search
main
0

Начальная школа

Полярная звезда – гвоздь неба

Каким мы представляем учителя начальных классов? Конечно, добрым, веселым, ласковым… Если речь идет о конкурсе “Учитель года”, то желательно, и артистичным. А уж если учитель начальных классов – мужчина (что само по себе явление довольно редкое), то, вероятнее всего, жюри отдаст предпочтение именно ему. Потому что конкурс – это прежде всего праздник. Игра. И не только игра случая. Игра по сути своей. Участники и организаторы, зрители и сопровождающие – все, словно вернувшись в детство, самозабвенно играют.

А уж учителю начальных классов играть сам Бог велел! Три урока (Светланы Кишмаховой, Татьяны Стародубцевой и Хасанби Амшокова) мы наблюдали, как ученики 1-го и 2-го классов обучались с помощью принцесс, Змея Горыныча, Бабы Яги, “прыгали с парашютом”, “путешествовали по лесу”, “ездили на автобусе”… Понятно, что игровая деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей. Все дети любят поиграть. Но сказочный элемент сделался главным, оттеснив на второй план собственно учебу. Существует и такая опасность: игровой период – особенно если его культивировать – может слишком затянуться, а это, согласитесь, не самый лучший вариант. Не слишком ли много появилось в нашей жизни людей, для которых игра стала главным делом жизни?

“У каждого ребенка свой темп развития, – напомнила присутствующим Ольга Мезенина, учитель 25-й сургутской школы. – Игровая деятельность у детей может закончиться в разное время. У моих учеников ведущей является деятельность учебная. На наших уроках нет Незнаек и Чебурашек. Мы играем с учебным материалом…”

После проведения конкурсных уроков учителя из номинации “начальная школа” четко разделились на две группы – сторонники традиционной и нетрадиционной методик. Это деление подчеркивали постоянно и члены жюри, и сами конкурсанты.

Об уроках традиционных

Каждый из них был хорош по-своему. Светлана Кишмахова из 18-й школы города Черкесска порадовала всех своей увлеченностью и артистизмом. Татьяна Стародубцева (Самара) показала множество находок в работе над родным словом. Урок Хасанби Амшокова был полностью игровым. На мой взгляд, такого количества сказочных персонажей-пособий не требовалось; они скорее развлекали детей, чем помогали вести урок. Но у Хасанби другая сильная сторона. Он добрый и нежный человек, очень трогательно относящийся к детям. Это отмечали все, кто видел его уроки. Хасанби Амшокова называли на конкурсе “генератором добра и улыбки”, “светящимся эльфом”, “образом большой любви”, “неисчерпаемым кладезем талантов”… Все это действительно так. Хасанби – и учитель начальных классов, и химик-биолог, и дипломированный специалист в области нетрадиционной медицины. Не случайно в ? 29 “УГ” за 1998 год о нем появился большой материал “Тюльпан на парте”, написанный Марком Поташником.

Мэри Поппинс из Трехгорного

Урок математики, проведенный Ольгой Мезениной, был строгим, спокойным, деловым. Третьеклассники считали, решали задачи, работали с текстом, делали выводы… и были увлечены происходящим нисколько не меньше, чем дети со “сказочных” уроков. Ольга преподает по системе Эльконина-Давыдова, и поэтому она была заведомо поставлена в условия более сложные, чем остальные конкурсанты: класс, в котором она давала урок, занимается по традиционной методике. В последние годы систему развивающего обучения “уравняли в правах” с традиционной и занковской, но до сих пор многие относятся к ней настороженно. Что уж говорить об уроке Марины Калмыковой по методике Марии Монтессори! После окончания двух этих блестящих уроков жюри забросало Ольгу и Марину вопросами, в которых остро чувствовалось неприятие увиденного.

Больше всех досталось Марине Калмыковой. Жюри уверяло ее, что с возбудимыми детьми ей не справиться, а Марина рассказывала, что после нескольких занятий по системе Монтессори даже такие сложные дети довольно быстро успокаиваются и работают хорошо. Жюри констатировало: ни у Эльконина-Давыдова, ни у Монтессори преемственности в среднем звене нет, а Ольга и Марина отвечали: есть. В сургутской 25-й, где работает Ольга Мезенина, нет традиционных классов, все развивающие. Эта школа – экспериментальная площадка Московского психологического института. А Марина Калмыкова недавно получила филологическое образование – и сама возьмет своих ребятишек на следующий год (сейчас у нее четвероклассники). В 5-м классе ребята получат возможность позаниматься на кратковременных курсах и факультативах и выбрать себе занятие по душе. (Напомню, право выбора в системе Марии Монтессори – основополагающее). Нельзя не вспомнить и о том, что урок в системе Монтессори существенно отличается от урока обычного, да и отметок детям здесь не ставят (нет отметок и у Ольги Мезениной). И еще важная деталь: после начальной школы по системе Монтессори ребята умеют учиться сами, и неважно, по какому учебнику они будут заниматься и у какого учителя…

Ольгу и Марину поддержала Марина Аромштам, самый молодой член жюри. “Для меня важно, насколько учитель умеет рисковать. Вы вышли на конкурс с альтернативными системами. Но сама альтернативность выводит степень вашего риска на вершину. Уже то, что вы дошли до этой ступени и вас посмотрели, – некое событие…”

Урок Марины Калмыковой, учительницы 109-й школы из города Трехгорный Челябинской области, захватил меня целиком. Прежде мне никогда не приходилось видеть Монтессори-урока. Рефлексивный круг, занятия по выбору, групповые упражнения, увлекательный рассказ учителя на интереснейшую тему – “Единицы времени”. С каким восторгом слушали Марину ребята! Потом, сидя на коврике, они отсчитывали на бусинах век, тысячелетие,.. свой возраст. Думали, спрашивали, сомневались… Словно Мэри Поппинс с синим зонтиком в руках, предстала перед ними Марина. На зонтике серебряные звезды, а в рассказе – Большая Медведица, и обычаи древности, и Полярная звезда – “гвоздь неба”. В конце урока ребята письменно отвечали на вопросы. Справились не все, и это понятно. Дети впервые занимались по новой системе. К тому же урока как такового в системе Монтессори нет, и оценить результаты конкретного занятия (вырванных из общего контекста 40 минут) в данном случае было невозможно. Урок по системе Монтессори изначально не мог вписаться в узкие конкурсные рамки. Поэтому на будущее имеет смысл либо выделить альтернативную педагогику в отдельную номинацию, либо вообще не оценивать ее в общем зачете.

Там, вдали…

Победителем в номинации, вышедшим на второй этап конкурса и попавшим впоследствии в главную пятерку, стал Хасанби Амшоков. Его урок-импровизация был тщательно подготовлен и отлично срежиссирован. Но все-таки уроком в полном смысле этого слова, на мой взгляд, его назвать было нельзя. Мини-спектакль, розыгрыш, игра взрослых – да. Зал от души смеялся. Смех смехом, но за номинацию было немного обидно – урок Хасанби явно проигрывал всем остальным. Или это отношение к начальным классам такое – чуть снисходительное?

Перед заключительным финалом члены предметного жюри встретились со своими подопечными. Прошло второе, неформальное обсуждение уроков и возникших проблем. Итог подвела Зинаида Климентовская: “В будущем я вижу вас на большой вершине. На сегодняшний день вам не хватило, может быть, опыта, именно вашего личного начала в рамках выбранной вами системы… Там, вдали, я вижу вас действительно учителями с большой буквы…”

Наталья САВЕЛЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте