search
main
0

На «стадии вызова». Стратегии технологии РКМЧП З-Х-У и Инсерт

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Цели ее применения

Обучение умению определять уровень собственных знаний.

Пробуждение интереса к получению новой информации.

Обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.

Вторая часть таблицы «Хочу узнать» – это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации.

На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний.

Стратегия «Инсерт» (значки по ходу чтения) – прием системной разметки текста для эффективного чтения и размышления – дает возможность учащимся отслеживать собственное понимание в процессе чтения.

На «стадии рефлексии» заполняется третья часть таблицы – «Узнал».

В это время учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают свои представления, включая в них все новые понятия, которые обретают качество своих.

Записывая то, что почерпнули из текста, ученики располагают ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию (спросить о которой раньше им просто не приходило в голову) располагают ниже.

Учащиеся сравнивают, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста, дают ответы на поставленные ранее вопросы и решают, как поступить с вопросами, оставшимися без ответа: искать в учебнике, обратиться в библиотеку…

Для развития умения учащихся выделять понятия и использовать их при описании явлений действительности предназначена нижняя левая графа таблицы З-Х-У «Используемые понятия». Понятийное мышление – способность оперировать понятиями при анализе явлений и фактов – формируется достаточно долго. Учащийся не сразу придет к мысли о том, что понятий не так много, как явлений, и очень удобно, владея определенным понятийным аппаратом, описывать и – что важно! – понимать различные факты действительности.

Источники информации. Эту графу мы заполняем для того, чтобы дети учились определять круг возможных способов получения необходимой информации.

Эта стратегия применима как для работы на одном уроке, так и для исследовательской деятельности учащихся, которая длится несколько дней.

Могут быть и модификации данной стратегии. Например, при чтении текста на стадии осмысления можно дать ученикам инструкцию заполнить таблицу «Уже знал (или догадывался) – узнал – осталось непонятным».

Основным смыслом этой стратегии является развитие умения самостоятельно определять направления в работе с информацией.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте