search
main
0

Начальная школа

Школа жизни

Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики

Пока Земля еще вертится,

Пока еще ярок свет,

Господи, дай же ты каждому,

Чего у него нет.

Я слушаю в себе эти строки и хочу сказать всем учителям: “Пока еще вертится Земля Образования, пока еще мерцает, но не гаснет свет свободы, Господи, пошли всем нам мудрый, добрый, приглашающий к диалогу о сущности вечной педагогики жизни трактат “Школа Жизни” Шалвы Амонашвили. Или, предельно кратко, Господи, пошли нам Амонашвили”.

Трактат “Школа Жизни” и по своему названию, и по жанру нечто особое.

Он не терпит суеты и представляет собой послание из пространства, которое бы Михаил Бахтин назвал Время Большой Культуры. Из этого пространства с нами неспешно беседуют Шекспир и Пушкин, Эразм Роттердамский и Ян Амос Коменский, Жан Пиаже и Лев Семенович Выготский. В этом пространстве и обретает свою историческую родину трактат о труднейшем из ремесел – ремесле гуманистики Шалвы Александровича Амонашвили.

Пересказывать это произведение – это все равно, что пытаться вместить в равнодушную прозу поэзию, музыку и живопись. Поэтому я не буду принижать читателя этим неблагодарным занятием.

Скажу лишь, что трактат “Школа Жизни”, хотя и посвящен прежде всего начальной школе, являет собой долгожданную мировоззренческую педагогику, которая, как воздух, нужна всему нашему образованию. Вряд ли я сильно погрешу против истины, если замечу, что сам Шалва Александрович Амонашвили – большой ребенок, который строит трактат по образу и подобию своему. Ведь им, как и описываемым им Ребенком, правят те же неиссякаемые страсти – страсть к развитию, страсть к взрослению, страсть к свободе. Читая этот трактат, обретаешь Надежду, что все наши мытарства не зря, а победой будут дети, которые пойдут вместе с нами и дальше нас. И исполняешься Верой, что все мы – учителя, как бы ни было тяжело, представители самого вдохновенного искусства на свете – искусства гуманистической педагогики.

Счастливых вам открытий в Мире по имени Амонашвили.

Александр Асмолов

Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов. Со своими основными постулатами – вера в возможности ребенка, раскрытие самобытной природы в ребенке, уважение и утверждение его личности, направление его на служение добру и справедливости – гуманное педагогическое мышление зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий, для возникновения личного творческого педагогического опыта, “своих методов и форм”. Гуманное педагогическое мышление не есть абстракт, оно не есть открытие современной науки и практики. Жизненность его принципов зависит от уровня развития общества и от качества культуры учителя. Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего “момента истины”, из-за чего границы его более расширены, чем границы соответствующей практики.

Предлагаемый ниже трактат есть попытка обобщить применительно к начальному этапу образования результаты теоретических и научно-экспериментальных поисков, проводимых в течение длительного времени в русле общей теории гуманно-личностного подхода к детям в педагогическом процессе. Эти обобщения укладываются в виде целостной образовательной системы, которая должна стать духом для первоначального образовательного этапа, именуемого в трактате “Школой Жизни”.

Цели и задачи трактата

Цель трактата содержит единство следующих трех аспектов:

Дать общую целостную картину образовательного процесса со всеми его составными компонентами, отражающими в качестве своих основ принципы гуманно-личностной педагогики.

Предоставить учителю и учительским коллективам возможность творчески освоить и осуществить образовательную систему, основанную на гуманно-личностной педагогике.

Содействовать распространению идей и опыта гуманно-личностной педагогики и тем самым вытеснению из школьной жизни авторитаризма в любом проявлении.

Качественное осуществление всей системы, описанной в трактате, разумеется, гарантирует высокий уровень духовного, нравственного, личностного и интеллектуального развития каждого ребенка.

Наряду с этим в трактате ставятся также следующие задачи:

Показать силу и реализуемость принципов гуманно-личностного подхода к детям применительно к начальному этапу образования, охватывающему особую ступень детского возраста – от 6 до 11-12 лет.

Описать понятийный аппарат этой системы, дать концептуальный взгляд на ребенка и его природу.

Дать описание базового содержания образования и изложить принципы его организации в качестве образовательно-познавательных и учебных единиц.

Дать качественную характеристику движущей силе образовательного процесса – общению между учителем и детьми, раскрыть суть жизни детей.

Описать облик учителя, строящего свою практику образовательного процесса на началах гуманно-личностной педагогики.

Указать возможные формы взаимосвязи школы и семьи.

Дать описание гарантированных результатов развития детей в условиях гуманно-личностного образовательного процесса.

Эти вопросы не составляют отдельные разделы трактата, они раскрываются по мере описания целостной системы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.

О базовых понятиях

Суть теории гуманно-личностного подхода, лежащая в основе “Школы Жизни”, заключена в небольшой группе базисных понятий. В соответствующих разделах трактата в общих чертах излагается их содержание, порой обновленное, исходящее из исторической семантики или попытки дать толкование сути слова. Содержание этих понятий раскрывается в той мере, в какой оно способствует осмыслению учителем системы гуманно-личностной педагогики в контексте данного трактата и творческому ее осуществлению. Группу базисных понятий составляют: Школа жизни, Образование, Воспитание, Образовательный процесс, Содержание образования, Природа (психика) ребенка, Развитие, Взросление, Свобода, Личность ребенка, Духовность, Духовная жизнь ребенка, Уровни жизни ребенка, Сотрудничество, Общение, Учитель.

О “Школе Жизни”

Иные особо организованные школы, имеющие свою теоретическую базу или определенную специфику, отличную от обычных школ, и в прошлом, и в наши дни носят разные названия. Так, в педагогическом мире существовали и существуют: “Школа радости”, “Школа “Бодрая жизнь”, “Вальдорфская школа”, “Школа Френе”, “Школа самоопределения”, “Школа Жизни”, “Школа завтрашнего дня”, “Школа Сухомлинского”, “Школа Щетинина” и т.д. Естественно, что школы со специальными уклонами тоже имеют свои названия вроде “Гуманитарная школа”, “Музыкальная школа”, “Математическая школа”, “Экономическая школа” и др.

Название “Школа Жизни” не есть изобретение, однако его содержание в том виде, в каком оно излагается в этом трактате, специфично и отличается от содержания разных названий школ. Для пояснения специфики “Школы Жизни” следует обратиться к базовому понятию Школа жизни.

Во-первых, о самой Школе. Содержание понятия Школа связывается с изначальным семантическим значением этого слова. Школа (лат. скале) означает скалистую лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Понятие это имеет религиозно-духовное происхождение, и в нем мыслится процесс становления, совершенствования, восхождения души и духовности человека: Школа (скале) есть скалистые, то есть трудные, требующие силы воли, усердия, преданности ступеньки лестницы восхождения, возвышения души. Школа трактуется так же, как дом радости. Из современного значения Школы утеряна суть духовности и суть радости, и “школа” стала названием учебного заведения, вооружающего подрастающее поколение знаниями и умениями. Не подвергая сомнению значимость знаний в становлении личности ребенка, тем не менее можно утверждать, что качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, возникающих на базе знаний, определяются не только истинностью самих знаний, но их духовной насыщенностью, то есть и личностным отношением человека к знаниям. Надо ли утверждать, что даже опасно для общества давать безнравственному, бездуховному, бессердечному, злому человеку современные высшие знания о законах природы и веществ, психики и Вселенной. В базовом понятии гуманно-личностной педагогики возрождается суть духовного развития и становления растущего человека, суть трудности пути такого становления и мыслится, что все остальное содержание в виде знаний и умений должно быть им усвоено на почве духовности и нравственности.

А теперь о Школе Жизни. Жизнь есть всеначальная сила возникновения и развития всего сущего, всей природы и, разумеется, человека и человеческих сообществ тоже. В бесконечной цепи развития жизни на Земле существуют и конкретные исторические эпохи, характеризующиеся определенными качествами. В развитии человеческих сообществ (государств, наций, народов) возникают исторически сложившиеся условия, предопределяющие качества настоящего и будущего. Носителем изначального импульса жизни является вся природа, вся Вселенная, каждое их конкретное проявление, разумеется, и сам человек. Жив тот, кто хочет жить. Человек есть носитель сознательного, осознанного им импульса жизни. Таким образом, в человеческих сообществах условия или качества настоящей, современной ступеньки жизни и ее проявления в будущем не есть независимая от самих людей действительность. Жизнь будет крепнуть идеями общежития. Осознавая в себе импульсы жизни и руководствуясь идеями общежития и сотрудничества, люди могут целенаправленно менять условия жизни, улучшать ее качество и тем самым менять самих себя – совершенствовать свою духовность, свои знания, расширять грани своих возможностей. Чем более целенаправленно и согласованно они будут действовать, трудиться, творить, тем достигнут большего успеха в улучшении жизни и раскрытии своей человеческой и личностной природы, в познании себя самого. Исходя из этого, гуманно-личностная педагогика принимает классическую формулу, гласящую, что ребенок не только готовится к жизни, но он уже живет.

Как водопад, мчится жизнь, но немногие замечают это движение. Надо открыть ребенку саму жизнь, помочь ему вести наблюдения над явлениями жизни, черпать из них опыт для ее улучшения, выбрать в ней верхний путь. Нужно также, чтобы ребенок постиг закон о бесконечности жизни, о бессмертии и на вопрос: “Зачем я живу?” имел осознанный ответ: “Чтобы познавать и совершенствоваться, утверждая благо и способствуя эволюции человечества”.

Система гуманно-личностного подхода вдохновляет учителя на создание такого образовательного процесса, в котором ребенок в самой жизни научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать ее качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. Источником такого стремления должна стать высокая духовность.

Понятие Школа Жизни, выносимое в качестве названия школы гуманно-личностной направленности, вбирает в себя именно это содержание. Отсюда и принцип, который является стержнем образовательного процесса в “Школе Жизни”: развивать и воспитывать в ребенке жизнь с помощью самой жизни.

Как воспринимать Ребенка

Гуманно-личностный образовательный процесс должен быть пронизан учительским оптимизмом в отношении Ребенка, то есть в отношении каждого конкретного ребенка. Учитель сам верит в формулу “Он все может” и вселяет эту уверенность в Ребенка. Он поощряет детей стремиться к самовоспитанию, к выработке воли и характера, к обогащению и расширению духовного мира, к трудностям в развитии и усвоении знаний, ставит перед ними общие и индивидуальные цели.

Учительский оптимизм в отношении детей зависит от его философского восприятия ребенка. Кем является ребенок для учителя? Если ребенок для него только ученик, воспитанник, который обязан в силу социальной обусловленности усваивать знания и нравственные ценности, то сила оптимизма в образовательном процессе гаснет, и учителю не раз покажется тот или иной ученик, отстающий от других и ведущий себя безалаберно, безнадежным. Чтобы не допустить даже такой мысли у учителя, не говоря уже о проявлении соответствующих ей отношений к таким детям (жалость, грубость, попытки избавиться), он должен быть вооружен, так сказать, педагогической верой, которая будет руководить им и питать его оптимизм. В чем заключается суть этой веры, суть восприятия Ребенка учителем, следующим гуманно-личностной педагогике?

Сперва следует сказать о том, что педагогика как важнейшая форма общественного мышления и деятельности людей есть сложное многогранное явление; она есть и наука, и искусство, и философия, и не обходится она в своей основе без таких постулатов, в которые надо верить, ибо невозможно их доказать научно. В педагогике как общественной форме мышления и тем более деятельности людей доля научно обоснованных закономерностей и потому точных суждений и действий крайне мизерна. Проблема усугубляется тем, что учителя, которые ведут педагогическую деятельность и создают практику, не всегда вооружены полным набором этих научных знаний. В этой важнейшей сфере общественной жизни огромную роль играют творческий опыт, интуитивные решения (их можно назвать интуитивной педагогикой), вековая мудрость. Все это приобретает свою значимость для конкретного учителя в зависимости от того, во что он верит в ребенке.

Продолжение в следующем выпуске “Методической кухни”

Фото Михаила КУЗМИНСКОГО

На “Методической кухне” хозяйничали Ольга КУТАСОВА и Наталья САВЕЛЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте