Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Архив ФГОС: новые стандарты для школы

Началась разработка профстандарта воспитателя сиротских учреждений

Дата: 05 февраля 2018, 12:35
Автор:

В России начинается разработка профстандарта воспитателя сиротских учреждений. С одобрения Минтруда и Минобрнауки России эта работа возложена на благотворительный фонд “Арифметика добра”.

Уже четыре года в России пытаются переделать детские сиротские учреждения. Согласно Постановлению Правительства РФ №481, принятому в 2014 году, эти организации должны быть организованы по семейному типу. Внешняя миссия тоже должна соответствовать внутренним принципам. Суть нынешних детских домов – быть временным прибежищем для ребенка, на период до его устройства на воспитание в семью. То есть, условия жизни в детском доме должны быть приближены к семейным, домашним. Но это значит, что и сотрудники учреждения должны выполнять “семейные функции” – по крайней мере, быть значимыми взрослыми для детей, если уж они не могут быть им настоящими папами и мамами (хотя понятие «социальная мама» было введено).

Но на деле, говорят эксперты в сфере социального сиротства, изменения в основном пока только «фасадные». «Детские дома провели ремонты, перестроили помещения, организовав «квартиры» со своими кухнями, гостиными, спальнями. В каждой такой «квартире» не более 8 детей и при них постоянный воспитатель, «социальная мама», – замечает Диана Машкова, руководитель Клуба «Азбука приемной семьи» благотворительного фонда «Арифметика добра». – Но так же как кухни в этих «квартирах» не используются, холодильники остаются пустыми, плиты холодными, а дети по-прежнему питаются в столовой по давно укоренившейся традиции, так и изменившие названия воспитатели не могут стать “мамами”».
Проблема еще и в том, что к воспитателям нет и требований: ведь никакого профессионального стандарта педагога семейного воспитания не существует. Да и профессия эта непонятна. «На воспитателя детского дома не учат. Учили этих специалистов просто на воспитателя, как в детском саду, например, или на педагога, как в школе, – говорит Диана Машкова. – Хотя, согласитесь, функции учителя или воспитателя и мамы, пусть даже временной, отличаются, как небо и земля. Вот об этом и идет сейчас речь».
«Без изменений в работе воспитателя реформирование в сиротских учреждениях останется формальным, – подчеркивает Владимир Кабанов, руководитель направления по взаимодействию с органами власти фонда «Арифметика добра», кандидат педагогических наук. – Какие функции должен выполнять этот воспитатель, какими знаниями и компетенциями он должен обладать? Ответы на эти и другие вопросы по профессиональной деятельности должны быть в профстандарте, утвержденном Минтрудом России. Однако такого профстандарта пока нет. Поэтому наш фонд, имеющий одной из целей своей деятельности системное изменение в сфере сиротства, выступил с инициативой разработки такого профстандарта».
В январе 2018 года на совещании в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации инициатива фонда «Арифметика добра» была поддержана. А позже прошло заседание рабочей группы в Минобрнауки России по разработке профстандарата, в котором приняли участие представители Центрального Совета Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Теперь фонд «Арифметика добра» займется разработкой профстандарта воспитателей детских сиротских учреждений.
А вот что должно быть в профстандарте? «Мне кажется, воспитатель должен быть гибким. Из моих наблюдений, этим специалистам в принципе не хватает понимания, что в сиротских учреждениях находятся разные дети, разные по возрасту, по потребностям, по заболеваниям, – считает Артем Меньшов, сотрудник фонда «Арифметика добра», куратор программы «Наставники», имеющий опыт работы в детском доме. – А еще воспитателю важно понимать и чувствовать, что любить надо не конкретного ребенка в своей группе, а всех детей в целом. Но не в ущерб профессионализму. Заменить маму не получится, и не надо, сотрудник должен ее подобрать, и помочь ребенку включиться в новую семью».
Не хватает, конечно же, знаний. «Всегда, когда прихожу в детский дом, сталкиваюсь с сопротивлением большинства сотрудников – от технички до директора. Когда предлагаем свою помощь и участие в жизни детей, слышим в ответ: «Мы сами все знаем, и умеем, и делаем». Когда же воспитатели все-таки включаются в нашу работу с детьми, мы часто наблюдаем, мягко говоря, незнание в очевидных вопросах, – рассказывает Анастасия Сорокина, руководитель программы «Наставники» фонда «Арифметика добра». – Например, ребенок, которого неделю как изъяли из семьи, грустит и отказывается веселиться со всеми, а таких детей могут сразу привести к нам на занятия. Или, например, воспитатели, боясь ранить детей, скрывают от них очевидную правду – не рассказывают о скором перемещении, о предстоящем расставании, о смерти и так далее».
Психологическая неготовность сотрудников детских домов тоже часто налицо. Например, воспитатели переносят свой негативный опыт на жизнь детей-подопечных: позволяют себе осуждать их поведение, не разбираясь в причинах; могут манипулировать ими, не отдавая себе в этом отчета; могут тонко оскорблять. Или наоборот: детей слишком сильно опекают, не дают возможности принимать самостоятельные решения, совершать ошибки, замечает эксперт.
Причинами такого поведения воспитателей в детских сиротских учреждениях могут быть и эмоциональное, и профессиональное выгорание в силу постоянной стрессовой ситуации, так что здесь нужна и регулярная помощь сторонних специалистов.
«Профстандарт, на мой взгляд, поможет всем участникам процесса говорить на одном языке, оперировать одинаковыми понятиями, пользоваться доступными инструментами для узкой специальной категории детей», – убеждена Анастасия Сорокина.
«На мой личный взгляд, вопрос не только в воспитателях детских домов. Он гораздо глубже. На сегодняшний день и приемные родители, которые заботятся о детях-сиротах по заключенному с государством договору, также не имеют четко прописанного стандарта», – напоминает Диана Машкова. Поэтому до сих пор существует непонимание и споры, что же является обязанностями приемных родителей, а на что они имеют право. Это, убеждена Диана Машкова, влияет и на некоторую нелояльность общества к институту приемной семьи. «Нет понимания, что приемные родители это люди, которые выполняют важную социальную функцию. Они не просто любят ребенка и заботятся о нем, но работают над его реабилитацией, социализацией, трудятся над проработкой множественных травм. И здесь нужен не только родительский, но и профессиональный подход».
Профстандарт воспитателя сиротских учреждений поможет не только самим воспитателям, но и приемным родителям сориентироваться и в этих сложных вопросах, поможет упорядочить многие понятия и отношения.
Фонд «Арифметика добра» призывает специалистов к сотрудничеству и ждет желающих подключиться к работе над профстандартом.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt