search
main
0

Начальная школа

Мой путь – без станции конечной!..

ХРАМОВА Наталья Александровна, родилась в 1968 году в Саратове. Закончила Саратовский государственный педагогический институт. Педагогический стаж 9 лет. С 1989 года – учитель начальных классов средней общеобразовательной школы # 20 города Балаково Саратовской области.

С первых минут общения старается заинтересовать детей учением. Самое главное – душа учителя. Улыбка Натальи Александровны – ее рабочий инструмент. Поистине “урок ведет – кружева плетет”: четкий отбор материала, все этапы взаимосвязаны, все подчинено единой цели. Материал, представленный ею на заседании педсовета по теме “Сюжетные игры и игровые ситуации и их влияние на развитие художественных способностей учащихся”, был рекомендован к изучению и внедрению в практику работы учителей школы. В своей школе она одна из самых первых начала вести факультативный курс “Речь и культура общения”, основу которого составляет развитие творческого воображения, литературных способностей, вежливости учащихся.

Учитель года-99 Саратовской области.

Какой сегодня удивительный день! Школьный двор, залитый солнечным светом, вес╙лая детвора у центрального входа, волнения, ожидание…

И вот – актовый зал. Улыбки, цветы, поздравления, и невозможно удержаться от радостных сл╙з. Не помню, как поднялась на сцену. Наверное, крылья счастья вознесли меня. Я смогла, я победила, а главное – победила моя школа!..

Четыре дня педагогических состязаний в областном конкурсе “Учитель года-99”. В день представления у меня ещ╙, откровенно говоря, не было уверенности в победе. Нас, конкурсантов, было тринадцать, и мы как-то одинаково воспринимали все наши испытания, удачи и ошибки…

И вот – последний день, день особых волнений и ожиданий. Награждают лауреатов, занявших третье и второе места… И вдруг объявляют: “Победителем областного конкурса “Учитель года-99″ становится Наталья Александровна Храмова!” Не помню, как оказалась на сцене, что говорила, и только лучатся радостью добрые глаза Валентины Константиновны Гранкиной, директора школы, вручавшей мне огромный букет цветов…

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

С. Есенин

Первое сентября – первый осенний день. Ось Земли наклоняется в сторону длинных ночей и холодов, а в школе зажигается светильник знаний. Ни один сигнал не поднимает сразу столько людей, как звонок на урок.

…Первое сентября. Робкая девчонка с огромным бантом и букетиком астр держится за мамину руку. Дрожит детская ручонка, но в т╙плой родительской ладони ей не страшно, да и мама, наклонясь, спокойно говорит: “Вот и стала моя Наташка первоклашкой!”

С мамой мне всегда легко и счастливо: она обязательно найд╙т ласковое слово и даст добрый совет, убедит, успокоит и поддержит в трудную минуту. Мама любит устраивать неожиданные праздники, дарить счастливые моменты. От не╙ исходит тепло души и радость жизни.

Вот уже двадцать лет моя мама – Данилова Екатерина Алексеевна – мой самый главный, над╙жный друг и советчик, учитель, который каждый год первого сентября провожает свою Наташку-ученицу, а теперь Наталью Александровну – учительницу на первый школьный урок.

Простая и сердечная,

Ты – юность моя вечная,

Учительница первая моя.

М. Матусовский

А тогда, двадцать лет назад, вокруг – море цветов, улыбки и смех, радость встречи с друзьями, новые знакомства и необыкновенная красавица Осень, а главное – она, Первая учительница – Исаева Валентина Васильевна. Т╙плый взгляд лучистых глаз, аккуратная высокая прич╙ска, скромное платье и улыбка, добрая, светлая. Она учила нас читать и писать, считать и решать задачи, но самое важное, она каждый день дарила нам частичку своей души.

Наверное, ещ╙ тогда мне неосознанно захотелось стать похожей на не╙, приходить в светлый, ухоженный класс, встречать учеников, стоять у доски и вести за собой маленьких человечков по трудной, но прекрасной жизненной дороге.

К ней и к тысячам первых учителей обращены исполненные благодарности слова Олега Шестинского:

Вы, может, не подозревали

сами,

К нам в душу глядя ясными

глазами,

Что, обучая сч╙ту и письму,

Не просто лишь знакомили

с азами –

Путь намечали сердцу и уму.

Говорят, что не мы выбираем дороги, а они нас. Мысль красивая, но не всегда верная. Во всяком случае дорогу учителя люди выбирают сами. В отличие от других она не обещает ничего, кроме того, что ты станешь учителем. Одним из нескольких миллионов.

Что же или кто же направляет на учительский путь? Живой пример твоего учителя, и я в этом глубоко убеждена. “Каковы сани, таковы и сами”, – метко говорят у нас на Руси. Пожалуй, ни в одной профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственное развитие, гуманное отношение к людям не имеют такого решающего значения, как в профессии учителя. Мало получить только учительский диплом и приобрести определ╙нные навыки преподавательской работы. Надо владеть ещ╙ величайшим из искусств – искусством любить детей. “Любовь, – говорил В.А. Сухомлинский, – это цветы нравственности; нет у человека здорового нравственного корня – нет и благодарной любви”.

Сидя за партой, ты пристально изучала человека, который стоял у доски и в сотый раз объяснял одни и те же формулы и истины. И ты ещ╙ всерь╙з не думала: “Откуда он бер╙т свежие силы, новые чувства?” А ведь кем ему только не приходилось быть! Судь╙й твоих первых суждений о жизни и людях – внимательным и справедливым. Врачом, борющимся с болезнями твоего роста, – чутким и умелым. Тренером твоей памяти, чтобы ты не утонула в бурном потоке знаний.

Учитель прекрасно знает, что результаты его работы часто проявляются в отдал╙нном будущем. Туда, в грядущее время, уходят сегодняшние поколения, а учитель уже встречает “молодняк” и вед╙т его по дороге к истине. В этой на первый взгляд простой учительской эстафете кроется глубинный смысл жизни людей: идти от осознания себя до лучшего применения своих способностей через нравственные искания и жизненные препятствия.

Каждый новый человек – это чистый лист бумаги. На него учитель наносит знаки того, что было, есть и, самое важное, должно быть у сформировавшегося гражданина нашей любимой России. Умом своих воспитанников ум╙н, красотой их красив, здоровьем их здоров удивительный человек по имени Учитель.

Слагается учительское счастье

Из наших ученических побед…

А. Дементьев

Мне повезло: у меня были необыкновенные учителя. Школа для них стала не просто работой – это их душа, их творение, их боль и счастье.

Мастерство учителя – не случайная удача, не счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и… неудачами.

Вот уже двадцать лет школа ? 20 города Балаково является для меня тем освещ╙нным Храмом знаний, где раньше я училась и учу теперь, где меня ждут, где я нужна, без чего я не представляю своей жизни. Жизни беспокойной, радостной, полной неожиданностей.

Моей школе в сентябре будет двадцать лет. Это действительно моя школа: в ней довелось быть ученицей, школьная сцена помогла мне стать солисткой образцово-художественного ансамбля народного танца “Радость”. Именно здесь, на большой сцене, закружил меня в любовном вальсе мой черноглазый одноклассник, ставший мне потом мужем. И было то главное, что делало школу действительно Храмом знаний, – учителя и уроки.

Дайте первую удачу

САНГАДЖИЕВА Александра Сергеевна, родилась в 1955 году в селе Назарово Красноярского края. Закончила Харьковский государственный университет. Педагогический стаж 25 лет. С 1987 года – учитель начальных классов кетченеровской средней школы ? 1 Республики Калмыкии.

Александра Сергеевна является лектором Калмыцкого института повышения квалификации работников образования. Ведет постоянно действующий семинар по проблемам опережающего обучения младших школьников. Возглавляет районный родительский лекторий. Общественный корреспондент районной газеты “Золотой родник”, где ведет рубрику “Родительский час”. В прошлом учебном году на базе ее педагогической мастерской 12 молодых учителей сельских малокомплектных школ района прошли стажерскую практику и увидели, как Александра Сергеевна работает над обновлением содержания начального образования.

Учитель года-99 Республики Калмыкии.

Вот уже 25 лет я работаю учителем начальных классов. Из них шесть раз я входила в первый класс, который для каждого человека является великим Началом его будущей активной жизни. Прав был Гераклит, когда утверждал, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Так и учитель начальных классов. Всякий раз меня ожидали новые поколения детей. Со своими представлениями о школе, учителе, родителях, об окружающем их мире.

Ребенок – это уникальный, неповторимый мир детства. И я убедилась, что учитель, особенно учитель начальных классов, не должен быть только учителем, преподающим учебные предметы. Он должен быть охранителем детства, помощником ребенка в становлении его возможностей, способностей. И в этом смысле учитель начальных классов – прежде всего Педагог. Мы должны помнить, что ребенок самоценен, он уже личность, несмотря на то, что первоклассник. В ваянии этой личности участвует семья, традиции которой, несомненно, необходимо возрождать. Мы для детей – боги, мудрые, не подвластные никакой критике. Идет спор, что важнее: семья или школа? Я считаю, что должна победить гуманистическая концепция образования XXI века: “Ребенок – центр педагогического мироздания!” Это основополагающая философская мысль прогрессивных педагогов всех времен и народов (от Я.Коменского, К.Ушинского до Ш.Амонашвили, В.Шаталова, П.Эрдниева) должна пронизывать всех, кто сопричастен детям, начиная от родителей и заканчивая министрами образования всех уровней. И это ребенок должен чувствовать на каждом уроке при каждом соприкосновении с педагогом. “Сердце отдаю детям”, – так мудро сказал В.Сухомлинский. Именно в отдаче себя ребенку учитель должен находить истоки своего подвижничества, соучастия, сопереживания. Я не согласна, что в школе начинает царствовать технология обучения и воспитания, технология не ради технологии, а как способ сотворчества ребенка и педагога, способ их совместного труда.

Для меня главное, чтобы ребенок, расставаясь со мной, желал встретиться со мной вновь. Моя педагогическая философия очень проста – каждый день ребенок уходит с победой. Один решил задачу, придумал яркий рассказ, сочинил стихотворение. Его посетило творческое озарение. Он увидел какую-то проблему по-иному, так, как я сама себе не представляла. И этом смысле я сама становлюсь ученицей. Такие дети учат меня больше, чем “заорганизованные” мероприятия. Другой ученик одерживает маленькую, но свою победу. Он сделал открытие для самого себя. Мы радуемся каждой победе каждого ребенка. “Дайте, дайте первую удачу!” – призывает Д.Н.Кугультинов. Я могу твердо сказать, что для моих маленьких учеников это не менее важно, чем для взрослых. На мой взгляд, Кугультинов открыл закон педагогики. Очень важно, чтобы ребенок верил в свои силы, считал себя умным, талантливым и верил, что его ожидает трудное, но, несомненно, перспективное будущее.

Дайте, дайте первую удачу!

Пусть в себя поверит человек!

Пусть в приливе радости горячей

Ощутит себя потомком всех,

Кто творил, кто сделал мир богаче…

Дайте, дайте первую удачу!

Дайте, дайте первую удачу!

Чтобы, гордость юную не пряча,

Человек, как молодой орел,

Прянул в небо и себя обрел,

Путь свой во Вселенной обознача!

Дайте, дайте первую удачу!

Конечно, на языке официальной педагогики есть определение всему тому, о чем я говорю: принцип стимулирующего обучения, личностно-ориентированное образование, гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, индивидуализация. Но все это теоретические изыскания, которые, на мой взгляд, необходимо углублять и развивать, ибо теоретическое видение проблем может породить множество методических способов их практического воплощения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте