Юбилей человека – особый повод вспомнить о достижениях, заслугах, выстроить в памяти шеренгу добрых дел. А если свой день отмечает целое движение, самое массовое в России? Столетие отечественных профсоюзов перевернуло обыденную профсоюзную жизнь всех сфер отечественной экономики, полную будничных забот о нуждах трудящихся. А работники образования нынче вспоминают еще одну славную дату – 15-летие принятия устава Профсоюза работников образования и науки РФ. Это событие произошло 27 сентября 1990 года. ЦК профсоюза проведет специальный пленум, приуроченный к юбилею, в декабре. А региональные организации и первички уже сегодня собирают педагогов на мероприятия, посвященные празднику. В такой юбилей, справедливо считают профсоюзные лидеры, обязательно нужно рассказать, сколько важных акций, протестных мероприятий провел союз в центре и на местах, сколько раз благодаря профсоюзу учителям повышали зарплату, какие реформы, губительные для российской школы, не прошли, потому что их вовремя остановили защитники педагогов. И, конечно, как не отметить этой юбилейной осенью лучших из лучших – неосвобожденных руководителей первичек, членов профкомов, лидеров теркомов – всех тех, кто каждый день своим трудом доказывает, что главный ресурс нашего профсоюза – человеческий. Несмотря на то что человек 100 лет не живет…
В Ульяновске торжественное собрание, посвященное юбилейным датам, прошло в здании Федерации отраслевых профсоюзов области. Здесь собрались ветераны профсоюзного движения, профактив, заслуженнные и молодые педагоги. Их приветствовали председатель Федерации Виктор Служивой, помощник губернатора Татьяна Сергеева, мэр Ульяновска Сергей Ермаков. Вручались памятные медали, произносились слова благодарности, звучал гимн профсоюза. Все как у всех. Но лишь до тех пор, пока на трибуну не поднялась председатель ульяновского обкома Татьяна Капустина. Ее доклад не отличался бы от сотен других, если бы ему не предшествовала более чем полугодовая подготовка! В архивах Ульяновской области был собран богатейший материал по истории учительского профсоюза. Работа, проделанная ульяновцами, достойна восхищения. Ведь за каждой фамилией стоят сотни перерытых архивных дел, тонны папок со справками, документами… Татьяне Евгеньевне и ее коллегам удалось почти невозможное – восстановить историю профсоюза с первых шагов его становления, обнародовать, казалось бы, давно забытые имена тех, кто стоял у истоков профсоюзного движения области.
Чтобы разместить на страницах газеты эту историческую справку, потребовался бы не один номер. Но самые любопытные материалы, найденные профсоюзными архивистами, мы предлагаем вашему вниманию.
Первым «зародышем» профессионального учительского объединения в Симбирской губернии стало «Общество взаимного вспомоществования учащимся и учившим в народных училищах», возникшее в 1895 году.
Своим появлением на свет оно обязано Александре Александровне Знаменской, известному в Симбирске общественному деятелю и подвижнику. За исключением небольшого перерыва, она стояла во главе Правления общества все годы его работы.
Действительными членами общества согласно уставу могли быть только учителя начальных школ Симбирской губернии, выступавшие в роли опекаемых. Общество обязывалось предоставлять им денежное пособие в «затруднительных случаях жизни», а также «заботиться всеми средствами об улучшении их материального благосостояния».
Почетными членами общества неизменно состояли архиерей, губернатор, предводитель дворянства, председатель земской управы и помещики, сделавшие в его пользу более или менее крупные пожертвования. Кроме того, в состав общества входили соревнователи, платившие годовой членский взнос в размере двух рублей.
Непременным членом Правления общества являлся директор народных училищ, а инспектора училищ выступали в роли рекрутеров – занимались привлечением новых участников на местах.
Первые два года общество согласно своему уставу не оказывало денежной помощи, а накапливало средства. Они составлялись из членских взносов соревнователей, субсидий земств и городов губернии, пожертвований частных лиц, доходов со спектаклей, концертов, лекций, лотерей, а впоследствии платы за содержание детей в интернатах. Размер членского взноса – два рубля в год – оказался непосильным для многих учителей, и общество было вынуждено допустить рассрочку, сначала на четыре, а потом и на десять месяцев.
Благодаря энергии правления сбор средств шел успешно, и через несколько лет со дня основания общества его бюджет составил 5000 рублей. Размер выдаваемого пособия колебался, как правило, в пределах от 25 до 100 рублей. Кроме денежного субсидирования, общество оказывало учительству и другую помощь. Так, 50 педагогов из разных уголков губернии были отправлены на льготных условиях на нижегородскую выставку, где им предоставили общежитие и стол.
В Симбирске содержалось 4 врача, которые оказывали действительным членам общества бесплатную медицинскую помощь, а в одной из аптек учителя могли получать лекарства со скидкой в 50%.
С первого года общество хлопотало о создании общежития для детей педагогов, чтобы облегчить сельским учителям тяжесть содержания своих детей, обучающихся в городе. И в 1898 году это общежитие удалось открыть сначала только для девочек, а затем и для мальчиков. Свой дом для интернатов был приобретен обществом в 1904 году.
С 1907 года при обществе была организована так называемая похоронная касса, которая оказывала единовременную материальную помощь семьям умерших учителей. Участие в кассе было обязательным. Взносы по желанию составляли 30 или 50 копеек, в зависимости от этого пособие семье выдавалось в размере 90 или 120 рублей.
Из года в год общество боролось за свое существование и за те учреждения, которые были им созданы. Но, к сожалению, оно не сумело привлечь в свои ряды значительные массы учителей и прекратило свое существование в 1917 году.
Первые попытки создать подлинно профессиональное объединение педагогов относятся к 1905-1906 годам. Они предпринимались как в самом Симбирске, так и в уездных городах губернии, но были безжалостно подавлены.
О профессиональном движении, вспыхнувшем было среди учительства города Буинска, рассказывают данные, сохранившиеся в делах Симбирского жандармского управления.
Из этих дел видно, что 4 января 1906 года прошел съезд учащих (от слова учитель) Буинского уезда, участники которого решили организовать профессиональный союз. Перед союзом была поставлена вполне определенная задача – всеми средствами бороться за улучшение правового и материального положения педагогов и защищать их от произвола администрации.
На места было разослано воззвание об организации порайонных съездов и о сборе отчислений в пользу союза. Воззвание подчеркивало, что учителям необходимо объединяться «в целях самообороны от администрации, ввиду царящих всюду произвола и безобразия».
В течение года союзные организации успели глубоко внедриться во все уголки уезда, но тут против союза началась ожесточенная административная борьба. Последовали обыски, аресты, увольнения учителей. В результате «карательных» мер многие учителя поторопились выйти из организации, и союзная работа заглохла.
В годы революции и гражданской войны работа по созданию профессионального союза не прекращалась.
В середине января 1919 года в Симбирске было созвано общегородское собрание для организации нового учительского объединения, получившего название «Союз работников школьного дела». Преимущественное внимание уделялось организационной и тарифно-экономической работе, реформированию школ, защите прав учительства. Уже в первые годы существования союза число безработных удалось снизить с 440 до 72 человек. «Пробивались» пенсии учителям, ходатайствовавшим об их назначении. Для работников просвещения была организована юридическая и медицинская помощь, а также «посылка на курорты и в дома отдыха». Издательская комиссия, созданная при губернском комитете союза, напечатала в Симбирске ряд книг по новой орфографии для начальной школы. Работа в профсоюзе не затихала ни на минуту.
28 ноября 1948 года профсоюз работников начальных и средних школ объединился с профсоюзом работников дошкольных учреждений области.
25 апреля 1956 года организация была переименована в профессиональный союз работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, а в 1990 году – в профсоюз работников народного образования и науки.
«На протяжении своей истории областной комитет профсоюза проводил разностороннюю работу. Материалы заседаний президиумов, пленумов и рассматриваемые вопросы свидетельствуют о многообразии обсуждаемых вопросов, отражавших педагогическую деятельность коллективов, быт, культуру и отдых работников учреждений образования области». (Из материалов государственного архива Ульяновской области).
Комментарии