Книга Валентины лайло – результат экспериментальной работы под руководством кандидата психологических наук, доцента Л.Б.Ермолаевой-Томиной, начатой в 1992 году. В 1-м классе у ребят развивается восприятие, во 2-м – память, в 3-м –
мышление, в средней школе идет комплексное развитие всех этих интеллектуальных навыков.
В настоящее время пособие В.Лайло готовится к выходу в Издательском доме “Дрофа” в составе “Библиотеки учителя начальных классов”.
Печаль… душу печет
“Усиление орфограммы” – один из приемов деятельного запоминания
Продолжение.
Начало в “УГ” NN 20, 24-25 за 1997 г.
В усилении нуждается то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. “Усиление орфограммы” требует большой творческой активности учеников.
Этапы работы
1) Выделение трудной орфограммы.
2) Постановка проблемы: как усилить орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти?
3) Самостоятельный поиск.
4) Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.
5) Выбор каждым учеником индивидуального приема запоминания.
Чтобы достичь желаемого результата – запомнить правильное написание слова, – надо, чтобы ребенок не просто попытался запомнить, а, зная особенности своей памяти, выбрал бы такое индивидуальное средство, которое привело бы к успеху.
Существует немало способов, чтобы “усиление орфограммы” привлекло к ней особое внимание. “Усиление” идет за счет образного представления материала путем выстраивания сюжетной линии для запоминания, сочинения своеобразных рассказов, сказок, стихов, песен, небылиц, несуразиц, шуток, анекдотов и т.п.
Орфограмму можно нарисовать, пропеть, протанцевать, “одушевить”, на нее можно обидеться, рассердиться или гордиться ею, ее можно “считать другом” (если написание орфограммы совпадает с произношением) и наоборот – “неприятелем” (если она пишется не так, как слышится), ей можно задавать вопросы и заставить ее отвечать и т.д.
Выбор способа “усиления” зависит от характера орфограммы: чем труднее буква запоминается, тем большего внимания она к себе требует, тем большим количеством ассоциативных связей она должна “обрасти”, и многие виды памяти (образной, эмоциональной, двигательной и т.д.) на нее должны “поработать”.
Перечислим некоторые эффективные способы “усиления орфограммы”
Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета
Например, в словах одуванчик, ромашка, пуговица, копейка, монета, ремень, кофта непроверяемые орфограммы “о”, “е”, “ф” напоминают своим очертанием внешний вид самого предмета: одуванчик, ромашка, пуговица, монета, копейка – сами круглы, как буква “о”, которую в них надо запомнить; ремень – опоясывается вокруг талии в виде “е”; кофта (если она с рукавами-фонариками) фасоном напоминает “ф”.
Запоминание будет эффективно, если эти слова ребята запишут в свои словарики необычно – на месте запоминаемой орфограммы нарисуют сам предмет.
Деление слова на входящие в него слова
Блокнот – “блок”, т.е. несколько листов бумаги.
Варежка – хорошо, что тут живет “еж”, а не “еж”, а то как носить колючую варежку?
Гастроном – можно ли купить в гастрономе несколько “астр”?
Горизонт – “гори”, “зонт”!
Комар – как могут уместиться в таком крошечном насекомом “ком” и “омар”?
Комета – пишется так же, как “ком”.
Метро – пишется, как “метр”.
Овраг – “о” – “враг”.
Пирог – с пирогом можно закатить “пир” на весь мир!
Помидор – тут запоминаем гласные “о”, “и”. Внутри овоща живут два семечка по имени “Пом и Дор” – замечательные помощники правописания.
Рабочий – пишется, как “раб”.
Усиление путем составления ребусов
Заучивание обобщенным способом
Психологи называют этот прием “вешалкой”. Знаю написание одного слова – “вешаю” на него другие слова, которые пишутся так же. Например, на кОрову можно “повесить” кОньки, сОроку, сОбаку и т.д.
Преимущество этого способа в том, что одновременно заучивается несколько слов.
“Усиление орфограммы” путем возвращения в забытую этимологию слова
Для этимологического разбора отбираются только такие слова, когда обращение к истории слова помогает найти самого нужного “родственника” – проверочное слово для орфограммы, которая прежде считалась непроверяемой. Оказывается, например, что ныне непроверяемая “е” в слове береза может быть проверена словом “белый”, так как этимологический словарь гласит, что дерево так названо за цвет ствола; а непроверяемая “о” в богатый – словом “бог”, потому что это однокоренные слова.
При возвращении к истокам слова происходит понимание детьми сущности современных слов, обогащение словарного запаса. Поэтому при “усилении” подобным образом учителю следует делать установку на запоминание не только правописания слов, но и на их происхождение.
Этимологическая справка
Балкон – от слова “балка” (из Италии) – помост, устроенный на заложенных в стену балках.
Богатый – слово связано со словом “бог”. Прежнее значение слова было таково: “наделенный свыше всякими благами счастливец”.
Ботинок – от слова “боты”. В переводе с французского “ботт” – сапог.
Верблюд – прежнее название слова было “вельблуд” – “великий блудяга”.
Дежурный – по-французски “де жур” означает “на тот день”.
Дневник – в переводе с французского “ежедневный”.
Жаворонок – значение слова близко к слову “ворон”, а “жа” – звукоподражание пению птички.
Завод – от слова “водить” (в смысле “заводить” что-либо или кого-либо), поэтому старый состав слова такой: за – приставка, вод – корень.
Конечно – от слова “кон” в значении “ряд, порядок”. Исходное значение слова – “в конце концов”.
Коричневый – может быть проверено словом “корка”. Родственное слово – корица. Коричневый – значит цвета корицы – красновато-бурого порошка из коры тропического дерева.
Лягушка – от слова “ляга”, означавшего “ляжка”, то есть “бедро”. Бедра – “ляжки” – характерные части тела этого животного, отсюда и название.
Малина – от слова “малый”, так как ягода состоит из множества малых ягодок.
Математика – от греческого слова “матэма”, означавшего “наука”, “знание”.
Мотылек – старый корень слова “мот”, от глагола “мотается”, то есть носится туда-сюда.
Насекомое – от слова “насечка”, т.е. надрез: тело насекомых будто бы расчленено на отдельные членики насечками.
Облако – от “обволакивать”.
Печаль – от глагола “печь”; печаль – то, что жжет, печет душу.
Позор – то, на что “зрят”, т.е. смотрят – вот каково было первоначальное значение слова. Получается, что безударная гласная “о” – в приставке.
Пример – слово образовалось от “мерить” с помощью приставки при.
Солдат – связано с итальянским словом “сольдо” – название монеты и жалованья.
Сосед – слово образовано от “сидеть” с помощью приставки со.
Спасибо – когда-то вместо этого слова произносилось сочетание двух слов “спаси (тебя) бог” как исполненное благодарности пожелание.
Топор – от “топать” – этот глагол с ударением на первом слоге некогда значил “ударять”, “рубить”. “Топор” – это буквально “топало”.
Черепаха – значение корня “череп” близко к слову “черепица”, “скорлупа”.
Итак, перечислены возможные приемы “усиления” запоминаемого материала. Цель этой работы – научить ребят овладеть не только приемами запоминания, но и навыками по отбору наиболее продуктивных приемов, исходя из характера заучиваемого материала, а также из особенностей памяти каждого ученика.
Для этого учитель должен ориентировать ребят на самостоятельный поиск и придумывание, вовлекать их в разные виды деятельности, создавать на уроке условия для творчества, фантазии и обязательно побуждать ребят к выбору индивидуального способа запоминания – такого наилучшего приема, который компенсировал бы недостатки памяти каждого ученика.
Поэтому итогом любого “усиления” должен стать не коллективно выбранный вариант, а тот, который ребенок найдет для себя сам.
Валентина ЛАЙЛО
Паутины вьется нить, мне готовят сети…
Игровые задания
чить, играя – оспаривать эту заповедь не станет никто.
На обобщающих уроках литературы я провожу с детьми викторины, посвященные сказкам разных народов, сказочным человечкам. Дети с большим удовольствием готовятся к этим викторинам. Класс делится на команды-соперники. За правильные ответы ребята получают очки (жетоны). В конце состязания мы подсчитываем количество набранных очков и определяем победителя викторины. За хорошие ответы дети награждаются призами-книгами.
Значительно оживляют занятия различные игры, которые используются при сообщении нового материала, проверке накопленного словарного запаса учеников или при закреплении уже знакомых выражений. Игры способствуют развитию у детей привычки всматриваться в текст и вслушиваться в речь.
Игра “Где моя половина?”
Для игры берутся разрезанные ломаной линией карточки или кружки, на каждой половине которых имеется часть образного выражения:
как сыр – в масле кататься;
яблоку – негде упасть;
глаза – разбежались;
кот – наплакал.
Игра может быть использована при ознакомлении с новыми выражениями, при закреплении материала.
Игра “Не зевай!”
Для игры необходимо подготовить карточки (открытки), на каждой из которых написано по одному предложению, содержащему знакомые детям образные выражения:
Стыдно работать спустя рукава.
Со всех ног бросилась курочка к кузнецу.
Сообща любое дело по плечу и т.д.
В игре участвуют все дети. Условия игры: как только ведущий прочтет предложение, ученик должен сейчас же его повторить, заменив выражение синонимичными ему словами. (Петушок во все горло закричал: “Ку-ка-ре-ку!” – петушок очень громко закричал: “Ку-ка-ре-ку!”)
Обобщающий урок по разделу “Сказочные человечки”
Цель урока: систематизировать знания детей по теме “Сказочные человечки”.
Задачи: понять замысел автора; выработать свою точку зрения на прочитанное; закрепить понятие героя, характеристика героя, описание его характера, поступка, отношение автора к своим героям, положительные и отрицательные герои.
Оборудование:
1. Картинки со сказочными героями: Буратино, Пьеро, Чиполлино, Пятачок, Хоббит, Карлсон.
2. Кроссворд – на доске.
3. Выставка детских рисунков и книг.
4. Листочки-карточки с названиями произведений.
5. Грамзаписи песенок Винни-Пуха и Чиполлино.
6. Инсценировка эпизодов из сказок.
7. Жетоны для очков.
8. Призы – книги для победителей.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя:
а) показ выставки рисунков;
б) показ выставки книг.
II. Инсценировка эпизодов из прочитанных произведений.
Учитель: “Нам понравились некоторые художественные произведения, и дети решили показать отрывки из них. На столе у каждой команды лежат карточки с названиями и автором произведения. Вы должны поднять ту карточку, на которой написано произведение, отрывок которого вы увидели”.
Дети показывают свои инсценировки по командам. Названия команд написаны на карточках.
“Знайки” – отрывок из “Приключений Чиполлино”;
“Сказочники” – отрывок из “Винни-Пуха”;
“Планета Х” – отрывок из “Шляпы Волшебника”;
“Волшебники” – отрывок из “Приключений Буратино”;
“Самоделки” – отрывок из “Хоббита”.
III. Отгадывание кроссворда.
Учитель: “Отгадайте, какие герои спрятаны в этом кроссворде?”
1. Чиполлино – включаю грамзапись песенки.
2. Пятачок – друг этого героя любил сочинять разные песенки: ворчалки, сопелки, шумелки и т.д. Послушайте их.
3. Хоббит – этот герой был отважным путешественником и сочинял стихи. На доске записаны стихи, ученики хором по командам читают их.
Паутины вьется нить,
Мне готовят сети,
Но меня им не скрутить
Ни за что на свете.
Вот я! Вот! Вам везет,
Слушайте, глядите!
Пауки, дураки,
Ну-ка, догоните!
Ребята отгадывают героев и рядом с номером в кроссворде прикрепляются картинки с изображением героя.
4. Карлсон – характеристика этого героя записана на доске.
Это маленький, толстенький, самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать.
Учитель “Обьясните, что значит самоуверенный?”
5. Буратино – об этом герое я хочу прочитать строчки из книги. Дается характеристика поведения Буратино за столом.
6. Пьеро – звучит грамзапись.
IV. Подведение итогов викторины. Награждение победителей.
Анастасия
ХАРЛАМОВА,
учитель начальных классов 656-й московской школы
Истина бывает настолько проста, что в нее не верят.
Фанни ЛЕВАЛЬД
Комментарии