которая предполагает выращивание многомерного сознания, способностей и компетентностей. Четкое видение, как конкретно школа развивает важнейшие способности – понимание, рефлексию, воображение и схематизацию, мышление, самоопределение и ситуативное действие, проектное и сценарно-игровое действие, – позволяет ответить на вопрос о человеческом потенциале, создаваемом российской школой, и условиях его капитализации. Выявление капитализируемых способностей в форме компетентностей позволяет более четко сформулировать заказ школе со стороны институтов науки, искусства, промышленности, предпринимательских кругов. Но основная задача Школы будущего – это, конечно же, формирование сверхспособностей. Сверхспособности – такие энергийные структуры активности человека, которые либо вообще не выращиваются в современной школе, например, способность визуальных презентаций и схематизации, способность рефлексии и разные типы осознанности, тождественные прозреванию, обретению чувствительности к новым для человека явлениям, либо формируются по сопричастности, а не направленно, например, способность понимания, способность самоопределения.
Российский человек – это человек мира, который обладает ответственностью за все, что происходит в глобальном сообществе с позиции России, и который связан формами осознания со всей мировой историей. Поэтому в современном мире, где сталкиваются интересы различных финансово-политических групп, борьба за понимание и осмысление исторических событий с собственных позиций неизбежна. Формирование исторического сознания и чувство личной ответственности за труд переосмысления исторических событий в Школе будущего крайне необходимы. Историческое сознание – сложный результат взаимопроникновения и взаимосвязи правового сознания: сознания естественного права и чувства справедливости, этического сознания, предполагающего развитие совести и эстетического сознания, основанного на идеалах красоты. Но выращивание всех этих форм сознания опирается на личностное самосознание (идентичность) современного человека, который укоренен в российских традициях и связывает свое будущее с будущим России.
Выращивание личностных форм самосознания российского человека – совести, чувства справедливости и ответственности, умения действовать в соответствии со своим самоопределением вопреки обстоятельствам – важнейшая задача воспитания в Школе будущего. Современного человека волнует проблема личного бессмертия, бессмертия его рода и семьи, бессмертия его Родины. Именно с осмысления проблемы преодоления смерти в человеке начинается Личность. Поэтому воспитание невозможно без знания современным человеком религиозной традиции своего народа и своей семьи в отношении к другим традициям и приобщения к ней по желанию семьи.
Становление собственных позиций и осознание себя формируются в Школе будущего за счет участия в межцивилизационных, межэтнических, межконфессиональных диалогах. В этих диалогах современный человек понимает острую необходимость опоры на ценности традиции, своей Родины, народа, семьи.
Воспитание в Школе будущего предполагает раскрытие для человека непротиворечивой системы ценностей. В соответствии с ними он может не только нравственно оценивать свои поступки и поступки окружающих, включая действия политиков, принимающих решения, но и сам выдвигать организационные инициативы и принимать управленческие решения. Современный человек должен стать не только пассивным зрителем происходящего, он сам должен быть способен инициировать события и участвовать в них. Поэтому важнейшим элементом системы воспитания в Школе будущего станут переговорные площадки учащихся и управленцев, советы самоуправления.
Важнейшая основа Школы будущего – это детско-взрослая образовательная общность, включающая педагогов, учащихся, родителей, управленцев, политиков, ученых, предпринимателей. Детско-взрослая образовательная общность – живой организм. В ней есть место индивидуально-приватному и коллективному пространствам. Подобный взгляд на Школу будущего не позволяет расценивать ее как казенное учреждение. Существуют различные типы детско-взрослых образовательных общностей, которые действуют в соответствии с миссией Школы будущего. На основании типологии общностей и решаемых ими задач можно выделить адаптационную комфортную школу, школу самоидентификации, школу социальной успешности, школу академической успешности, интегративную проектную школу, школу воспроизводства Российской гениальности. Выявляемые детско-образовательные общности открыты. Могут существовать совершенно другие детско-взрослые образовательные общности. Но именно осознание педагогами, учащимися, родителями, в чем их миссия, – необходимый этап включения любой существующей российской школы в проект «Школа будущего». Система самоуправления и внутришкольная демократия, обязательный момент которой – личная ответственность за принимаемые решения, а также содержание образования, которое осваивается в школе, принадлежит реальности детско-взрослой общности.
Важнейшим элементом инфраструктурной платформы Школы будущего станут центры инструкционного дизайна, обеспечивающие:
1) образовательное проектирование и дидактическое конструирование новых единиц содержания образования;
2) создание методических сценариев;
3) разработку психолого-диагностических инструментов, обеспечивающих выявление образовательных результатов.
Создание подобных центров инструкционного дизайна позволяет осуществлять обновление содержания образования постоянно, работая с разными детско-взрослыми образовательными общностями, а также создавать учебные курсы и сценарии для обучения отдельного ребенка, реализуя разработку личностно-ориентированного содержания образования.
Важнейшая проблема создания новых типов содержания образования – построение надпредметных интегративных учебных курсов, позволяющих учащемуся прослеживать взаимосвязь межпредметных связей, устройство предметного специализированного знания и формы организации мышления, охватывающего разные предметные области. Одним из вариантов решения этой проблемы будет построение метапредметов «Знак», «Знание», «Проблема», «Задача», которые реализуются на материале разных учебных дисциплин. Возможно разработать еще ряд таких метапредметов: «Ситуация», «Проект-сценарий-программа», «Сознание-Личность».
Комментарии