В начале 90-х провозгласили: “Школа вне политики”. Этот лозунг аналогичен указу: быть среди зимы лету! Школа – это часть общества, и жить вне общества не может, особенно в переходный период. Исповедуя аполитичность, мы перестаем готовить учеников к жизни, забывая о том, что они будущие избиратели. Стоит ли после этого удивляться итогам выборов?
Что делать? По-моему, нельзя уходить от реальности, подменять лозунгами реальную жизнь. Надо осознать ответственность школы перед обществом.
В чем заключается роль учителя и школы? Дать ребятам не только основы правовых знаний и схему устройства общества, но и политическую азбуку, или азбуку избирателя. Несколько лет я преподаю в школе спецкурс “Политическая история России”. Моя главная задача – дать знания политической истории своей страны и формировать будущего избирателя. Один из элементов курса – выборы. Первый этап (парламентские выборы) проходит в жарких спорах. Ребята отстаивают позиции политических партий, которые им нравятся. На втором этапе (президентские выборы) схема меняется: ученик защищает программы кандидата в президенты и партии, где отражены взгляды, прямо противоположные его собственным. Анализируя и сопоставляя, школьник начинает понимать, что существуют различные политические воззрения. Возникает позиция выбора.
Ученик, выходя из школы, должен знать, как функционирует избирательная система, знать свои избирательные права, уметь анализировать программы политических партий и делать осознанный выбор. Учитель ни в коем случае не может навязывать свою точку зрения ученику. Необходимо отойти от своей собственной политической позиции и стать независимым консультантом.
Другая проблема. Мы видим, что педагоги принимают активное участие в политической жизни, их активно используют в своих целях кандидаты, партии, губернаторы, мэры. Играет учительская масса роль выразителя интересов общества? Да. Влияют педагоги на принятие политических решений на федеральном и региональном уровне? Практически нет. Потому что сегодня учителя не имеют ни конкретной программы своих действий, ни реальных условий для ее выдвижения. Поэтому многие политические лидеры не считаются с учительской средой.
Учитель нужен политическим партиям как избиратель. А после избирательной кампании о его проблемах забывают до следующих выборов. Может быть, педагогу самому нужно идти в законодательную власть? Некоторые идут. Но я не вижу конкретной отдачи и конкретных действий представителей учительства в законодательной власти. “Как же, – скажут они, – мы работаем”. Но позвольте спросить: “Что, учитель стал жить лучше? В школах улучшилась материальная база?” Мне кажется, педагоги в Госдуме и во многих законодательных собраниях работают на себя. Исключений немного. Не обижайтесь, господа депутаты, но это правда. Может, пора вспомнить, что вы педагоги, и создать какую-то временную группу или, не выходя из своих любимых фракций, начать лоббировать интересы школы?
Впрочем, скоро не будет и этих редких представителей школы в законодательной власти. На предвыборную кампанию в федеральные органы власти у педагога нет средств, остается небольшой шанс попасть в местные законодательные собрания. Поэтому, мне кажется, любая партия в Госдуме должна искать, выявлять и выдвигать в своих списках учителей. Поверьте мне, от этих людей толку будет больше, чем от чиновников. Они будут решать конкретные проблемы, а не гоняться за кабинетом побольше.
Александр СМИРНОВ,
учитель истории
Цветнопольская средняя школа Омской области
Комментарии