search
Топ 10

На волне синергии

​Проект «Интеллектуал» как компонент развивающей образовательной среды Южного округа обеспечивает условия успешной социализации личности, поддержки и развития одаренных детей. Важным в его воплощении стало принятие нами широкого определения одаренности, позволяющего не только учитывать высокие достижения ребенка, но и планировать раскрытие потенциальных интеллектуальных и творческих возможностей большой категории детей.

Невозможно развивать личность без личных достижений, поэтому путь к успеху для нас в методическом смысле – создание территории личностного роста как для детей, так и для взрослых. Проект «Интеллектуал» с каждым годом развивается: обновляются содержание и формы деятельности, меняются участники, но самое главное, крепнет союз педагогов, обучающихся, родителей, объединенный одной радостью жизни – творчеством. В структуре окружного проекта особое место занимает фестиваль творческих работ школьников «Синергия», осуществляющий поиск талантливой молодежи, развитие одаренности, познавательных и организаторских талантов учащихся, популяризацию научных знаний, привлечение учащихся к активной творческой деятельности исследовательского характера.В течение семи лет фестиваль стал формой проявления индивидуальных способностей и талантов обучающихся, взаимодействия педагогических коллективов, сотрудничества и сотворчества представителей различных структур системы образования: учителей, методистов, ученых, работников педагогических издательств.Координационный совет фестиваля, представленный сотрудниками окружного методического центра и кураторами проектной деятельности в базовых школах, при научной поддержке учреждений высшей школы и дополнительного образования разрабатывает единую организационно-методическую базу проектной и исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях округа. На заседаниях координационного совета рождаются планы обновления структуры фестиваля, развития содержания творческих площадок и внешних связей фестиваля, модели сетевого взаимодействия его участников.Структурными компонентами «Синергия-проект» стали базовые научно-практические конференции и конкурсы по различным областям знаний, проводимые в образовательных учреждениях округа. Среди них междисциплинарная конференция «Человек в изменяющемся мире» (гимназия №1526), исследовательско-познавательный форум (гимназия №1527), билингвальная конференция «Диалог культур» (гимназия №1527), конкурс по гуманитарным дисциплинам «Истфиллинг» (гимназия №1552), естественно-научные конференции «Экология и жизнь» (гимназия №1579), «Ломоносовские чтения» (гимназия №1257), «Химия и окружающий мир» (центр образования №2000). В рамках фестиваля проводятся окружной конкурс исследовательских работ «Юные таланты Московии» (лицей №1553) и конференция младших школьников «Премьера» (школы №985, 996, ЦО №1158 и 1272).С каждым годом увеличивается число участников, расширяется география фестиваля. В 2007 году дебютантом фестиваля стал конкурс визуальных искусств «Волшебный луч», а в 2012 году он уже получил статус городского мероприятия. Московская междисциплинарная конференция старшеклассников, проводимая в гимназии №1569 «Созвездие», впервые стартовала в рамках окружного фестиваля «Синергия-проект». Вместе с тем путем интеграции отдельных окружных конкурсов по информационным технологиям в 2009 году в составе фестиваля появился конкурс «Алгоритм», проходящий в нескольких номинациях на базе образовательных учреждений округа: школ №1207, 1640 и 832, гимназии №1636 «Ника».Фестиваль «Синергия-проект» Южного округа – явление яркое и динамичное. Ежегодно меняется панорама событий фестиваля, создаваемая на основе творческой инициативы учителей, обучающихся, родителей, например, с 2010 года в рамках фестиваля проходит конкурс-выставка по материальным технологиям, техническому творчеству и моделированию «Планета мастерства» (школа №549). По предложениям школьников и их родителей в 2009 году в составе фестиваля подводили итоги экспедиционно-краеведческой работы в рамках окружного проекта «Заповедные острова».В 2011 году состоялся смотр-выставка «Ступени творчества», который впервые собрал юных изобретателей и конструкторов Южного округа. Ребята представили свои модели и разработки по различным номинациям научно-технического творчества, все модели были продемонстрированы в действии и сопровождались чертежами, схемами и экономическими расчетами. На заочный отборочный тур было представлено 35 проектов. В очной презентации работ приняли участие 18 школьников 5-11-х классов из 16 образовательных учреждений округа.Таким образом, в составе фестиваля ведется проектная и исследовательская работа по естествознанию, обществознанию, лингвистике, искусству, информационным технологиям, научно-техническому творчеству, а также предлагается междисциплинарная тематика исследований. Наиболее важной для нас в этой системе стала возможность обучения школьников методу научного познания мира, раскрытия основных этапов исследования на материале, интересном учащимся.Фестиваль 2012 года – это более полутора тысяч участников из 158 образовательных учреждений, что стало показателем масштабности мероприятия. Привлечение большего числа юных талантов, поиск новых форм представления работ учащихся – вот некоторые особенности проведения фестиваля текущего года. В первом туре фестиваля на суд жюри окружных конкурсов, научно-практических конференций и чтений было представлено около тысячи работ, авторы четырехсот из них выступали впервые.Фестиваль проводится в два этапа. Лучшие работы с базовых конференций представляются на экспертизу членам Большого жюри, в составе которого представители науки и искусства, педагогических издательств, заслуженные учителя, методисты, которое определяет лауреатов и дипломантов фестиваля, их награждают подарками, грамотами и особой традиционной окружной наградой с именным удостоверением – медалью «Победитель олимпиад, смотров, конкурсов».Лучшие работы по итогам фестиваля публикуют в сборнике, который не только одна из форм представления достижений школьников, он служит учебно-познавательным ресурсом для организации учебных проектов и исследований, так как включает в себя советы и рекомендации ученых, справочные материалы, а также подробное описание творческих площадок Южного округа. В сборнике отражается и событие года – наиболее значимое мероприятие, связанное с проектной и исследовательской деятельностью детей. В 2009 году событием года стала официальная сертификация школьного историко-археологического музея в гимназии №1552, содержащего более 80 экспонатов, полученных школьниками во время раскопок на территории Национального музея-заповедника Херсонес-Таврический. Богат событиями был и 2010 год, среди них приезд школьников из Белоруссии на конференцию «Экология и жизнь», участие в работе жюри конференции «Диалог культур» сотрудника посольства Германии в России Кванта Хольгера. 2012 год отмечен юбилеями конференций «Человек в изменяющемся мире» (15 лет), «Химия и окружающий мир» (10 лет). Закрытие фестиваля проходит торжественно и празднично. Традиционная площадка мероприятия – школа №544. В программе праздника презентация лучших исследовательских работ, выставка картин и фотографий, мастер-классы по информационным технологиям, просмотр авторских видеофильмов и др.Для многих его участников фестиваль «Синергия-проект» становится стартовой площадкой успешного выступления в Московском конкурсе проектных и исследовательских работ обучающихся, конференции «НТТМ-Москва» в рамках Всероссийской научно-социальной программы «Шаг в будущее». За последние два года более ста финалистов фестиваля вошли в число лауреатов городских мероприятий. С 2008 года в сотрудничестве с ДНТТМ под руководством А.Леонтовича осуществляется новая форма работы в рамках фестиваля «Синергия-проект» – участие победителей в международной конференции «Expo-science», проходившей в Перу, Тунисе и других странах.Возможность реализовать свой творческий потенциал имеют не только старшеклассники. Для учащихся 1-7-х классов в округе проводится конференция проектных и исследовательских работ «Открытие», которая позволяет педагогам поддерживать познавательный интерес школьников, обеспечивать положительную мотивацию учения, а детям – ощущать радость собственных открытий. Мы считаем важным принимать к участию работы любой тематики, поддерживать инициативу школьников младшего возраста, а значит, способствовать развитию потенциальной одаренности детей. Ежегодно школьники Южного округа успешно выступают на городской конференции. За последние три года 65 участников награждены грамотами городского оргкомитета. Окружная конференция «Открытие» служит стажерской площадкой для педагогов – руководителей работ школьников. Именно здесь есть возможность поучаствовать сначала в работе жюри, соотнести свой опыт с опытом коллег, получить заряд творческой энергии, а затем в следующем году подготовить с учеником исследовательскую работу хорошего уровня, помочь ему совершить свое открытие. Работа фестиваля «Синергия-проект» и конференции «Открытие» неразрывно связана с деятельностью школьных научных обществ. Именно в них формируется интерес школьников к учебно-исследовательской деятельности, развиваются навыки интерпретации эмпирического материала, публичных выступлений, взаимодействия в группе. В настоящее время школьные научные общества, объединяющие более 1000 школьников, успешно работают в 55 образовательных учреждениях округа, более половины научных обществ имеют научную поддержку вузов. Работу школьных научных обществ поддерживает методическими, информационными и психолого-педагогическими ресурсами окружной методический центра. Среди форм работы выделяются адресная методическая помощь по запросам школ, индивидуальные консультации, презентации эффективного опыта работы на сайте методического центра, подготовка материалов по организации и содержанию работы школьного научного общества к публикации в сборниках системы образования Москвы. Содержание методической помощи определяется по итогам рефлексивного опроса руководителей НОУ.На семинарах и мастер-классах рассматриваются вопросы организации и планирования работы научных обществ, развития проектной и учебно-исследовательской деятельности детей, технологии научной поддержки со стороны профессорско-преподавательского состава вузов. Руководители научных обществ со стажем работают в роли консультантов молодых коллег по различным вопросам, в частности, НОУ гимназии №1552, ЦО №1450 – по системе исследовательской деятельности, созданию школьного музея; ЦО №1158, ЦО №556 – по проектной деятельности; школ №550, 870 и 420 – по содержанию и формам работы школьного научного общества. На базе школ района Братеево отрабатывается модель сетевого межшкольного взаимодействия научных обществ учащихся и ее методическое сопровождение, в гимназии №1587 ежегодно проводится межшкольная научно-практическая конференция.Работа округа по организации проектной и исследовательской деятельности школьников – открытая система. Наш опыт ежегодно транслируется на различных конференциях, семинарах, мероприятиях по повышению квалификации педагогов. Это IV общероссийская НПК с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (2009 год); семинары для слушателей АПКиПРО из различных регионов России (2009 и 2010 годы), семинары по обмену опытом для работников образования Беларуси (2008 год), Таджикистана (2011 год). Ежегодно опыт работы с одаренными детьми в Южном округе мы представляем на выставке «Столичное образование».Проектная и исследовательская деятельность школьников поддерживается информационными ресурсами окружного методического центра. На сайте лаборатории развития личности работает школа юного исследователя, представлена панорама методических и информационных материалов для педагогов и родителей. Сайт содержит такие разделы, как проектная и исследовательская деятельность учащихся, работа школьных научных обществ, интеллектуальные соревнования и конкурсы, научно-практические конференции.Идет работа по созданию информационного портала с системой онлайн-консультирования родителей и педагогов, постоянно осуществляется связь с родителями школьников по электронной почте.Одним из видов информационной поддержки одаренных детей и педагогов, работающих с ними, стало создание видеофильмов различной тематики. Ежегодно творческая группа окружного методического центра создает фильм о фестивале «Синергия-проект», в котором представлен широкий спектр окружных конференций и конкурсов, позволяющий ориентироваться в развивающем пространстве Южного округа. Издательская программа формируется также по запросам школ, в 2010 году тиражом по числу обучающихся были выпущены брошюра об олимпиадах школьников и буклет по научно-техническому творчеству молодежи, ежегодно создается брошюра к конкурсу «Ученик года».Проект «Ученик года» стал новым воплощением сотрудничества педагогов, учащихся и родителей. Основная идея проведения конкурса, подаренная нам замечательным педагогом Вячеславом Кондрашовым, живет и развивается в Южном округе. Основные цели конкурса – формирование позитивного образа старшеклассника – выпускника современного столичного образования; выявление талантливых учащихся и педагогических коллективов, способствующих развитию своих воспитанников в условиях системы образования округа. Конкурс «Ученик года» в нашем округе имеет особую атмосферу. Это конкурс, где отсутствует соперничество, но рождается дружба между участниками, фантазия и инициатива одних творческих групп подпитывается энергией и задором других. Например, в разработке программы конкурса вместе с сотрудниками лаборатории развития личности методического центра ежегодно участвуют школьники, ставшие победителями и призерами конкурса. Свою лепту вносят и родители – председатели попечительских советов школ: они активно участвуют в работе жюри, предлагают идеи к сценарию конкурса следующего учебного года. В проведении очных этапов помогают молодые учителя – победители окружных профессиональных конкурсов, педагогические коллективы образовательных учреждений №858, 927 и 1582. Популярность окружного конкурса растет. В первом конкурсе «Ученик года-2010» приняли участие старшеклассники – победители школьного тура из 27 образовательных учреждений округа, в 2012 году – уже из 84 школ. Ежегодно в очных этапах конкурса выступают представители школы №867, центров образования №1158 и 556, гимназий №552, 582 и 1526.Лучший ученик в нашем конкурсе – это не только тот, кто отлично учится и обладает энциклопедическими знаниями. Это целостная личность, яркая индивидуальность, обладатель разнообразных талантов, человек с активной жизненной позицией и широким кругозором, патриот своей школы и своей Родины. Каждый участник конкурса имеет возможность проявить себя в новом качестве и новой ситуации, показать свои таланты, оценить способности к позитивному межличностному взаимодействию в групповой и парной работе. Заочный этап – конкурс портфолио – преодолевают не все претенденты на звание лучшего ученика года, однако они не остаются за бортом конкурса, а с удовольствием работают в составе ученического жюри межшкольного тура, где определяют победителей в различных номинациях.По традиции на очных этапах предлагают такие задания: презентация («Я и моя школа», «Я хочу достичь в жизни…», проект «Берем ответственность на себя»), интеллектуальный конкурс, творческое импровизационное испытание. В разные годы участники демонстрировали свои таланты в образах гоголевских персонажей, героев басен и русских классических комедий. Как показывает наш опыт, детям не хватает таких ярких, эмоциональных и творческих мероприятий, которые к тому же имеют столь сильную воспитательную составляющую.Стать абсолютным победителем конкурса «Ученик года» и престижно, и почетно: основную награду победителю вручают на окружной конференции руководителей образовательных учреждений в префектуре ЮАО.Наши победители:2010 год – Александр Громов, ученик школы №927, 100-балльник по ЕГЭ, ныне студент МГУ;2011 год – Антон Чуков, ученик школы №867, финалист конкурса «Ученик года города Москвы»;2012 год – Валерий Окатенко, ученик 10-го класса гимназии №1636 «Ника», победитель различных олимпиад и творческих интеллектуальных конкурсов.Не прошло и трех лет, а в составе молодого окружного конкурса «Ученик года» появилась еще более молодая поросль: по инициативе педагогов школы №867 в феврале 2012 года состоялся конкурс на звание лучшего ученика района Братеево. Это событие, поддержанное педагогическими коллективами школ, позволяет надеяться, что каждый год мы будем принимать в свою дружную семью единомышленников, открытых для сотрудничества и совместного творческого поиска на одной с нами волне – волне синергии.И.СМИРНОВА, руководитель лаборатории развития личности и образовательных систем МЦ ЮОУО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте