search
main
0

На суше плавать не научишься. Или история о том, как полковник милиции, доктор технических наук стал педагогом. И каким!

Уже стало хорошей, доброй традицией проведение Всероссийского конкурса для педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Для воронежских внешкольников настоящим триумфом был четвертый по счету конкурс, на который область впервые выставила свою команду. Результат превзошел все ожидания.

Из пяти воронежцев двое оказались победителями, один был признан дипломантом конкурса, и еще двое педагогов удостоились специальных призов. Хрустальный ключ, звание лауреата и приз памяти Алексея Константиновича Бруднова совершенно справедливо увез в Воронеж Александр Николаевич Лукин – доктор технических наук, профессор, изобретатель и педагог дополнительного образования.

На конкурсе Лукин выступал в научно-технической номинации, а в обычной жизни ведет радиотехнический кружок при станции юных техников Железнодорожного района. Занимается с ребятами два раза в неделю, а еще – возглавляет кафедру радиотехники Воронежского института МВД, читает лекции студентам. Александр Николаевич – полковник милиции. Одним словом, личность очень интересная! И как это оно все в одном человеке умещается – и докторская степень, и кафедра в милицейском институте, и кружок радиотехники?..

Как он сам рассказывает, заниматься с детьми начал в 1977 году, через два года после окончания физического факультета Воронежского госуниверситета. Вуз закончил с отличием, потом пять лет отработал, поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую и остался работать на кафедре. Возглавил научную группу, ездил в экспедиции, а когда в 92-м в Воронеже открылась Высшая школа МВД (теперь институт), Лукин перешел сюда с сохранением специальности. Сначала на должность доцента, потом стал начальником кафедры, которую возглавляет уже десять лет. В 98-м защитил докторскую, через год получил звание профессора… И при этом постоянно занимался с мальчишками в радиотехническом кружке! Почему? Душа требовала, или просто уже не мог без этого? Скорее всего и то и другое, а еще: довольно быстро обычные занятия переросли в нечто большее, как говорится, процесс пошел. Воспитательный процесс.

– Я сам в школьные годы ходил в радиокружок при клубе авиазавода. Потом был достаточно большой перерыв, после которого я вернулся уже как руководитель. Сначала, конечно, доминировали профессиональный интерес, желание заниматься практической радиотехникой, имея университетскую теоретическую базу. На станции юных техников больше возможностей для практики.

– И сейчас это сохраняется, несмотря на нехватку оборудования, финансирования и тому подобное?

– Да. Потому что здесь собираются люди, которым это интересно. Они туда не деньги приходят зарабатывать! Не только разговаривают о своей специальности и занимаются теорией, но и что-то пытаются сделать своими руками. Поэтому, работая в университете, хотелось, так сказать, для души заниматься практической радиотехникой. И я вспомнил о радиокружке. Подумал: надо опять пойти, потому что это интересно и с профессиональной точки зрения, и для удовлетворения собственных потребностей в практике.

Тогда, в 77-м, мы связывались с комсомольскими и партийными организациями, и нам оказывали помощь. Тем более что радиокружок организовали в районе, который был насыщен электронной и радиоэлектронной промышленностью, работали несколько заводов. Они нам тоже помогали.

Александр Николаевич рассказывает, что уже первые работы оказались очень интересными, даже завоевывали призовые места на областных выставках. Выбрали выигрышное направление – электронные игрушки, например, фототир. Сначала в нем были неподвижные мишени: попадаешь, и возникает световой или звуковой эффект. У волка глаза мигают, а если прямо в нос ему выстрелить, он кричит. Подобрали имитатор звука побитой собаки, записали на магнитофон, в нос транзистор вставили – очень все натурально получилось. Позже этот макет усовершенствовали настолько, что и после областной выставки игрушку везде возили и показывали. Только теперь уже волк выбегал на полянку («Полянку помогли сделать из другого кружка: шикарная полянка была!» – смеется Лукин), и если в него попадали, он с ног валился и потом опять поднимался. Делалось это с помощью специального автоматического устройства. Но самой интересной разработкой было оружие! Пистолет кружковцы придумали почти как настоящий – с отдачей, имитатором полета пули и даже блокировкой по количеству выстрелов. То есть каждый выстрел был отдельным световым импульсом, который возникал при нажатии на курок после четкого прицеливания. Отдача, как рассказывает Лукин, была огромная! Пистолет прыгал из рук, как настоящий, поэтому держать надо было крепко. Пока окончательный вариант корпуса подобрали, три штуки разбили за счет отдачи. Как корпус делали? Станок и механическое оборудование на станции были отличные, на них из толстой алюминиевой плиты вырезали контуры пистолета, электронную начинку туда вставляли – в общем, хорошее получалось оружие! Кроме игрушек, еще делали электронные измерительные приборы.

Мальчишки, отучившись в кружке по три-четыре года, а некоторые и больше, уходили в армию. Казалось бы, связь должна прерваться, детство кончилось. Но нет, после службы они снова возвращались в кружок, точнее, к его руководителю. Рассказывали о жизни, делились удачами, просили совета.

– И я понял, – говорит Александр Николаевич, – одну вещь. Оказывается, ребята, кроме того, что занимаются здесь изготовлением конкретных устройств, еще и растут как члены общества. То есть идет процесс воспитания, который с годами дает свои педагогические плоды. Учитывая их интерес к технике, используя его, детей можно приобщить к ценностям, принятым в обществе.

– Сейчас это актуально. Некоторые прошлые ценности обесценились напрочь…

– К сожалению, время сложное. Тем не менее есть непреходящие ценности. В первую очередь профессионализм. Какое бы вы время ни выбрали, профессиональное отношение к делу – это та доминанта, с которой можно идти через все времена и эпохи.

В разные годы было по-разному. При советской власти творчество заключалось в том, чтобы сделать то, что другие сделать не могут. То есть создать что-то выдающееся, особенное! Пусть бесполезное, но другие этого не смогут. А сейчас творчество стало другим. Сейчас нужно сделать вещь полезную, которая бы имела рыночную востребованность. А творчество при этом проявляется в том, чтобы сделать вещь качественно и с меньшими усилиями. То есть время диктует направление развития творчества!

– Ребят такой подход устраивает?

– Попробуйте плохо проведите занятие – у вас детей не будет! Не то что они к вам пять лет ходить будут и приходить, когда уже в институте учатся!.. У меня есть ребята, уже студенты технического университета или колледжа, а все ходят в кружок. Это же говорит о чем-то. А если халтурить начнешь, они к тебе ходить не будут.

У Александра Николаевича две группы учеников, каждая человек по 15. Ребята записываются в кружок лет с 13-14, если младше, приходится объяснять родителям, что надо повременить. Обычно такие дети отстают и начинают чувствовать себя некомфортно. Делятся группы просто: первый год обучения и второй. Первый год – это начальная подготовка. Сначала что-то вроде «курса молодого бойца»: первоначальное ознакомление с электричеством, способами измерения. Потом начинают выполнять самостоятельные задания, а уже на втором году обучения идет самостоятельная работа по интересам. Тут уже педагог помогает организационно: у каждого должно быть закрепленное рабочее место, ящичек для инструментов, туда же и поделки складывают, тетрадка должна быть, в нее задания записываются, схемы рисуют, в общем, вся теория там…

Раньше я над методикой преподавания совершенно не задумывался. Просто, когда пригласили на конкурс, надо было все обобщить. Сначала на районном выступил, потом на городском, областном, и только потом уже оказался в Питере. И, честно говоря, только когда готовился ко всему этому, я начал серьезно задумываться, что и в моей практике существуют какие-то педагогические приемы, с помощью которых я работаю с детьми! То есть раньше все это делал интуитивно. Педагогика – вещь интересная. Это как с плаванием. Если вы будете учиться плавать на суше, вы никогда не поплывете. Надо залезть в воду и поплыть. В педагогике так же: вы можете быть очень хорошо теоретически подкованы, но если не работаете в аудитории, не занимаетесь с учениками, очень трудно установить взаимный контакт и передавать ребятам знания. В радиотехнике это называется вопросами согласования. Если вопросы согласования между педагогом и учеником решаются положительно, то есть если вас ученик слышит, то процентов 80 педагогического успеха уже есть!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте