search
main
0

На зарядку становись! Зачем школа олимпийского резерва в Туле оздоравливает учащихся

На зарядку становись!

Зачем школа олимпийского резерва в Туле оздоравливает учащихся

Смотрины, проведенные совместно с физкультурным диспансером, показали, что подавляющее большинство детей по своим кондициям не только не подходят для занятий спортом, но в их числе 60-80% ослабленных и больных. Так, в семь детских садов Зареченского района пришли тренеры-преподаватели. Результаты тестирования нескольких тысяч ребят позволили им выработать программу физического воспитания, в основу которой заложены состояние здоровья и уровень подготовленности детей.

Сейчас трехразовые занятия 30 тренеров-преподавателей посещают более 3,5 тысячи детей в 40 детских садах города.

Теперь дети из подготовительных групп детского сада выполняют нормативы по физической подготовленности, предусмотренные для школьников 2-3-х классов, резко снизился уровень заболеваемости детей.

По итогам медицинских обследований родителям вручаются паспорт физического развития и подготовленности ребенка, рекомендации по дальнейшему оздоровлению детей.

Главная цель – отобрать в процессе обучения детей, наиболее способных для занятий спортом, казалось бы, тренерами решена, а что делать с большинством детей, которые не проявили особых способностей, но успели приобщиться к систематическим занятиям спортом? И тогда на свой страх и риск директор СДЮШОР Вячеслав Незаленов открывает начальную школу с классами коррекции для детей с ослабленным здоровьем и физическим развитием.

Ее отличительной чертой является то, что наполняемость классов – 12 человек, работает школа в режиме продленного дня с 8 до 18 час. с трехразовым питанием и витаминизацией учащихся. Ежедневно пять уроков по 40 минут, обязательная утренняя 30-минутная зарядка на свежем воздухе, прогулка, тренировка (80 минут), обязательное изучение с 1-го класса английского языка.

Все это позволило СДЮШОР преобразовать в школьный оздоровительный центр (ШОЦ), обьединяя два учреждения дополнительного образования, детский клуб физической подготовки, СДЮШОР, начальную образовательную школу. В нее пришли много бывших знаменитых спортсменов, таких, как заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер России Сергей Терещенков, мастер спорта международного класса Людмила Котова, заслуженный работник физической культуры Лев Вандер, заслуженный учитель РФ Николай Пальгуев. И что особенно важно – большинство тренеров-преподавателей имеют высшую и первую квалификационные категории.

Специалисты областного центра медицинской профилактики и реабилитации ведут наблюдение за учащимися 1-3-х классов. При поступлении в школу каждый двенадцатый страдал избыточным весом, у каждого второго отмечалась патологическая реакция на физические нагрузки, у многих были обнаружены признаки нарушения функций миокарда, почти у всех – нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы I-II степени, уплощение стопы).

Теперь учащиеся 3-х классов по физическому развитию не уступают своим сверстникам из других школ.

Показатели уровня знаний учащихся 1-3-х классов ШОЦ выше среднерайонного: 14% отличников, 37% хорошистов, неуспевающих нет.

У специалистов спорта может сложиться такое мнение, что школа олимпийского резерва занялась не свойственными ей функциями. Но ее воспитанники постоянно представлены в различных составах сборной команды России, о чем пока только мечтают еще многие СДЮШОР.

Конечно, правомерен и такой вопрос: почему этим не займутся более трех тысяч ДЮСШ и более полутысячи ДЮКФП?

Причины называют всякие. Но никто из специалистов не возьмет на себя смелость утверждать, что спортивная участь ребят из оздоровительных групп безнадежна и обречена. Наука этого также не доказывает, а опыт туляков это опровергает.

Конечно, самый главный вопрос: за счет каких финансовых средств осуществляется эта работа? За счет бюджетных средств, выделяемых на содержание учреждения дополнительного образования, какими являются спортивные школы всех видов и типов. В 1994 году в среднем спортивная подготовка одного занимающегося обошлась государству в 118 тыс.руб. Родители детей вносят чисто символическую плату (5 тыс.руб. в месяц) за оздоровительные занятия. Треть этих средств направлена на материальное поощрение тренеров, треть возвращается в детские сады на оборудование мест занятий и приобретение инвентаря, треть – на собственное развитие СДЮШОР. Учащиеся, проявившие способности, совершенствуют свое спортивное мастерство за счет средств государства, а для наиболее перспективных предусмотрены материальные стимулы.

Тульский опыт отрицает убеждения отдельных руководителей органов образования и специалистов, что уроки физкультуры, особенно в начальных классах и детском саду, вполне могут вести учителя и воспитатели (неспециалисты).

Тем более что пригласить специалиста в школу для такой работы не заказано никому.

Приказом Минобразования, Госкомитета РФ по высшему образованию, согласованным с Министерством труда РФ и ГКФТ РФ от 31 августа 1995 г. # 463/1268, предусмотрена должность тренера-преподавателя в любом образовательном учреждении. Дело – за их руководителями.

Проблема выявления здоровых и определения таланта стоит не только перед спортшколами. Как показала практика, нездоровые дети, попав в обычные классы, с трудом справляются с учебной нагрузкой, что в свою очередь ведет к перегрузкам и усугубляет состояние их здоровья.

В последние годы наблюдается открытие гимназий, лицеев, колледжей и других образовательных учреждений. А каковы критерии определения способностей школьников? Это прежде всего недоступные для среднего россиянина родительские взносы.

Но мамы и папы напрасно полагают, что за их деньги можно обрести талант детей, не учитывая их физическое развитие. Тем более что отдельные учителя физкультуры, оценивая школьников по единым для всего класса критериям, уже давно вызвали неприязнь и отторгли многих ребят от урока физкультуры, от занятий спортом.

Надо ли обьяснять, что в здоровом теле – здоровый дух. Здоровый дух нации.

Владимир БАУЭР,

кандидат педагогических наук

Тула

Насос, погончики, ладошки,

Насос, погончики, ладошки,

или Еще раз о дыхательной гимнастике Стрельниковой

Молодая оперная певица потеряла голос. Все существующие методы его восстановления желаемых результатов не дали. Консультации у известных специалистов также не принесли облегчения. Пришлось искать и экспериментировать самой.

ри каких же болезнях помогает стрельниковская дыхательная гимнастика? Прежде всего это заболевания органов дыхания: риниты (хронический насморк), гаймориты, бронхиты, пневмонии, бронхиальная астма. Улучшается работа сердца (стенокардия, ИБС), нормализуется давление.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой отличается от всех существующих гимнастик прежде всего тем, что она тренирует не вдох и выдох (как традиционная), а только ВДОХ. Причем вдох шумный, резкий, короткий. Рекомендуется активно “шмыгать” носом, позволяя выдоху уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот: АКТИВНЫЙ ВДОХ – ПАССИВНЫЙ ВЫДОХ.

При шумном, коротком вдохе носом идет активное насыщение коры головного мозга кислородом: ликвидируется спазм сосудов, исчезают хронические головные боли, улучшается память.

Упражнения активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, брюшной пресс, позвоночник. Поэтому стрельниковская гимнастика дает хорошие результаты при лечении детей и подростков, страдающих сколиозами, ликвидирует сутулость, а тело делает более гибким и пластичным. Подросткам, отстающим в физическом развитии, гимнастика Стрельниковой помогает подрасти (она способствует правильному формированию всех органов и систем, особенно в период полового созревания).

Излечивает гимнастика Стрельниковой и заикание, причем самое сильное, когда попытки помочь заикающемуся подростку со стороны логопедов и гипнотизеров оканчиваются неудачей. В этих случаях, помимо дыхательной гимнастики, необходимы еще и специальные звуковые упражнения для преодоления ларингоспазма – при обязательном дифференцированном подходе к каждому заикающемуся.

В Москве живет и работает ученик и творческий наследник А.Н.Стрельниковой доктор Михаил Николаевич Щетинин.

Алла АРТЕМЬЕВА

Предлагаемые упражнения нужно выполнять при любом заболевании, чтобы помочь организму справиться с болезнью.

“ЛАДОШКИ”

НОРМА: “прошмыгайте” носом 24 раза по 4.

Упражнение “Ладошки” можно выполнять стоя, сидя, а в тяжелом состоянии – даже лежа. Если человек прикован к постели и обездвижен совсем, то можно просто “шмыгать” носом без всяких движений, по 2-4 вдоха. Затем отдых 3-5 секунд и снова 2 или 4 шумных, коротких вдоха.

В начале урока ВОЗМОЖНО легкое головокружение.

Не пугайтесь – к концу урока оно пройдет. Если головокружение СИЛЬНОЕ, сядьте и проделайте весь урок СИДЯ, делая паузы после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10 секунд).

“ПОГОНЧИКИ”

Сделать подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды, и снова 8 вдохов-движений.

НОРМА: “прошмыгайте” носом 12 раз по 8.

Упражнение “Погончики” можно делать стоя, сидя, лежа.

“НАСОС”

И.П.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Сделайте легкий наклон вперед (руками тянуться к полу, но НЕ КАСАТЬСЯ его) и одновременно резкий и короткий вдох носом во второй половине наклона.

Вдох должен кончиться одновременно с наклоном. Слегка приподняться (но НЕ ВЫПРЯМЛЯТЬСЯ) и снова наклон и короткий вдох с пола. Возьмите в руки свернутую газету или палочку и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Наклоны вперед делаются ритмично и легко. Низко не кланяйтесь, вполне достаточно наклона в пояс. Выдох уходит после каждого вдоха самостоятельно через рот.

Спина круглая, а не прямая, голова опущена.

Помните: “накачивать шину” нужно в темпоритме строевого шага.

Делать подряд уже не 8 вдохов-движений, а 16. Затем отдых 3-4 секунды, и снова 16 вдохов-движений. Это упражнение часто останавливает приступ бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.

НОРМА: “прошмыгайте” носом 6 раз по 16.

Упражнение “Насос” можно делать стоя и сидя.

Ограничения:

– при травмах головы и позвоночника;

– при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении;

– при камнях в печени, в почках и мочевом пузыре.

НЕ кланяйтесь низко. Наклон делается едва заметный, но обязательно с шумным и коротким вдохом через нос (спина круглая, голова опущена).

“ОБНИМИ ПЛЕЧИ”

И.П.: руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым “обьятием” шумно “шмыгайте” носом. Руки в момент “обьятия” идут параллельно друг другу, а не крест-накрест (ни в коем случае их НЕ менять, все равно, какая рука сверху – правая или левая); широко в стороны НЕ разводить и НЕ напрягать.

НОРМА: “прошмыгайте” носом 3 раза по 32 вдоха-движения.

Отдых после каждой “тридцатки” (32 вдоха-движения) 3-4 секунды.

Упражнение “Обними плечи” можно делать стоя, сидя и лежа (при травме руки это упражнение можно делать одной здоровой рукой).

Сердечникам (ИБС, врожденные пороки, перенесенный инфаркт) первую неделю тренировок упражнение “Обними плечи” НЕ ДЕЛАТЬ.

На второй неделе делать это упражнение только по 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-5 секунд и т.д.

На третьей неделе тренировок уже можно делать по 16 или 32 вдоха-движения без остановки.

СТРЕЛЬНИКОВСКАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НЕ ИМЕЕТ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте