Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Наблюдение должно быть динамичным

УГ - Москва, №6 от 16 февраля 2010. Читать номер
Автор:

Илья КУЛЬГУСКИН, врач ДГБ №19 им. Т.С. Зацепина: – Заболевания опорно-двигательного аппарата традиционно занимают одно из первых мест в структуре патологии детей и подростков школьного возраста. Наиболее частые из них – различные формы нарушения осанки – от 65% до 72% популяции. Острота проблемы обусловлена не столько сиюминутным состоянием школьника, имеющего неидеальный внешний вид, сколько неблагоприятным прогнозом, связанным с последствиями нарушенной осанки для всего организма в целом.

В научной литературе представлены доказательства роли нарушений осанки в формировании структурных деформаций позвоночника и болевых синдромов, что приводит к дегенеративно-дистрофическим изменениям в межпозвонковом диске и связочно-суставном аппарате. Как следствие развивается остеохондроз, формируются грыжи межпозвоночных дисков, которые встречаются у 60-80% взрослого трудоспособного населения России и нередко становятся причинами инвалидности.

Многочисленны и разнообразны исследования, предлагающие методы профилактики функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата и их коррекцию. Однако, как показывает медицинская статистика, распространенность этой патологии в популяции неуклонно растет. Диагностика нарушений сегодня рассматривается в рамках медицинской науки – ортопедии, никакая дополнительная информация о социальной ситуации развития, в которой находится ребенок, эмоциональном статусе, влияющем на его привычную позу, не принимается в расчет. Возможно, в этом сужении и кроется основная причина неэффективности мер по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Для оценки состояния опорно-двигательного аппарата при мониторинге учащихся проводится ортопедический осмотр и инструментальная диагностика (компьютерно-оптическая топография спины, плантография), в результате которой уточняются диагнозы, даются рекомендации.

Ортопедический осмотр включал в себя описание ортопедического статуса с заключительным клиническим диагнозом и рекомендациями. Эта индивидуальная карта в дальнейшем подвергалась статистической обработке, а по окончании обработки передавалась в образовательное учреждение для передачи родителям.

В целях формализации состояния осанки применялось диагностическое компьютерно-оптическое исследование по методу, разработанному в 1994 году специалистами Новосибирского НИИ травматологии и ортопедии под руководством В.Сарнадского (КОМОТ). В 1996 году эта система была допущена МЗ РФ к применению в медицинской практике. КОМОТ предназначен для массовой скрининг-диагностики нарушений осанки и деформаций позвоночника у школьников, мониторинга состояния детей с патологией позвоночника, а также контроля результатов консервативного и оперативного лечения деформаций позвоночника.

Метод КОМОТ позволяет дистанционно и бесконтактно определять форму поверхности туловища пациента. Принцип его действия состоит в проецировании оптического изображения вертикальных параллельных полос на обследуемую поверхность туловища пациентов с помощью слайд-проектора и регистрации этих полос ТВ-камерой. Изображения спроецированных на тело пациента полос деформируются в соответствии с рельефом его поверхности и несут детальную информацию о ее форме. Такое изображение вводится в цифровом виде в компьютер, где с помощью специальных алгоритмов по нему восстанавливается цифровая модель обследуемой поверхности в каждой точке исходного снимка. По этой модели поверхности и выделенным на ней анатомическим ориентирам костных структур компьютер строит выходные отчетные формы, на которых приводятся графические представления и количественные параметры, описывающие состояние осанки и формы позвоночника в трех плоскостях: фронтальной, горизонтальной и сагиттальной. При этом оценивается общая ориентация туловища в трех плоскостях: наклон влево-право, кпереди-кзади, скручивание туловища (поворот плечевого пояса относительно таза), а также положение и ориентация отдельных регионов туловища. Для минимизации установочного положения в данную минуту при обследовании и максимально достоверного результата состояния осанки учащегося исследование проводилось в 4 стандартных позах: естественная, активная, плечи вперед, вентральная естественная.

Комплексное диспансерное ортопедическое обследование одного учащегося, включающее ортопедический осмотр, КОМОТ, плантографию, занимает в среднем 7-10 минут.

После окончания комплексного обследования в образовательном учреждении предоставляется отчет проведенного обследования. Индивидуальные карты ортопедического осмотра с заключительным диагнозом и рекомендациями, основные и текстовые формы результатов КОМОТ топографии и плантографии передаются на руки родителям. Результаты проведенных обследований сохраняются в базе данных, что в дальнейшем облегчает сравнение при проведении повторного динамического наблюдения.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту