Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Образовательные технологии

На стыке поколений

Еще раз о роли современного учителя
Учительская газета, №34 от 24 августа 2021. Читать номер
Автор:

Внедрение обучающих семинаров позволяет активизировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач в области проблем педагогических технологий. Это обеспечивается за счет активного включения учителей в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний.

Также обучающие семинары, методика их организации повышают мотивацию и вовлеченность учителей в решение обсуждаемых вопросов, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности учителей, побуждает к конкретным действиям.

Кроме того, обучающие семинары создают возможность формировать у учителей способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее, обосновать свои позиции. И как результат обучающие семинары обеспечивают не только прирост знаний, умений и навыков, способов деятельности, но и раскрытие новых возможностей учителей в решении задач, связанных с разработкой, внедрением и принятием технологий обучения.

А проводимые формы групповой работы позволяют сформировать опыт активного освоения материала во взаимодействии с окружающими, развитие личностной рефлексии, развитие толерантности, навыков общения и взаимодействия в малой группе, развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.

Сегодня под крышей одной школы учатся и работают бок о бок представители четырех поколений: беби-бумеры (1943-1964), поколение X (1965-1982), поколение Y (1983-2000), поколение Z (2001‑….), цифровое поколение =Y+Z. Чему и как учить? Кому учить? Какими ресурсами учить?

В XXI веке учитель должен стать другим, а именно значимым другим – мотиватором, навигатором и коммуникатором.

Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным, владеющим современными образовательными технологиями, быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.

Современный учитель нуждается в профессиональном сопровождении со стороны методической службы, задача которой состоит в создании условий для формирования и развития ключевых профессионально-педагогических компетентностей учителей. В системе организации методической работы большую роль играют методические обучающие семинары, которые знакомят педагогов с новейшими достижениями науки и продуктивного педагогического опыта, а также позволяют ознакомиться с опытом коллег. Семинары способствуют развитию предметно-методологической компетентности педагогов, совершенствуют умение транслировать передовой положительный опыт учителей в педагогическое сообщество.

В реализации обучающего семинара «Современный педагогический инструментарий как ресурс развития педагогической компетентности» мы исходили из того, что теоретический материал не должен ограничиваться пассивно-созерцательными позициями учителей, и потому обучающий семинар явился основой подведения педагогов к роли активных участников процесса формирования профессиональной компетентности через деятельность. Учителя учатся ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструируют свои знания, работая в команде, развивают критическое и творческое мышление.

Обучающий семинар имеет структуру, в которой обозначаются цель, ход (этапы), самостоятельная поисковая деятельность учителей, инструкции, информационно-методический материал.

Вот как это проходило у нас:

1) выяснили, что такое современный педагогический инструментарий (кстати, точного определения нет ни у нас, ни в зарубежной педагогике, но все сходятся в одном: современный педагогический инструментарий – это совокупность инструментов, используемых в профессиональной деятельности учителя);

2) составили список современных технологий;

3) подготовились к семинару. Предполагался выбор технологий из списка предложенных (2-3), распределение по методическим объединениям (МО). Руководителям МО было дано технологическое задание – подготовить небольшие выступления, призванные дать представление о новом педагогическом инструментарии, ознакомить, заинтересовать. На заседаниях МО каждый учитель выбрал для изучения новую технологию. В течение определенного времени учителя в ходе самостоятельной поисковой деятельности изучали предложенный материал, оформляя его в виде презентации;

4) представили результаты работы на МО с выходом на обучающий семинар.

Ход обучающего семинара

Цель: ознакомиться с современным педагогическим инструментарием.

Этапы:

– просмотр презентаций (каждый участник выступил в роли активного транслятора знаний и в роли пассивного участника – изложение материала другим участникам, которым он неизвестен);

– рефлексия (обсуждение в группах – что понравилось, что не понравилось, что присвоится).

После семинара учителя получили технологическую инструкцию по подготовке к методической неделе:

– ознакомиться с содержимым папки «Новые форматы в образовании» – туда были сложены все наработанные материалы;

– выбрать тот педагогический инструментарий, который показался интересным, результативным (не один);

– отметить в таблице предпочтений свой выбор по всему инструментарию;

– в течение 2-3 месяцев на уроках, мероприятиях, классных часах и т. д. апробировать выбранные инструменты, сделать «своими»;

– во время методической недели провести урок, мастер-класс, мероприятие и т. д., показывая, что наработал по данной теме; посетить уроки коллег.

Методическая неделя «Новые форматы в образовании» прошла продуктивно. Мониторинг показал следующее:

– проведено открытых уроков – 21;

– проведено открытых классных часов – 1;

– посещено уроков – 40;

– МО гуманитарного цикла – 6 из 8;

– МО физико-математического цикла – 3 из 4;

– МО естественно-научного цикла – 3 из 7;

– МО иностранных языков – 3 из 5;

– МО начальной школы – 7 из 8;

– МО технологии – 2 из 3;

– не приняли участия в неделе – 11.

На совещании по итогам методической недели пришли к выводу: такая форма работы интересна всем, полезна, способствует профессиональному росту учителя, необходимо ее продолжать.

Светлана КЮЛЮЕВА, учитель русского языка и литературы Пряжинской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой, Пряжа, Карелия


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту