Помните советский фильм про школу «Доживем до понедельника»? Хороший, правильный фильм с хорошими и правильными акцентами. Один из героев в финале емко и по-юношески дерзко дает определение такому сложному понятию, как счастье. «Счастье – это когда тебя понимают». Возможно, что тезис спорный, но ведь и жизнь не состоит из точных формулировок и простых рецептов. Тем не менее в качестве отправной точки, некой идейно-смысловой опоры тезис вполне годится, именно с его помощью попробуем оценить и измерить индекс счастья в радиусе действия школы.
Итак, что же значит «когда тебя понимают»? Понимают – это готовы выслушать, понимают – это знают о тебе многое, иногда даже сокровенное; понимают – это небезучастны к тебе, а готовы помочь, подсказать, поддержать… Понимает ли сегодняшняя школа тех, кто попадает в радиус ее воздействия? Возможно ли измерить уровень этого понимания? Школа всегда была и останется важнейшим социальным институтом, важнейшим этапом в жизни человека, будущего гражданина страны. А коли это так, то и желание, стремление прожить счастливую жизнь во многом зависит от школы. Вывод очевиден – счастливые люди делают счастливой целую страну, а следовательно, счастье страны и государства тоже зависит от того, насколько школа понимает свое социальное окружение, доверяют ли ей.И все-таки… Об измеряемых ли понятиях мы рассуждаем? На наш взгляд, ответ невозможен, если подходить к проблеме со скучными инструментами неживой статистики. Ну не измеряется счастье в цифрах, нельзя в таком вопросе доверять ни различным анкетированиям, ни социологическим опросам, ни качественным показателям успеваемости. Легко можно получить искаженный, надуманный результат, впасть в состояние иллюзорной уверенности, что все идет, как надо. Но при этом легко можно убедиться, понимает ли школа тех, кто доверяет ей. Достаточно прийти на линейку 1 сентября – сколько растроганных мам, пап, бабушек, дедушек пришли порадоваться вместе с робеющим первоклассником началу нового пути! Посмотреть на лица ребят, идущих во вторые, пятые, восьмые классы, что на них – радость от встречи с одноклассниками и учителями, от ожиданий нового учебного года или уже готовые разлиться в бесчисленных зевках скука и апатия?Можно заглянуть на родительское собрание – много ли родителей сидит за партами? Если много, значит, знают: здесь помогут и подскажут, здесь выслушают, здесь можно вместе найти решение любой проблемы. Если родитель приходит в школу к учителю, а не обходит ее стороной в течение одиннадцати лет, то это означает только одно – здесь его понимают.И еще много других возможностей понаблюдать, как проходят в школе концерты и праздники, как работают кружки, как ребята заходят на урок к учителю и как выходят с урока, как реагируют на хорошие и, главное, на плохие оценки. Такое наблюдение чрезвычайно много подскажет внимательному наблюдателю. И если в итоге можно будет с уверенностью сказать: да, здесь понимают тех, для кого школа вообще существует, значит, и индекс счастья в радиусе действия школы достаточно высокий, и будущее такой школы прекрасно.Олег ГЛУХИХ, директор школы №1454 «Центр образования Тимирязевский»4; Юрий КОНОПЛЕВ, учитель русского языка школы №1454 «Центр образования Тимирязевский»
Комментарии