В образовательные учреждения Южного округа каждый год приходит около 300 молодых педагогов. Для создания благоприятных условий развития профессиональной компетентности молодых педагогов с сентября 2009 года (третий год) в нашем округе мы успешно реализуем образовательный проект «Наставничество».
В этом учебном году в состав лаборатории по работе с молодыми специалистами входят 13 методистов-наставников по предметам: русский язык и литература, математика, английский язык, начальные классы, физика, химия, география, физическая культура.Среди наставников – три заслуженных учителя РФ, пять отличников просвещения, почетный работник общего образования РФ, два лауреата Премии Президента РФ, лауреат премии мэра Москвы, член Международной педагогической академии. Многие методисты по работе с молодыми специалистами имеют публикации и адреса педагогического опыта. За наставниками закреплены 226 молодых педагогов.Главным в работе лаборатории методистов-наставников стал новый уровень общения для учителей: опытный и молодой коллега, опытные учителя не только передают свой педагогический опыт в руки молодых коллег, но и сами учатся быть наставниками. Большую методическую помощь нам оказал городской Центр наставничества (начальник центра – Ирина Круглова), с которым мы работаем в тесном сотрудничестве с момента начала реализации в округе проекта «Наставничество». На базе центра все методисты-наставники окончили модульные курсы «Технология наставничества». В конце прошлого года по инициативе Центра наставничества МГПИ в ОМЦ Южного округа состоялся городской семинар «Организация работы с методистами-наставниками центра (из опыта работы)». С вступительным словом «Система наставничества – московскому образованию» выступила начальник Центра наставничества молодых специалистов образовательных учреждений Ирина Круглова. В работе семинара приняли участие 47 методистов столицы, которым был представлен опыт работы по организации и осуществлению наставнической деятельности в ЮАО. Наши коллеги ознакомились с документацией методистов-наставников, включающей в себя: Положение об окружном наставничестве, в котором определены цель, задачи, принципы наставничества, права и обязанности методистов-наставников и молодых учителей; должностные обязанности методистов по работе с молодыми учителями, корректируя их в этом учебном году, мы включили пункт об обязательном применении методистами-наставниками информационно-коммуникационных технологий в процессе взаимодействия с молодыми учителями и руководством лаборатории. Необходимость дополнений объясняется аналитическими выводами, сделанными при обработке анкет молодых специалистов об эффективности работы системы наставничества, из трехлетнего опыта взаимодействия участников проекта «Наставничество», в анкетах молодые учителя отмечают работу в интерактивном режиме и в режиме онлайн как наиболее эффективную форму наставнической деятельности; циклограмму работы наставников, регламентирующую характер деятельности методистов в течение года; планирование работы лаборатории; формы отчетных документов, по результатам анализа которых делаются организационные выводы; картотеку методиста-наставника; индивидуальный план профессионального развития молодого учителя с учетом подготовки молодых учителей к аттестации в новой форме либо на подтверждение соответствия занимаемой должности, либо на I и высшую квалификационную категорию; аналитические материалы, выводы из которых доводятся до сведения администрации ОУ, что дает возможность внести во взаимодействие руководства школ с молодыми учителями коррективы, способствующие закреплению молодых педагогов в профессии.Одной из основных задач лаборатории стало обеспечение наставников методическими материалами для их эффективной работы с молодыми учителями. Участники семинара были ознакомлены с методической базой своих коллег. Это: профессиональные умения, которыми должен обладать наставник; стили взаимодействия наставника с молодым учителем; формы работы наставника с молодыми специалистами; ролевые типы наставников; вопросники для беседы с молодым специалистом; материалы по подготовке молодых учителей к сдаче ГИА, ЕГЭ; материалы по прохождению аттестации в новой форме на соответствие занимаемой должности, либо на I и высшую квалификационную категорию; анкеты для молодых педагогов (для выявления способностей начинающего учителя, затруднений в профессиональной деятельности, об эффективности функционирования системы наставничества в округе).Главным в содержании работы методистов-наставников стала диагностика затруднений в профессиональной деятельности молодого учителя, которая проводится два раза в учебном году: в октябре и в марте.Многие затруднения можно отнести к недоработкам педагогических вузов, это: владение содержанием учебных программ (владеют 36%), учебников (32%), УМК (44%), стандартов образования (52%); владение и использование современных технологий обучения (55%); обобщение своего педагогического опыта (70%); решение заданий ЕГЭ, ГИА (65%); самоанализ профессиональной деятельности (61%).Больше всего молодые учителя нуждаются в помощи по: подготовке и проведению урока (50%); работе со школьной документацией (60%); в налаживании дисциплины в классе (50%).Статистические данные за три года по характеру затруднений в профессиональной деятельности заинтересовали руководство Центра наставничества молодых специалистов МГПИ для выработки рекомендаций к содержанию учебных дисциплин педагогических вузов.Анализ результатов диагностики позволяет выявить вопросы, по которым методистам-наставникам следует работать с молодыми учителями, а также вопросы, требующие повышения уровня компетентности самих методистов, для оказания эффективной помощи молодым специалистам.Основное внимание методистов-наставников округа направлено на ликвидацию затруднений молодых учителей. Эта работа дает нам возможность помочь молодому учителю скорректировать его индивидуальный план профессионального развития, исходя из его затруднений, а в течение года постоянно будировать вопросы затруднений при собеседованиях с молодыми специалистами, то есть осуществлять постоянный контроль; подобрать каждому методическую литературу для преодоления затруднений; использовать материалы, предоставленные руководством лаборатории. В этом учебном году это цели посещения уроков, определение задач урока на каждом его этапе, структура и моделирование современного урока, алгоритм самоанализа урока, определить каждому наставнику, над чем ему необходимо поработать в плане совершенствования своей профессиональной компетентности, а руководству лаборатории ОМЦ выявить и оценить производительность труда методистов-наставников.На семинаре также была продемонстрирована система подведения итогов работы методистов-наставников за год. С опытом работы выступили методисты-наставники округа: по химии – Н.Ковалевская, по физике – Г.Рожкова, а также молодой специалист – учитель физики школы №901 И.В.Янина по теме «Деятельностный подход как основа развивающего обучения» с презентацией педагогического опыта, приобретенного в процессе совместной с наставником работы.Итоги работы методистов-наставников мы обычно подводим в мае на заключительной конференции ОМЦ «Эффективность функционирования системы наставничества в округе», на которой присутствуют методисты-предметники ОМЦ. Методисты-наставники показывают, что им удалось, а молодые учителя – чему они научились. К примеру, анализ отчетов методистов-наставников за 2010-2011 учебный год показал: только за год методисты-наставники провели 800 тематических консультаций, более 1000 собеседований, посетили 2350 уроков, 170 внеурочных мероприятий, участвовали в 148 семинарах-практикумах и мастер-классах. Наставники выслали по электронной почте молодым учителям в качестве методической поддержки более 2000 методических материалов.К положительным результатам, которых достигли молодые специалисты в процессе взаимодействия с наставником за прошедший год, можно отнести то, что:- 70% овладели умением планировать задачи обучения и развития учащихся;- 63% научились организовывать собственную деятельность;- 58% овладели умением организовывать познавательную и практическую деятельность учащихся;- 55% овладели умением осуществлять индивидуальный подход к учащимся;- 52% овладели умением разрешать вопросы дисциплины и конфликтные ситуации;- 92% получили помощь в полном объеме;- 70% молодых учителей отметили, что именно методист-наставник оказал им ощутимую помощь в адаптации (50% оказывали помощь коллеги по работе, 40% – администрация ОУ).К наиболее эффективным формам наставнической деятельности молодые педагоги относят: снабжение методическими материалами (91%), консультации (82%), мастер-классы (75%), особо отмечают работу в интерактивном режиме, в режиме онлайн.Все это свидетельствует, что методическая работа в рамках проекта «Наставничество» достаточно эффективна. Это проявляется в использовании информационно-коммуникационных технологий при проведении уроков (60% молодых учителей), в участии молодых учителей (каждый третий) в окружных, городских конкурсах педагогического мастерства. В 2010-2011 гг. 28 молодых учителей участвовали в конкурсе «Учитель года» в номинации «Педагогический дебют», 10 из них стали лауреатами и победителями. В этом учебном году наши молодые специалисты вновь в рядах конкурсантов, а методисты-наставники оказывают им необходимую помощь и поддержку. Молодой педагог – учитель химии ЦО №1828 Анна Коляскина уже стала победителем 2011 года в городском конкурсе молодежных инициатив «Молодые педагоги – московскому образованию» в номинации «Образовательные социально значимые проекты, способствующие развитию системы московского образования и социальной сферы», представив метапредметный проект «Учебная тропа природы».На вопрос, как вы понимаете значение слова «наставник», молодые учителя отвечают: «Учитель-хранитель. Помощник в решении проблем. Советчик. Высокопрофессиональный методист. Координатор педагогической деятельности, указывающий на недостатки и помогающий их преодолеть. Друг. Человек, которому можно довериться. Учитель-практик».Но мы отмечаем причины, осложняющие деятельность методистов-наставников округа. Это: недостаточная учебно-методическая и материально-техническая база молодых учителей в школе (на начало 2010 г. – 35%, на начало 2011 г. – 20%); деловое сотрудничество с руководителями ОУ не всегда складывается в пользу молодых учителей; недостаточная работа ШМО по ознакомлению молодых учителей с требованиями по ведению школьной документации (журналы, в том числе электронные, тетради, тематическое планирование), нормами оценок, содержанием УМК.Все участники семинара заполнили Анкету обратной связи, результаты которой были обработаны городским Центром наставничества. Проведенное по итогам семинара анкетирование наставников столицы подтвердило, что применяемые методистами ОМЦ ЮОУО подходы к развитию наставничества позволяют достигать поставленных целей по закреплению избранной профессиональной направленности молодого специалиста, повышению его профессиональной компетентности, ускорению социальной и профессиональной адаптации.Согласно протоколу, составленному по итогам рефлексии, 96% участников мероприятия отметили полезность представленной информации; оценили качество подготовки и проведения данного мероприятия на «4» и «5» (средний балл – 4,73); признали представленный опыт по организации работы методистов-наставников Южного округа эффективным; 93% удовлетворены полученными материалами. Из характеристик, наиболее точно описывающих атмосферу мероприятия, были названы: деловая (92%); доброжелательная (82%); комфортная (57%).Итоги трехлетней работы методистов-наставников Южного округа позволяют сделать вывод, что реализация московского проекта «Наставничество» дает возможность ускорить процесс адаптации и профессионального становления молодого учителя, повысить профессиональную компетентность, реализовать профессиональный и личностный потенциал молодого специалиста, способствовать творческой самореализации методистов-наставников и молодого учителя, объединить усилия опытных и молодых педагогов по созданию единого образовательного пространства.Альбина КОНСТАНТИНОВА, директор методического центра Южного округа;Оксана БУРЦЕВА, заведующая лабораторией методистов по работе с молодыми специалистами
Комментарии