С начала XX века отмечается достойное огорчения планомерное снижение средних показателей физического, умственного и душевного здоровья россиян. Профессор МФТИ Л.Д.Кудрявцев вспоминает, что задача по математике, которая предлагалась офицерам на вступительных экзаменах в Академию Генштаба до Октябрьского переворота, в середине века уже считалась сложной для студентов элитных математических вузов столицы.
В то же время привычная для полуголодного поколения послевоенных студентов 50-часовая учебная неделя сейчас даже на Физтехе воспринимается как нечто сверхъестественное, и студенты стонут уже при 30-часовой недельной нагрузке. А нынешний поведенческий «психоз» не замечать становится просто сложно, поскольку он весьма деятельный.
Научный, основанный на фактах и законах генетики и кибернетики подход к этой отнюдь не только педагогической проблеме (известно, что война, здоровье и просвещение – слишком серьезные дела, чтобы доверять их соответственно только военным, медикам или педагогам) подсказывает, что букет решений ее предпочтительно искать на пути большего соответствия народного просвещения законам природы, как сейчас говорят, природосообразности. На гармоничное соединение мысли и движения, иными словами, – деятельностное познание мира в самых разных школьных занятиях от биологии до математики указывал еще в 1918 году в «Концепции единой трудовой школы» академик А.В. Луначарский. «По Луначарскому» ныне работают школы буквально всех ведущих стран мира. В сплошь компьютеризованной Японии, например, даже сложение и вычитание в младших классах школы осваивают не на бумажке, а на восточной разновидности бамбуковых счет – соробане, этикет – на ежедневных школьных обедах-церемониях, ухаживают за растениями на биологии, а самые сложные виды мышления и воображения – пространственные – по обычаю подкрепляют не абстрактными и малодоступными большинству школьников теоремами, а вполне предметным складыванием из бумаги – оригами. Конкретные соотношения и эффективность разных подходов соразмеряют, естественно, не с собственными амбициями, а с итогами обучения и той ценой, которой они достались как школьникам, так и их родителям и учителям.
Выводы японских специалистов о том, что занятия оригами снимают избыточное нервное напряжение, поддерживают рост памяти, внимания, речи, усидчивости и целеустремленности, интереса к учебе в целом и притом воспринимаются детьми как захватывающая игра, от которой не хочется отрываться, подтвердили и исследования специалистов Омского и Ростовского-на-Дону классических университетов, которые, в частности, были доложены уже на первых двух сибирских конференциях «Оригами в учебном процессе» в г.Омске (1997-1998-е гг.).
Стартовавший в 1996 году выпуск журнала «Оригами», организация Всероссийской конференции «Оригами и педагогика» в Санкт-Петербурге в том же году, быстрый рост качества и количества выпускаемой по оригами и методике его преподавания литературы внушали большие надежды, сказавшиеся на многочисленности (несколько сотен) и географической представительности состава участников первых конференций. До начала югославских бомбежек приезжали даже гости из Германии и Голландии. Однако многим из этих светлых надежд не суждено было сбыться. На седьмом (!) году жизни утомился выходить выпускавшийся небольшим частным издательством журнал, следом увяла питерская конференция, и только в далекой снежной Сибири, в месте слияния могучего Иртыша и Оми, продолжает гореть последний объединяющий костер российской педагогической мысли в области оригами.
Так и на прошедшей в дни весенних школьных каникул VI Сибирской конференции было заметно, что первая волна энтузиазма схлынула, а продолжается планомерная и трудоемкая работа повседневного просвещения. Участники конференции в основном из самого Омска и его окрестностей, по одному залетному гостю из Астаны и из Москвы, заочно присутствовали также представители Новосибирска, Малоярославца. В сравнении с десятком представленных на предыдущей конференции городов, прямо скажем, негусто.
Но организаторы конференции ищут не объяснения, а способы разнообразить и сделать более доступными и привлекательными свои достижения. Чуть ли не одновременно с конференцией была организована Всероссийская заочная олимпиада по оригами, в проведении которой, как и конференции, помогают Омский ГУ, ГУ образования Омской области, областной Дом учителя и, конечно, базовая для Омского центра гимназия № 139. Есть в Омске и педуниверситет, в нем тоже знают о деятельности Центра и включают элементы оригами в свои занятия.
Пару лет назад в ОмГУ и гимназии начали строительство посвященных оригами сайтов. Ныне они доступны по адресам:
http://users.omskreq.ru/~kruq и
htttp://schools.omskreq.ru/schools/s139/oriqami/oriqami.html
А в этом году усилиями учителя математики гимназии № 139 Н.П.Устиновой, информатики – Е.Г. Вещемовой и методического руководителя Омского центра оригами математика С.Н.Белим был начат проект дистанционной обучающей олимпиады «Оригами и геометрия» на сайте http://attend.to/doo-oriqami. Заходите, познакомьтесь!
Более подробно узнать о сибирской конференции «Оригами в учебном процессе» и условиях участия в ней можно, написав по адресу: 644112, г.Омск, а/я 1637, мет. рук. Белим Светлане Николаевне. Если не затруднит, не забудьте приложить конверт с обратным адресом для ответа.
Дмитрий ГОНЧАР,
старший преподаватель МФТИ
Комментарии