search
main
0

На связи – вся страна. «Горячая линия» для горячих вопросов

Российское законодательство меняется столь стремительно, что разобраться в нем для простого учителя становится непосильной задачей. Знаменитый 122-й закон о разграничении полномочий, принятый три года назад, внес множество особенностей во взаимодействие федеральной и региональной власти. К тому же прибавила вопросов новая система оплаты труда, которая в каждом регионе и даже коллективе выстраивается по-своему. Помочь педагогам разобраться в их правах и обязанностях была призвана прямая линия с участием председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галиной Меркуловой, прошедшая 23 мая в редакции газеты «Аргументы и факты». Два часа непрерывных телефонных бесед с учителями из разных уголков страны еще раз выявили те болевые моменты, которые существуют сегодня в социальной сфере российского образования.

Чтобы проинформировать педагогов, учитывая все особенности действующего законодательства, Галина Ивановна пригласила на прямую линию своих коллег – эксперта Центрального комитета профсоюза Веру Панкратову и заместителя начальника правового отдела ЦК Сергея Хмелькова. Учителя начали звонить задолго до 14 часов по московскому времени – заявленного начала прямой линии. Особенно много звонков поступило из Пермского и Краснодарского края, Оренбургской области. Повторяющаяся тематика вопросов очертила круг проблем, чаще всего возникающих у педагогов.

Первой на прямую линию дозвонилась Ирина Александровна, молодая учительница из Оренбуржья, которая только начинает свой профессиональный путь в сельской школе. Ее интересуют два вопроса: существуют ли сейчас подъемные для молодых специалистов и сохраняются ли льготы на коммунальные услуги для сельских учителей?

Что касается поддержки молодых педагогов, то после принятия закона №122 о разграничении полномочий этот вопрос сегодня находится в ведении субъектов и муниципалитетов. Поэтому Галина Ивановна говорила только о той практике, которая сложилась в ряде территорий: «В тех сельских районах, где есть большой дефицит молодых кадров, действительно устанавливается единовременное пособие для выпускников педагогических вузов, размер у него разный, в зависимости от региона. При этом с молодым специалистом заключается контракт, согласно которому он обязан не менее трех лет отработать в образовательном учреждении. Это некое повторение практики советского времени. Что касается коммунальных услуг, то сегодня под давлением профсоюзов во всех регионах сохраняется право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением для сельских учителей. Кроме того, если учитель отработал в сельской школе 10 лет, то льготы по жилью сохраняются за ним на последующее время. Но, к сожалению, не во всех субъектах РФ приняты такие законы, тогда это право нужно отстаивать в судебном порядке. Иногда оно может учитываться в области или крае, но не исполняться в каком-то конкретном селе, на уровне муниципалитета».

Все нюансы предоставления коммунальных льгот сельским учителям этим комментарием не исчерпываются. В ходе последующих телефонных консультаций выяснилось, что если учитель, проработав более десяти лет в сельской местности, переезжает в город, то эти льготы теряют силу, а если в другой регион, но тоже в деревню, село или поселок, то льготы сохраняются с учетом местных особенностей, которые в каждом регионе свои.

Много вопросов у работников образования вызывает введение новой системы оплаты труда. Например, Любовь Григорьевну из Ростовской области удивляет тот факт, что в школе, где она работает, все учителя получают усредненные ставки, хотя при переходе на НСОТ педагогам обещали дифференциацию в оплате труда и многие из них рассчитывали на существенную прибавку. При разговоре с Галиной Меркуловой выяснилось, что сотрудников школы с положением о новой системе оплаты труда ознакомили, но трудового соглашения, где были бы четко прописаны ставки и доплаты, с ними не заключили. И отстаивать интересы коллектива некому – профсоюз в этой школе практически не работает, в нем осталось пять-шесть человек, так что местные чиновники творят, что хотят. «Видите, как вы сами ослабляете свои позиции, – говорит Галина Ивановна. – Если бы в вашей школе была полнокровная профсоюзная организация, если бы у нее был авторитетный руководитель, ваш коллектив мог бы регулировать такие вопросы более успешно. Отстаивать свои права в одиночестве необычайно сложно, особенно в сегодняшних условиях. Вы говорите, что с новой системой оплаты труда вас ознакомили. Что сейчас мешает вам задать вопросы вашему руководству: почему не реализуется та система оплаты труда, которая была обещана? Почему в трудовое соглашение не были включены все особенности этой новой системы, четко не указано, какую зарплату вы будете получать?»

Мастера производственного обучения из Санкт-Петербурга и концертмейстера из Ростова-на-Дону волнует вопрос о досрочной пенсии, назначаемой педагогам после 25 лет работы по специальности. Оказывается, мастеру производственного обучения такая пенсия положена, а концертмейстеру нет, поскольку эта должность не включена в список должностей педагогических работников, имеющих право на досрочную пенсию, утвержденный Правительством РФ. «Если бы вы знали, как ЦК профсоюза боролся за этот список! – вступает в разговор Вера Николаевна Панкратова. – Ведь, когда принимался 122-й закон, вообще хотели отменить все досрочные пенсии. Как мы отстаивали концертмейстеров, чтобы им хотя бы отпуск удлиненный дали! Он был 24 рабочих дня, а сейчас – 56 дней».

Учитель из Краснодарского края Светлана Леонидовна с 1986 по 1988 год работала секретарем комсомольской организации, это время Пенсионный фонд решил убрать из педагогического стажа, законно ли это? «Да, сейчас педагогический стаж не включает периоды работы на выборных должностях, а в советское время они входили в стаж основной работы, – поясняет Сергей Борисович Хмельков. – Но закон обратной силы не имеет: то, что раньше законодательством гарантировалось, сейчас не должно меняться. А прежний порядок действовал до 1993 года, соответственно, вы можете отстаивать свое право в суде. Советую вам обратиться в нашу Краснодарскую краевую организацию, где вас проконсультируют по этому вопросу и помогут».

Не на все вопросы, заданные педагогами, можно было сразу дать однозначный ответ, некоторые требовали уточнений, дополнительной информации. Именно к таким относится вопрос об увольнении директора школы из Томской области Галины Николаевны. Школа, где она работала, располагается в двух зданиях. В одном занимались начальные классы, в другом старшеклассники. В прошлом году из-за аварийного состояния здания начальной школы директор перевела детей в основное помещение. Когда об этом узнали, по словам Галины Николаевны, на нее начались гонения. А в мае с ней прекратили трудовой договор по пункту 3 статьи 278 ТК РФ, который предполагает увольнение директора по решению учредителя. Галина Меркулова предложила бывшему директору обратиться в суд, который станет тем независимым арбитром, который определит, насколько правильны были действия учредителя, администрации. А также предложила проконсультироваться в связи с создавшейся ситуацией у председателя Томского обкома профсоюза Николая Глушко. Кстати, предложение связаться с руководством областной или краевой организации в ходе прямой линии звучало неоднократно. Ведь при каждом обкоме или крайкоме профсоюза существует свой юридический отдел, сотрудники которого могут дать профессиональную консультацию практически по любому вопросу, учитывая особенности регионального законодательства.

К проблеме, требующей дополнительного исследования, можно отнести и вопрос Надежды Дмитриевны, педагога-психолога из Алтайского края. В крае, по ее словам, сокращают педагогов-психологов и социологов, причем под сокращение в первую очередь попадают молодые учителя, хотя в школах работает большое количество пенсионеров.

«Вы поднимаете очень серьезную проблему, – начинает непростой разговор Галина Меркулова. – Действительно, с одной стороны декларируется, что школа должна лучше работать, модернизироваться. А с другой – сокращения начинаются с этих важных категорий работников. Конечно, этого быть не должно, педагоги-психологи и социологи очень нужны современной школе, и мы будем за них бороться. В целом происходящие в регионах сокращения связаны с демографической ситуацией, уменьшением количества детей. Вторая причина – желание повысить зарплату оставшимся педагогам. Но система образования очень заинтересована в привлечении молодых кадров. Поэтому меня удивляет ситуация, о которой вы рассказываете. Оставьте свои координаты, мы с вами свяжемся».

Педагога начальной школы Татьяну Николаевну из Пермского края, самого активного региона прямой линии, интересует вопрос о ставке учителя младших классов. Как известно, она составляет 20 часов, включая музыку, ИЗО и физкультуру. Но эти предметы передали профильным специалистам, и в результате педагог получает зарплату не за полную ставку. Справедливо ли это? Как поясняют специалисты профсоюза, нет: «Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 года №191 предусматривает гарантии для учителей начальных классов по сохранению полной ставки, если учебная нагрузка снижена в связи с передачей музыки, изобразительного искусства и физкультуры учителям-предметникам. При этом педагог должен иметь нагрузку организационной, воспитательной работы и так далее. Но полную ставку ему обязаны выплачивать».

Валентина Петровна, пенсионерка из Санкт-Петербурга, обратилась с вопросом о путевках: дают ли их педагогам? Дочь-учитель давно не отдыхала в доме отдыха или санатории. «Вы сейчас пытаетесь вернуться к советскому времени, – резюмирует Галина Ивановна, – но мы живем уже в другом обществе. Фонд социального страхования давно не исполняет своих обязанностей, потому что были приняты решения, которые сократили эти возможности. Сейчас в каждой территории профсоюз ищет свои пути для организации отдыха педагогов. Где-то заключаются соглашения с администрацией, по которым выделяются дополнительные средства на оздоровление работников, где-то профсоюзные организации создают кредитные союзы, которые позволяют учителям брать кредиты на путевку и потом постепенно расплачиваться за них. Наши территориальные комитеты заключают соглашения с базами отдыха или санаториями и приобретают путевки. Сейчас проблема не в количестве путевок, как раньше, а в их стоимости. Поэтому мы ищем современные, рыночные пути решения вопросов отдыха. Естественно, это относится только к членам нашего профсоюза».

Волнует педагогов и вопрос о присвоении звания ветерана труда. На федеральном уровне это звание присваивается тем, кто имеет государственные или ведомственные награды, в том числе и грамоты. Но после принятия 122-го закона субъектам РФ предоставлено право устанавливать свой порядок. В Ростовской области, например, человек пользуется льготами, положенными ветеранам труда, если получает досрочную пенсию. На территории Москвы другие правила: ветеранские льготы вступают в силу только с общепринятого пенсионного возраста, а в других субъектах может быть по-другому, то есть нужно изучать местное законодательство. Впрочем, это общее пожелание мне невольно хочется адресовать всем позвонившим. Как известно, знание – это сила, и знание закона в том числе.

Некоторые педагоги во время диалога с Галиной Меркуловой с удивлением узнают, что многие проблемы решаются сегодня непосредственно с помощью профсоюзной организации и тут же интересуются: «Значит, вы предлагаете вступить в профсоюз?» Галина Ивановна неизменно отвечает: «Это вы сами должны решить. Но многие вопросы сегодня регулируются в рамках социального партнерства через коллективные договоры и соглашения между местной администрацией, управлением образования и профсоюзом».

– Галина Ивановна, каково ваше впечатление от этой прямой линии? – интересуюсь я по окончании телефонного марафона.

– Очень приятное. Мы часто встречаемся с членами нашего профсоюза, постоянно откликаемся на вопросы, которые поступают от них из разных регионов. Сегодняшняя прямая линия еще раз подняла актуальные проблемы, которые волнуют работников образования, мы услышали, чем они сегодня живут и с чем не согласны. И думаю, что профсоюз народного образования двигается в правильном направлении, так как, ведя переговоры с властью, мы отражаем мнение тех, ради кого работаем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте