В прошлом учебном году был осуществлен переход начальной школы на новый ФГОС. Математическое образование в соответствии с этим рассматривается с двух сторон. Практическая сторона предполагает, что при обучении математике формируются средства, необходимые младшему школьнику в его продуктивной деятельности (вычислительные навыки, умения распознавать математические объекты, оценивать готовые решения учебной задачи, применять полученные знания в измененных условиях). А духовная связана с мышлением, с овладением математическими способами познания и преобразования окружающего мира.
На развитие этих составляющих математического образования в начальном звене ориентирована программа «Школа России» (учебник «Математика» под авторством М.И.Моро издательства «Просвещение»). В 2023 году издательство «Просвещение» выпустило новые учебники по математике для начальной школы, которые соответствуют новому ФГОС и входят в новый Федеральный перечень учебников от 21.09.2022 года (приказ №858). Достаточно часто в дополнение к учебникам «Математика» М.И.Моро в обучении педагоги используют рабочие тетради автора С.Ю.Кремневой.
Обратимся к учебным пособиям, которые являются прекрасным дополнением к учебнику «Математика» М.И.Моро. Рабочие тетради с 1-го по 4-й класс представлены в двух частях.
В 2023 году издательством «Экзамен» выпущены учебные пособия (рабочие тетради, тетради для проверочных работ) к новым версиям учебников. Важно отметить, что были внесены значительные изменения по сравнению с рабочими тетрадями и тетрадями для проверочных работ, изданными ранее.
Например, в 1-м классе делается акцент на геометрическом материале. Тема «Многоугольник» дополнена материалом о геометрической фигуре «круг». Теперь тема имеет расширенный вид – «Многоугольник. Круг». Аналогичную ситуацию можем наблюдать с темой «Куб», ее границы шире, поскольку вводится еще одна объемная фигура, – «Куб. Шар».
Также в 1-м классе добавлена новая тема «Счет десятками».
Организуя работу на уроке по данной теме, учитель может активно использовать материал, представленный в рабочей тетради. Например, начиная урок, он просит двух добровольцев решить проблемную ситуацию: посчитать, сколько денег находится перед классом (в одной коробке 40 рублей 10-рублевыми монетами, в другой – 40 рублей 1-рублевыми монетами).
Два ребенка у доски перед классом считают. Называют результат своих подсчетов – 40 рублей.
Учитель: Кто справился быстрее? Почему?
Дети: Справился быстрее тот, у кого были 10-рублевые монеты. Их было считать удобнее.
Учитель: Действительно, считать десятками проще, быстрее.
Учитель акцентирует внимание ребят на понятии «десяток» путем представления 10 рублей как суммы 1-рублевых монет, демонстрируя реальные монеты.
Учитель: Посмотрите, как можно записывать десятки.
На доске: 10 = 1 дес., 20 = 2 дес. и т. д.
Учитель: Ребята, давайте с вами потренируемся в этом умении. Откройте рабочие тетради на с. 24. Выполним номер 1.
Дети считают десятками и записывают результаты в рабочую тетрадь.
Учитель: А вы готовы проверить, как быстро вам удается считать десятками? Выполняем номер 2. Что в нем необходимо сделать?
Дети: Соединить линией числа в порядке убывания.
Учитель: Что значит в порядке убывания?
Дети: От большего числа к меньшему.
Учитель: Значит, от какого числа начнем вести линию?
Дети: Начинаем вести линию от 9-го дес.
Учитель: Приступаем. Кто закончил соединять линией, встаем.
По завершении выполнения данного задания весь класс приступает к физкультминутке.
В представленном фрагменте урока мы наблюдали, как учителю просто организовать работу по изучаемой теме, используя уже готовый материал из рабочих тетрадей. Все задания способствуют совершенствованию вычислительных навыков у младших школьников.
Во 2-м классе можно встретить обновление в теме «Столбчатые диаграммы». Прекрасно, что работа по поиску, пониманию, интерпретации, представлению информации углубляется с каждым годом обучения. В первые годы обучения младшие школьники на простейших примерах учатся читать и дополнять таблицы и диаграммы, кодировать информацию в знаково-символьной форме, составлять краткие записи задач в виде графических и знаковых схем. Диаграммы и схемы усложняются в последующих классах (увеличивается количество символов в схемах, они приобретают все более абстрактную форму).
Также во 2-м классе затрагивается тема «Четные и нечетные числа». Раньше ребята знакомились с ней позже, а теперь погружение в нее осуществляется постепенно, ненавязчиво, от простого к сложному.
Попутно можно наблюдать тенденцию в пропедевтической работе по действиям умножения и деления. В 3-м классе происходит углубленное изучение тем, которые ознакомительно затрагивались годом ранее («Увеличение числа в несколько раз», «Уменьшение числа в несколько раз», «Во сколько раз больше? Меньше?», «Умножение и деление с числом «4» и т. д.). Также во 2-м классе наблюдается колоссальная работа с геометрическим материалом. Выделены самостоятельные темы «Противоположенные стороны прямоугольника», «Симметричные фигуры», «Периметр прямоугольника».
Происходят изменения в содержательном аспекте. В 3-м классе вводятся понятие «дрон», текстовые задачи о роботах-манипуляторах, электронной почте и т. д. Авторы решили сложившуюся проблему: содержание многих задач не меняется уже десятки лет, а лишь перепечатывается при переиздании учебников и тетрадей, а вот дети и их интересы меняются стремительно. Я думаю, ребятам гораздо интереснее будет решать задачи про программистов, адвокатов, дизайнеров, журналистов и т. д. Все это позволит оценить необходимость математических знаний в различных востребованных на данный момент профессиях.
В 4-м классе сняты темы «Диаграммы» (перенесена во 2-й класс), «Секунда» (перенесена в 3-й класс). Но все же в раздел «Справочный материал» тема «Диаграммы» добавлена. Также встречаются новые темы «Куб», «Прямоугольный параллелепипед», «Пирамида», «Цилиндр. Конус».
Тенденция к увеличению объема материала из различных разделов математики (арифметики, алгебры, геометрии, логики) направлена на установление перспективы математического образования младших школьников.
Таким образом, стоит отметить общие изменения:
1) оформление стало другим – раньше названия тем были в тексте, теперь вынесены в заголовок;
2) содержание стало более развернутым;
3) появился новый условный значок «Работа с дополнительной информацией»;
4) значок «Работа в паре» заменен на «Работа в команде»;
5) «Наши проекты» заменены на «Проектные задания»;
6) вводятся задания с современным текстовым содержанием;
7) появилась новая нумерация страниц.
Следующее пособие, которое учитель может активно использовать в процессе обучения на уроке математики по программе «Школа России», – «Проверочные работы по математике» издательства «Экзамен» автора Е.В.Трофимовой. В них содержатся тексты проверочных работ и тестов по математике для 1-2-х классов, составленные в полном соответствии с программой и учебно-методическим комплектом пособий по математике авторского коллектива под руководством М.И.Моро. Материал представлен в определенной системе: проверочные работы составлены по отдельным наиболее важным вопросам, на которые разбита каждая тема определенного года обучения, а тесты обеспечивают итоговую проверку всей изученной темы. Все это соответствует требованиям минимума содержания образовательного стандарта и новым учебникам.
Предложенные в пособии проверочные работы и тесты небольшие по объему, а наличие печатной основы позволяет значительно сократить время на их выполнение. Также в пособии предусмотрены задания повышенного уровня сложности, столь необходимые для развития у учащихся познавательного интереса к математике, углубления теоретических знаний и развития практических навыков, повышения уровня математического мышления, расширения математического кругозора.
Пособия подходят для проведения рефлексии в процессе обучения: дети выполняют предложенные работы, сами оценивают и фиксируют результаты своей учебной деятельности и продвижение по каждой из изучаемых тем. Для этого в конце каждого предметного теста детям предлагается «Лента успеха».
Одинаковое оформление рабочих тетрадей и тетрадей для проверочных работ положительно сказывается на восприятии заданий, устраняет излишнюю тревожность и психический дискомфорт при самостоятельном выполнении заданий.
Пособия помогут разнообразить урок математики нестандартным, творческим материалом. А еще одно их важное преимущество в том, что все изменения, внесенные в рабочие тетради и тетради для проверочных работ, полностью соответствуют изменениям в учебниках.
Татьяна АНИСИМОВА, учитель начальных классов медведевской школы №2, Республика Марий Эл
Комментарии