В программе школьного курса «Информатика и ИКТ» практическая часть направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий. Это весьма значимо для формирования функциональной грамотности и повышения эффективности освоения других учебных предметов. Последовательность изучения и структуризация материала в программе построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. Учителю предоставляется возможность гибко подходить к преподаванию практической части, есть возможности координации с другими предметами.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Существует много возможностей для координации информатики и физики. Поясню на примере изучения электронных таблиц Excel (ЭТ). Освоение этой среды связано с обработкой результатов лабораторных работ по физике, поэтому ЭТ осваиваются не «впрок», на всякий случай, как обычно, а тогда, когда в их применении возникла необходимость. Ученикам должно быть ясно, что использование Excel значительно сокращает время на обработку данных. Быстрое представление этих данных в табличной и графической форме, а также в удобном масштабе открывает широкие возможности для их содержательного анализа.
Как это можно осуществить, рассмотрим на примере лабораторной работы «Взвешивание малых тел». Ее цель – освоение правил взвешивания. В нашем курсе в результате этой работы ученики должны будут уметь предсказывать по известному количеству тел их массу и по заданной массе – количество. Потребуется определять среднюю массу горошины, строить графики зависимости массы от количества для идеальных и реальных тел, выполнить задания по сравнению массы малых тел по графикам.
Первоначально перед учениками ставится задача: узнать массу одной горошины (дробинки, фишки, пульки, спички). Для этого необходимо взвесить определенное количество тел и внести полученные данные в таблицы на своих листах. В результате этой работы появляется большое количество данных (Табл. 1), которое уместно обрабатывать автоматически.
Предварительно на уроке физики необходимо обсудить:
как точнее определить среднюю массу одного тела в каждой группе (нужно массу максимального количества горошин поделить на это число);
как узнать массу идельного тела (есть два способа, один из которых – суммировать средние массы в группах и поделить на количество групп).
Обрабатывать данные ребята будут в ЭТ Excel на уроке информатики и ИКТ.
На этом материале показывается, как вносить данные в таблицу, рассчитывать значения по формулам, использовать автосуммирование и форматирование, как строить точечную диаграмму зависимости массы гороха от количества горошин.
После получения значения средней массы горошины ученики получают задание построить точечные диаграммы зависимости массы «идеальных» гороха, фасоли и крупы от их количества. Для этого надо создать еще одну таблицу, а до этого познакомить учащихся с операцией автозаполнения и правилами построения диаграмм. (Табл. 2)
На физику ребята возвращаются с готовыми графиками, а качество вопросов, которые мы можем здесь поднять и обсудить, существенно повышается. Если учесть еще и экономию времени, которую мы получаем за счет автоматической обработки данных, преимущества очевидны.
С данными, которые получены самостоятельно, дети работают более охотно, чем с полученными извне.
Вопросы для анализа графиков на уроке физики:
Найдите массу N тел (N – количество тел, которое не встречалось при взвешиваниях ни в одной из групп).
Предскажите, сколько тел надо взять, чтобы масса их была равна m г.
Предскажите, как пройдет график, отражающий взвешивание половинок таких же тел. Выше или ниже первого графика? Как пройдет график для тел, масса которых в три раза больше?
Как разместились бы точки, если бы масса тел была одинаковой?
Если бы вам разрешили провести только одно взвешивание, то сколько тел вы бы взяли, чтобы построить более точный график?
Как с помощью имеющихся данных узнать массу одного такого тела? Предложите несколько способов.
Обучение работе в ЭТ на материале физики учит школьников планировать свои действия, организовывать информацию, реализовывать и корректировать свои планы. Представление информации в табличной и графической формах, а также преобразования одной формы в другую необходимы современному человеку во многих видах деятельности.
Применение электронных таблиц Excel позволяет изменить традиционный подход к проведению практических работ по физике, существенно пересмотреть их содержание, ставить и решать новые задачи образования.
Вера ГРУК, учитель физики школы №91 Российской академии образования, Москва
Комментарии