search
main
0

На войне как на войне. Урок Мужества в старших классах. Форма проведения – «музей проживания»

Для того чтобы выработать у ребят постоянный познавательный интерес к истории, необходимо, чтобы он держался на доступной сложности и новизне изучаемого материала. В этой связи на первый план выдвигаю задачу оживления исторического процесса, наполнения его чувствами, страстями, палитрой красок. Стараюсь находить яркие образы, но при этом достаточно реалистичные. Внеклассная работа помогает учителю выявить интерес, способности и возможности каждого ребенка; установить более тесные контакт и взаимопонимание. Она предполагает максимум самодеятельности и активности обучающихся. Внеклассная работа может протекать в разных формах. Я предлагаю «музей проживания». В таком «музее» ребята не только наблюдатели и слушатели, они участники действия.

Оборудование: мультимедийная установка.Экспонаты «музея»:  солдатские сапоги, портянки,  шинель, плащ-палатка, солдатский вещмешок (смена белья, буханка хлеба, банка тушенки, складной нож в кармане, ложка в сапоге, кисет с махоркой, листы газеты, лист бумаги, карандаш, хозяйственное мыло, опасная бритва, вафельное полотенце), солдатская фляжка, галеты, саперная лопата, индивидуальные средства защиты солдата, пилотка.Предварительная работа:- чтение и обсуждение книги Юрия Яковлева «Как Сережа на войну ходил»;- рытье солдатского стоячего окопа;- поиск и систематизация материала о жизни солдата на войне;- оформление материала в виде презентаций и выступлений;- совместное написание сценария.                        Ход урокаВедущий: Время неумолимо. Уходят от нас те, кто в 1945 году принес долгожданную Победу. За 1418 дней войны решалась судьба не только нашего Отечества, но и всей мировой цивилизации. Нельзя забывать об этом. Ведь историческая память народа – залог его будущего. Сегодня у нас необычный классный час. Сегодня мы не просто будем вспоминать и говорить о войне, сегодня мы попробуем пройти дорогами войны. Подготовку к нему мы начали заранее. Что мы сделали?Ребята рассказывают.Ученик 1 рассказывает о писателе Юрии Яковлеве. Параллельно идет презентация.- Юрий Яковлевич Яковлев (1922-1996), писатель-фронтовик, в войну был наводчиком зенитной батареи, корреспондентом фронтовых газет. Печататься начал в 1947 году. Будучи журналистом, Яковлев много ездил по стране, писал о строителях Волго-Донского канала, рабочих Уралмаша, нефтяниках Баку, об учителях, пограничниках, колхозниках. Общение с людьми сделало будущего писателя зорким, чутким к малейшим движениям человеческого сердца, сострадательным и мудрым. Весь его опыт лег в основу книг, первая из которых – «Станция Мальчики» – была написана в 1960 году. С тех пор за 30 с лишним лет вышло несколько десятков повестей и рассказов, каждый из которых способен разбить броню даже самого закостеневшего в сытом покое сердца. Герои рассказов Юрия Яковлева не вписываются в рамки обывательского здравого смысла. Вопреки насмешкам и попыткам загнать их в русло мелких ценностей они живут, как привыкли жить – по мечте.В каждом своем произведении Юрий Яковлев настойчиво и горячо повторяет: учитесь понимать людей, учитесь видеть за неброской внешностью и странными на первый взгляд поступками благородное, честное сердце.Когда-то Юрий Яковлев начинал как поэт средней руки. Трудно поверить в это, когда слушаешь: «Спят твои соседи – белые медведи, спи скорей и ты, малыш…» Да-да, знаменитая «Колыбельная медведицы» из мультфильма про медвежонка Умку написана Юрием Яковлевым. Как и сценарий этого прелестного мультфильма, который в нашей стране любим очень многими…  По его сценариям вообще снято много фильмов, популярных в 1970-1990-е годы. «Был настоящим трубачом» – о юном артисте Коте Мгеброве-Чекан, убитом в лихие революционные годы и похороненном на Марсовом поле в Ленинграде. «Зимородок» – о неизвестном герое Великой Отечественной, ценой своей жизни спасшем безвинных людей, и о том, как ребята ищут этого героя, чтобы вернуть ему имя.«Есть жизни, – писал Юрий Яковлев, – похожие на коптилки: они долго теплятся, дают мало света и наполняют округу дымом и копотью. Но есть жизни – звезды, которые вспыхивают ненадолго, но своим горением делают мир удивительным». Такой была и жизнь самого Юрия Яковлева, чьи книги как те огни из рассказа «Последний фейерверк», вслед за которыми летят и летят сердца читателей. И становятся сильнее, добрее и справедливее.Ведущий: Из произведений Юрия Яковлева мы прочитали рассказ «Как Сережа на войну ходил». Перед вами лежат вопросы для диспута. Попробуем ответить  на первые три:- Кто главный герой произведения?- Как характеризуют его совершенные им поступки?- Как вы оцениваете поступки героя?- Какую проблему или какие проблемы поднимает автор?А сейчас мы попробуем прожить вместе с главным героем Сережей этот длинный путь на войну и с войны.Чтецы 1, 2, 3 читают стихотворение Семена Гудзенко «Нас не нужно жалеть…».Ведущий читает рассказ Юрия Яковлева:«Как это случилось? Как произошло?Вдруг ударил гром, словно с неба на крышу посыпались большие камни и разлетелись в разные стороны: все загрохотало, зазвенело. Сиреневая молния ослепила глаза и тут же погасла.Сереже показалось, что дверь распахнулась и кто-то вошел в комнату. Мальчик оглянулся – перед ним стоял незнакомый старик. Седая борода, усы подпирают нос, светлые глаза. Одет он был в  военное.- Кто вы? – удивился мальчик.- Твой дед, – ответил старик.- Так мой дед был молодым.- Лет-то много с тех пор прошло.- Много, – согласился мальчик. – Я давно жду тебя.- Так ведь путь был долгим, – в оправдание сказал Дед, и Сережа заметил, что гимнастерка на Деде совсем выцвела, стала почти белой, а на запыленных сапогах сбиты каблуки. – Чего ради ты меня ждешь?- Хочу войну увидеть. Ты дорогу туда знаешь?- Знаю,- согласился Дед. – С закрытыми глазами найду.Снова громыхнуло. На этот раз поодаль. И камни были помельче – не так сильно загремели по крыше.- Не хотелось бы мне возвращаться на войну, – признался Дед. – Может быть, не надо?- Надо!Дед посмотрел на внука – глаза мальчика были полны решимости.- Ладно! – сказал Дед и глубоко, вздохнул. – Надо, так надо».Ведущий: Для пехоты важнее всего ноги. А многие ли из вас знают, что такое портянки? А кто умеет их заворачивать?Это вам покажет Савельев Александр Александрович, ветеран Чернобыля, чеченской кампании и папа нашего Данилы.Двое-трое ребят пробуют завернуть портянки.Из рассказа Юрия Яковлева: «В солдатских сапогах шагать тяжело, не то что в кедах. Сапог велик и как бы дышит, а если прибавить шагу, звенит о камни железной подковой, прибитой, чтобы не сбивался каблук».И у каждого за плечами вещмешок. А что же могло быть в вещмешке? Давайте соберем.Сборы вещмешка: смена белья, буханка хлеба, банка тушенки, складной нож в кармане,  ложка в сапоге, кисет с махоркой, листы газеты, лист бумаги, карандаш, хозяйственное мыло, опасная бритва, вафельное полотенце. Один из ребят складывает вещмешок, учится правильно его завязывать, показывает учитель.Ведущий читает рассказ Юрия Яковлева: «И они зашагали на войну, благо дорога была хорошо знакома старому солдату.Дождик прошел, солнце пригрело, город ожил. Запахло свежей травой и теплым хлебом. Зазвучали голоса, откуда-то доносились обрывки песни. Как зеленая ракета, вспыхивал огонь светофора. Взрослые спешили на работу, дети бежали в школу. А Сережа с Дедом шли на войну».«Когда выходили из дома, Дед был озабочен и встревожен. Теперь что-то изменилось в его лице – оно стало спокойным и задумчивым.- Неужели мы снова встретимся! – отвечая своим мыслям, воскликнул Дед.- Ты это про кого? – мальчик с любопытством взглянул на Деда.Дед как бы очнулся, оторвался от своих мыслей и посмотрел на Сережу:- Про своих товарищей. Старшину Волчака  вспомнил, Володю Савичева, чукчу Камыкваля. Сколько лет не виделись!И он стал перечислять имена дорогих ему фронтовых друзей. Нe всех сохранила память, но самые близкие жили, светились – не погасило их время».Чтец 4 читает стихотворение Виктора Козлова «Друзьям-однополчанам».Ведущий читает рассказ Юрия Яковлева: «- Зачем тебе война понадобилась? – на каком-то далеком километре спросил Дед.Хочу знать, как совершают подвиги. – Герои! Подвиги! –  проговорил Дед. – Это же жизни человеческой стоит!.. А знать, конечно, надо, – неожиданно согласился он».«…Как это случилось? Как произошло?Не только с Дедом и Сережей происходили перемены на старой военной дороге. Все вокруг неожиданно изменилось. Светило солнце. Зеленела трава. Небо было голубым. А птицы перестали петь. Откуковала, закончила свой таинственный счет кукушка. Затаились звери. Все замерло. Только между деревьями было видно, как мчатся составы кирпичного цвета с пушками, с танками, а из теплушек, из вагонов, в которых ехали солдаты, доносились обрывки печальных песен. Паровозы не гудели, только тяжело дышали на подъемах.И когда тяжелая поступь военных эшелонов замерла, Сереже вдруг показалось, что они с Дедом одни в целом мире, а все люди, птицы, звери покинули родную землю».«Он оглянулся – сзади тоже шли солдаты. А потом и впереди из тумана возникла цепь. Их серебристые, влажные от росы шинели то отделялись от тумана, то снова растворялись в нем. Солдат было много, и от тихих шагов едва заметно вздрагивала земля.Солдаты держали в руках длинные винтовки с примкнутыми штыками и смотрели вперед. Сережу и Деда они не замечали, а может быть, принимали за своих: большой солдат и маленький.Сережа посмотрел в лица идущих рядом и удивился. Он думал, что солдаты чужие, незнакомые, а идущие рядом были удивительно похожи на близких людей. И был один солдат похож на соседа Федора Федоровича, и был другой солдат похож на дядю Егора. А санитарка с красным крестом на брезентовой сумке была так похожа на маму, что Сережа хотел окликнуть ее, но в это время кто-то срывающимся голосом крикнул: «Воздух!»Наверное,  во всей нашей стране не было семьи, которой не коснулась бы война. Просто теперь они не ваши отцы и даже не деды, а прадеды.Рассказ о родных, воевавших в годы войны.Чтец 5:Война –  совсем не фейерверк,а просто – трудная работа,когда, черна от пота,вверх скользит по пахоте пехота.Марш!И глина в чавкающем топотедо мозга костей промерзших ногнаворачивается на чеботывесом хлеба в месячный паек.На бойцах и пуговицы вродечешуи тяжелых орденов.Не до ордена.Была бы Родинас ежедневными Бородино.Михаил КульчицкийВедущий читает рассказ Юрия Яковлева: «Как это случилось? Как произошло?Вышли они в поле. Дед долго осматривался, что-то прикидывал. Потом выбрал место у одинокого развесистого вяза и сказал:- Здесь танкоопасное направление. Будем окапываться, рыть окоп!- Что это такое… окоп? – спросил мальчик. – Яма?- Окоп – солдатский дом, четыре стены, а вместо крыши небо. – А если пойдет дождь? – поинтересовался Сережа.- Наденем плащ-палатки. Вот и вся крыша… солдатская.  Бери лопату!Дед поплевал на руки и взял большую тяжелую лопату.И Сережа поплевал на руки и взял лопату поменьше – малую саперную, так она называется по-военному.И они стали рыть окоп. Земля была плотная, лопата резала ее ломтями. У Деда ломти были ровные и увесистые. А у Сережи тонкие и часто рассыпались.- Бери на полный штык, – командовал, учил Дед.Но «полный штык» не получался у мальчика. К тому же он натер руки.А Дед был неутомим: помолодев и став снова солдатом, он мог копать без устали. В дороге Дед жалел Сережу, а помолодев, разговаривал с ним как с равным:- Сам захотел узнать, что такое война. Теперь терпи. Война требует терпения».Один из ребят рассказывает, какие бывают окопы, о правилах рытья окопа.Ведущий читает рассказ Юрия Яковлева: «Вечером вместе со своими боевыми товарищами, перевалившись через бруствер, ушел в разведку и Дед.На рассвете Дед вернулся. Без товарищей. Один. Выплыл из тумана, с трудом перевалил через бруствер, упал на дно окопа и долго лежал без движения. Сережа заметил, что рукав дедовской гимнастерки был темным от крови. И вспомнил санитарку, похожую на мать».Перевязка: девочки показывают, как нужно оказывали первую помощь при ранении в руку.Ведущий читает рассказ Юрия Яковлева: «Как это случилось? Как произошло?Солнце стояло прямо над окопом, и окоп раскалился, как печь. А выйти из этой печи нельзя – враг близко.А у двух солдат, большого и маленького, была одна фляга с водой на двоих. Фляга алюминиевая, в брезентовой рубашке, с нарезной пробкой, которая завинчивалась. И воды в ней было не более половины.То Дед попьет, то внук утолит жажду, а вода не кончалась.И вдруг мальчик заметил, что после Деда вода не убывает: раненый не пьет, только прикладывает горлышко фляги к губам – бережет воду для него, для Сережи. И Сереже стало стыдно, что он пьет, а раненый терпит, хотя губы его пересохли и потрескались. И когда Дед снова протянул флягу, мальчик не сделал ни глотка, только поднес алюминиевое горлышко ко рту и подышал водой.И хотя жажда мучила его и пить ему хотелось еще больше, он вдруг почувствовал радость. Значит, он может терпеть, хоть это очень трудно, может приказать себе и выполнить приказ. Он завернул пробку, вытер рот тыльной стороной ладони, как делают, попив всласть водицы, и вернул флягу Деду».Всем присутствующим предлагают сделать глоток из солдатской фляжки и съесть галету – солдатский сухарь из сухпайка.Ведущий читает рассказ Юрия Яковлева: «Как это случилось? Как произошло?Впереди окопа показался танк. Был он сперва маленьким, безобидным и гудел, как шмель. Но с каждой минутой танк становился все больше. Казалось, он рос на глазах. Мотор грозно ревел, гусеницы лязгали железом. А на броне стали различимы черные кресты. Он тяжело взбирался на пригорки и со скрипом скатывался вниз. Его длинная пушка угрожающе покачивалась, словно ждала удобного момента, чтобы выстрелить».Ученик 2: «Тигр» – немецкий тяжелый танк времен Второй мировой войны, разработанный в 1942 году фирмой «Хеншель» под руководством Эрвина Адерса. Впервые танки «Тигр I» пошли в бой 29 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом, массированно начали применяться со сражения на Курской дуге, использовались вермахтом и войсками СС вплоть до окончания Второй мировой войны. На момент создания машина являлась сильнейшей по вооружению и бронированию среди всех танков мира; такое положение сохранялось как минимум до ноября 1943 года.Общее количество выпущенных машин – 1354 единицы. Затраты на производство – 1 млн рейхсмарок (в два раза дороже любого танка тех времен).Первые четыре «Тигра» были произведены к 18 августа 1942 года. Гитлер немедленно вознамерился отправить их куда-нибудь повоевать.Из воспоминаний Михаила Ильича Кошкина, инженера-танкостроителя:«В тот день голодные русские артиллеристы были особенно злы – махорку на позиции не доставляли уже неделю. Когда командир противотанковой батареи увидел двигающиеся по дороге четыре огромных танка, он не стал, как ожидалось, бегать кругами и кричать: «Мы сдаемся! Щас только комиссаров перестреляем!» Вместо этого он выплюнул козью ногу, в которую вместо махорки заворачивался ягель пополам с соломой и со словами: «Все, казззлы, вы докукарекались» лично встал к панораме. Первый «Тигр» русские просто подбили. Три остальных не были готовы такому повороту событий и запаниковали. Поскольку русские продолжали стрелять они быстренько сломались и притворились мертвыми. Ночью их вытащили на буксире. С оставшегося мертвого «Тигра» русские разведчики свинтили на сувениры все, что могли. Сувениры отобрали в особом отделе и отправили для дальнейшего изучения. Чуть позже число «Тигров» под Ленинградом довели до семи. В ответ русские убили пять из них, хотя сами немцы утверждают, что три «Тигра» покончили с собой исключительно из презрения к русским». Презентация «Немецкий танк, гранаты».Ведущий читает рассказ Юрия Яковлева: «Фашистский танк шел на маленькую солдатскую крепость – на окоп, дерзко вырытый на ничейной земле.Сереже вдруг стало не по себе – сердце забилось тревожно, и мальчик упал на дно окопа рядом с притихшим Дедом.- Ты что? – спросил раненый.- Дед, мы погибаем! Дед, пришел конец! Он ползет на нас.- Танк? – спросил Дед и по растерянному виду мальчика понял: танк.Солдат с трудом поднялся, навалился грудью на переднюю стенку окопа и стал наблюдать за приближающейся громадой. Не отрывая глаз от танка, он сказал Сереже:- Времени мало. Слушай и запоминай. Этот танк хочет обойти наш полк слева и неожиданно ударить с фланга. Но у него ничего не выйдет. Я помогу своей роте, зря что ли пришел на войну?- Дед, он же раздавит тебя!- Если так рассуждать, никогда не победишь врага, – сказал Дед.- И он достал из ниши, вырытой в стенке окопа, гранату, похожую на большую  консервную банку».Ученик 3: К началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии состояли следующие образцы ручных гранат: граната образца 1933 года (РГД-33); граната образца 1914-1930 годов; граната марки Ф-1. С началом войны к изготовлению и снаряжению ручных гранат подключились многие отечественные предприятия, железнодорожные и механические мастерские. За производство гранат отвечал Наркомат боеприпасов, за поставки в войска – ГАУ. К производству запалов были привлечены гражданские заводы, ранее занимавшиеся невоенным производством. Снаряжение гранат прессованным или литым тротилом производилось в основном на специализированных заводах 6-го Главного управления Наркомата боеприпасов. Нехватка ручных гранат в первые годы войны требовала использования других средств, заменяющих их. Широко использовались бутылки с зажигательной смесью, которые фактически стали эффективным средством борьбы с бронетехникой противника. Кроме того, отечественная промышленность разработала и производила специальные гранаты: дымовые и зажигательные.Ручная противотанковая граната РПГ-43 образца 1943 года. Появилась на фронтах с середины 1943 года. Предназначалась исключительно для борьбы с бронецелями – разрушает броню до 75 мм благодаря кумулятивно-фугасному действию. Взрывается мгновенно при соприкосновении с преградой. Метание производится только из окопа во избежание поражения метающего.Презентация «Немецкий танк, гранаты».Ведущий читает рассказ Юрия Яковлева: «- Разве гранатой его остановишь? – безнадежно произнес Сережа.- Остановишь, если к гранате добавишь еще кое-что.- Что добавишь? – воскликнул мальчик».Чтец 6:Когда на смерть идут – поют,а перед этим можно плакать.Ведь самый страшный час в бою -час ожидания атаки.Снег минами изрыт вокруги почернел от пыли минной.Разрыв – и умирает друг.И значит – смерть проходит мимо.Сейчас настанет мой черед,За мной одним идет охота.Будь проклят сорок первый год -ты, вмерзшая в снега пехота.Семен Гудзенко  Ведущий читает рассказ Юрия Яковлева: «Танк был совсем близко. И фашистский заряжающий, вероятно, уже заслал новый снаряд в патронник орудия.  Но выстрелить ему не удалось.Сережа  увидел,  как рядом  с огромным  танком возникла маленькая и на вид слабая фигура Деда-солдата. И в следующее мгновение что-то грохнуло. И танк, скрежеща, завертелся на месте, как подбитый зверь. Чадящее облако окутало громадину. А потом в черном облаке забилось оранжевое пламя.Фигурка солдата исчезла.И тогда Сережа закричал, на всю ничейную землю закричал:- Дед!.. Дед!.. Дед!..Фашистский танк замер. Он горел, как деревянный. Временами раздавались взрывы – это рвался боекомплект: снаряды и патроны».Чтец 7 читает стихотворение Роберта Рождественского «На Земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький…».Ведущий читает рассказ Юрия Яковлева: «Как это случилось? Как произошло?Пришел Сережа на войну с Дедом, а домой возвращался один.Шел по развороченной танками фронтовой дороге, мимо палаток медсанбатов, от которых доносился жутковатый дух лекарства. Шел мимо военно-полевых пекарен с родным, теплым запахом хлеба – запахом жизни. Бойцы попадались ему все реже, а потом их совсем не стало. Теперь Сережа шел мимо заброшенных окопов и землянок, по бывшей «ничейной» земле, навсегда ставшей нашей. И на этом военном пути все было пройденным, пережитым, бывшим.Шел Сережа один, а ему казалось, что Дед идет рядом и подковки дедовских сапог нет-нет да звякнут о камень.Он не заметил, как запели птицы, застучал дятел и вещая птичка кукушка начала отсчитывать годы мира. А потом старая безлюдная дорога войны затерялась среди деревьев, полей и селений.Из прошлого Сережа вернулся в наш день.Но это был уже не прежний Сережа. В груди у мальчика теперь билось сердце, способное в нужный момент остановить врага. Сердце Деда».Звучит песня «Журавли», идет демонстрация презентации «Наши ветераны» – фотографии и имена ветеранов войны.Чтецы читают стихотворение Александра Твардовского «Когда пройдешь путем колонн…».Чтец 8 читает «Реквием (Вечная слава героям…)» Роберта Рождественского.Ведущий объявляет минуту молчания. Звучит метроном. Затем ребята поздравляют ветеранов.Заключительное слово учителя.P.S. Презентации «Юрий Яковлев», «Немецкий танк, гранаты» опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/667 ​Лариса Суслина, учитель истории и обществознания Первомайской средней школы Ульяновской области, победитель VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте