search
main
0

Начало – в начальной школе

​Под проектами сегодня понимают самые разные типы работы – от фоторепортажа или пересказа статьи из энциклопедии до индивидуальной технической разработки.

Эти типы деятельности, безусловно, тоже важны и необходимы, но проектную работу наши выпускники, даже отличники, как правило, строить не умеют. Они не умеют создать собственный замысел, перевести его в план, собрать команду, договориться о поддержке и довести все это до результата. Вспоминается анекдот: «Отличники, давайте списывать своим одноклассникам-троечникам – они в будущем возьмут вас к себе на работу». Конечно, далеко не каждый троечник будет успешен в жизни, но беда в том, что быть отличником сегодня не значит иметь гарантии дальнейшей плодотворной деятельности. Так, может быть, мы не тому учим и не то оцениваем? Или не всему тому, что нужно, учим?Учим ли мы наших воспитанников строить свою деятельность, и в том числе проектную деятельность? Существуют дети, словно одаренные деятельностно. Они умеют придумать что-то свое, привлечь сподвижников, убедить взрослых в необходимости поддержки, а еще умеют выполнять разные роли в чужом деле, ставить в чужой деятельности собственные цели и поэтому достигать личного результата. Но таким деятельностным умениям можно и научить практически любого ребенка.Сегодня школьные занятия не формируют деятельностных навыков, а принятые нынче школьные контрольные и даже олимпиадные задания не выявляют деятельностную одаренность. Необходимы новые подходы к обучению. Центральное требование связано с переходом от «обучения исключительно предметам» к организации процесса, обеспечивающего возможности ребенка получить и использовать знания, развивать свои способности и самого себя, достигать метапредметных и личностных результатов обучения. Работа с деятельностными способностями должна осуществляться в школе наряду с обучением по предметам. Для этого нужны другие формы организации урочной и внеурочной работы, введение в учебный процесс разных типов деятельности (проектной, исследовательской, конструкторской), нужен новый тип учебных и проверочных заданий, новые критерии оценивания.Развивать деятельностные возможности и способности позволяет формат проектной деятельности, где ребенок может проявить себя в самых разных ролях в процессе единой деятельности. Но с какого возраста возможно вовлекать ребенка в такую работу? Коллектив исследователей во главе с заведующей лабораторией проектных технологий в образовании МИРО Ладой Алексеевой разработал вариант введения в проектную работу учащихся начальной школы в рамках Московского городского турнира памяти В.Давыдова «Мыслю, знаю, действую». Учащемуся или группе учащихся предлагают серию заданий, которые необходимо выполнить, чтобы выявить и решить некую проблему. Задания выстроены в последовательную линию в соответствии с этапами цикла жизни проекта. Однако в начальном школьном возрасте еще невозможна полноценная проектная деятельность – нет самостоятельного видения проблем, требующих проектного решения, нет соответствующего уровня мотивации, поэтому учащихся включают в квазипроектную деятельность, то есть при работе имитируют основные элементы этапов подготовки проекта без этапа проектного действия. Аналогичный подход к исследовательской деятельности в начальной школе разрабатывал В.Давыдов.Как же это происходит? Любой проект начинается с проблемы. Учащимся предлагают текст, в котором эта проблема спрятана. Текст может быть и художественным, и научным. Но проблема еще не проект, нужно придумать, как эту проблему решить. Для каждой проблемы педагогу нужно подготовить серию заданий так, чтобы ребенок мог перейти от одной задачи к другой, подготовить материал, который можно использовать для выполнения заданий. Ребята проводят анализ условий и ресурсов, которые нужно преодолеть или которые можно использовать для решения проблемы, строят проектный замысел, который нужно зарисовать, – на этом этапе проявляется уровень владения знаковыми средствами. Дальше необходимо обсудить замысел с разными специалистами, то есть построить проектную коммуникацию: ребята придумывают вопросы специалистам, которые могут улучшить их проект. На основании ответов происходит доработка проектной идеи. Идею представляют «широкой общественности», после чего набирают команду и планируют последовательность шагов для воплощения проекта. Такой путь можно проходить в индивидуальном и коллективном режиме.Такая форма работы, когда задания выступают этапами более общей деятельности, совмещает сразу две задачи – диагностическую и обучающую. Если давать такую последовательность заданий для индивидуального выполнения, можно увидеть уровень развития конкретных способов мышления и деятельности (то есть метапредметных умений) и уровень сформированности проектной деятельности. Учащийся должен не просто предъявить предметные знания, которые он получил ранее, не просто транслировать некое правило, но и применить его для решения поставленной конкретной проблемы, то есть соотнести знания с деятельностью.Если же работать с группой или группами детей, то коллективное обсуждение позволяет сделать шаг развития каждому участнику и дополнительно развивает навыки коммуникации. Тут очень важно правильное участие педагога: дискуссия не должна превратиться в пререкания или диктат лидера. Необходимо не потерять цель обсуждения, заметить все конструктивные предложения, требовать обоснования своего мнения, фиксировать отличия и сходство мнений.Коллективная организация занятий также позволяет учитывать индивидуальные различия и возможности обучающихся, как «одаренных», так и «отстающих», – каждый учащийся может выполнять разные роли и проявлять себя в них в соответствии со своими возможностями. Поддержка и обсуждение группой индивидуальных предложений позволяют сделать значительный шаг в развитии. Такая форма проектной работы с учащимися начальной школы очень перспективна.Наш коллектив организует такую работу со школами в форме турнира. Учащиеся московских школ проходят индивидуальные испытания в проектном типе работы. Лучшие школы формируют команды из шести человек для участия в турнире, где они соревнуются в решении какой-то конкретной проблемы. Соревнования проходят по параллелям: вторые, третьи и четвертые классы. В 2013 году темой проектной работы на турнире было освоение экстремальных малоосвоенных территорий нашей страны – полуострова Камчатка и архипелага Земля Франца-Иосифа. В финал вышли шестнадцать школ: №597, 2090, 717(3), 1277, 1207, 2005, 1319, 661, 1286, прогимназии №1752 и №1723, гимназия №1554, лицей №1571, ЦО №218, НОУ СОШ «Образовательный центр ОАО «Газпром» и Новая гуманитарная школа. Спасибо замечательным детям и замечательным учителям за интересную работу!Светлана ФРИК, научный сотрудник лаборатории проектных технологий в образовании МИРО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте