search
main
0

На шаг впереди

На Кавказе создана первая региональная ассоциация директоров

У нас есть два варианта развития – реалистичный и фантастичный. Реалистичный – прилетят инопланетяне и все сделают, а фантастичный – мы все сделаем сами. В этом «бородатом» анекдоте, знакомом каждому, очень грустная суть. Иногда проблему, даже самую сложную, надо просто начать решать, не дожидаясь помощи инопланетян, ООН, правительства и прочих вышестоящих инстанций.

 

Среди множества проблем в системе образования одна из самых острых – кадровая. Как бы мы ни пытались закрыть на нее глаза, маскируясь вроде бы небольшим количеством вакантных мест в школах, все понимают, что закрываются они путем непомерных нагрузок на учителей и внутренним совместительством. Закономерно падает качество образования. Как и, главное, когда готовиться к 30 и более часам в неделю, попутно выполняя обязанности классного руководителя, вожатого, завуча, библиотекаря? Средний уровень выпускников тоже снижается, в педвузы идут по остаточному принципу, в результате вчерашние троечники внезапно оказываются за учительским столом… И все повторяется вновь.

Как в том самом анекдоте, фантастикой многие назовут попытку самостоятельного решения проблемы хотя бы на уровне региона. В самом деле, проще развести руками и ждать помощи извне – хоть от государства, хоть от инопланетян, сути это не меняет.

Тем не менее кадровый голод – это лишь верхушка айсберга тех проблем, которыми он вызван, и специфика их решения у каждого региона будет своя. Именно поэтому важно четко их обозначить на уровне каждого субъекта Федерации и наконец признать, что вопреки убаюкива­ющей тревогу официальной статистике кадровый вопрос в системе образования действительно не просто назрел, но требует самых действенных решений.

Лично для меня было неожиданностью, что на первом республиканском директорском форуме в Карачаево-Черкесии все эти мысли прозвучали со сцены от главных людей в образовании нашего региона. Ведь, по данным Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС, в Северо-Кавказском федеральном округе самые низкие дефицитные проценты: нехватка педагогических работников – 1,3%, дефицит учителей – 0,9%, дефицит руководителей – 0,6%. Тем не менее проблема была озвучена и даже вынесена в название форума: «Кадровый ресурс школ КЧР: стратегия и технология развития».

Директорский форум стал настоящим событием в системе образования региона. Он состоялся 3 ноября на базе Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д.Алиева при поддержке Министерства образования и науки КЧР и собрал всех руководителей образовательных учреждений региона, а также начальников управлений образования городов и районов.

В докладе министра образования и науки КЧР Инны Владимировны Кравченко были озвучены, пожалуй, все наболевшие вопросы: старение педагогических коллективов, нежелание выпускников вузов идти в школы, низкая зарплата, невысокий конкурс на педагогические специальности. Несмотря на то что в КЧР строят новые школы, ремонтируют старые здания, открывают учреждения дополнительного образования, в том числе реализовали нашу общую давнюю мечту – открывают центр выявления и поддержки одаренных детей «Спутник», все это не решит кадровую проблему. Ведь, как подметила Инна Владимировна, подчас проще и быстрее построить новую школу, чем вырастить для нее коллектив.

Слова министра о том, что учебное заведение – это не стены, а в первую очередь люди, которые в них работают, создают особую неповторимую атмосферу, душой болеют за каждого ребенка, были встречены в зале единодушным одобрением. Каждый из присутствовавших директоров не понаслышке знает, какой это труд – привить ребенку любовь к профессии учителя с детства, не оттолкнуть его от этого пути во время учебы в школе, дать качественное профессиональное образование и практические умения, наконец, удержать молодого учителя в школе. Это годы подготовки и масса вложенных средств для каждого педагога.

И. о. ректора Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д.Алиева Таусолтан Аубе­кирович Узденов в продолжение доклада министра рассказал о путях решения этой наболевшей проблемы именно для нашего региона. Из КЧГУ ежегодно выпускаются десятки, а иногда и сотни дипломированных специалистов, которые не хотят идти в школы. Эффективные механизмы, обеспечивающие прочную связь между вузом и школой, для того чтобы обеспечить должную первичную педагогическую мотивацию школьника для поступления на педагогические специальности, – именно их необходимо создавать, а для этого наш университет предлагает уже работающие проекты. Это и пятилетний бакалавриат, и программа «1 университет – 2 диплома», и стипендиальная поддержка, особенно для студентов, уже работающих в школах, а главное – запуск проекта «Учитель будущего школ КЧР» для адресной подготовки педагогических кадров региона как системного решения, объединяющего усилия вуза, Министерства образования и науки и школ. Лично я думаю, что это правильно и здорово, что именно региональный вуз становится инициатором внедрения такой важной, нужной и вполне реальной программы, эффективность которой мы сможем оценить уже в ближайшее время! Кроме того, КЧГУ может помочь в привлечении педагогических кадров из других регионов, предлагая им бюджетные места в магистратуре на льготных условиях поступления, удобный график учебы и дополнительную стипендию именно тем, кто готов сразу идти в наши школы!

Продолжая эту тему, директор Карачаево-Черкесского колледжа имени У.Хабекова Николай Викторович Рыжов ознакомил участников форума с работой этого образовательного учреждения по Всероссийскому проекту «Билет в будущее» среди учащихся 6-11‑х классов. На базе колледжа проходят профпробы, открываются новые мастерские, студенты проходят практику в различных учреждениях образования нашего и соседних регионов.

Ректор Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования Александр Васильевич Гурин завершил стратегическую сессию форума рассказом о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников, в том числе о работе недавно открывшегося Центра непрерывного повышения педагогического мастерства.

Надо отметить, что почетным гостем форума стал победитель конкурса «Директор года России»-2022 Павел Станиславович Терехов, руководитель школы «Покровский квартал» (Москва). Конечно, его выступление вызвало бурный интерес всех собравшихся. Доклад перерос в живой полилог с залом, в котором наш гость поделился своим личным опытом эффективного управления действительно большой (даже по московским меркам) школы.

Технологическая сессия форума стала площадкой для презентаций наших региональных проектов. Так, заведующая кафедрой педагогики и педагогических технологий КЧГУ Алина Алиевна Узденова рассказала об открытии научно-методического Центра развития педагогического образования КЧГУ, представляющего собой инновационную, научно-образовательную, экспериментальную, информационно-методическую площадку для обеспечения эффективного взаимодействия университета с образовательными учреждениями республики, начальник Управления образования Прикубанского района Луиза Руслановна Хапаева и директор гимназии №4 Карачаевска Ирина Хасановна Кумукова – об открытии психолого-педагогических классов в регионе, а и. о. проректора КЧГУ по молодежной политике и воспитательной деятельности Расул Алибекович Динаев – о пилотном альянсе «Университет – школа: идеи для ученического самоуправления».

Вряд ли я задумалась бы о том, чтобы написать статью о форуме, если он был бы только площадкой для спикеров. Мало ли таких встреч! Но все дело в том, что именно здесь было принято решение о создании Ассоциации директоров КЧР. Эта инициатива оргкомитета совпала с идеей победителя конкурса «Директор года России»-2022 Павла Терехова, которую он, оказывается, до этого подал Сергею Сергеевичу Кравцову, – создать такую ассоциацию на уровне всей страны. Она, конечно, будет воплощена в жизнь, а у нас в регионе ее уже создали! Мы на шаг впереди! Такое совпадение, безусловно, подтверждает важность и своевременность этой инициативы.

В рамках форума также было подписано соглашение между Министерством образования и науки КЧР и Карачаево-Черкесским государственным университетом имени У.Д.Алиева. Предметом договора является сотрудничество в области решения актуальных проблем формирования и развития учительского корпуса КЧР.

Лично мне форум запомнился еще и тем, что я была представлена высокому собранию в числе шести советников Министерства образования и науки КЧР и в таком качестве выдвинула инициативу проводить как можно больше мероприятий для школьников в Карачаевске на базе КЧГУ. Ведь, прожив двадцать лет в Карачаево-Черкесии и десять лет проработав в системе образования, я не была в нашем региональном вузе ни разу. Именно на форуме побывала здесь впервые. Сказать, что я удивлена, – ничего не сказать. Отличное оснащение университета, высокопрофессиональные преподаватели, отдельные преференции для студентов именно педагогических специальностей позволяют говорить о КЧГУ как о современном вузе, дающем отличное образование. А ведь наши выпускники подчас не догадываются, какие возможности они получают, поступив в региональный университет. Но главное – ребята должны понимать: настала пора тех самых фантастических решений проблем – начинать с себя и делать что-то самостоятельно на благо и своего региона, и всей нашей страны. Ведь именно за ними наше будущее!

Юлия КАПАЛКИНА, учитель математики, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, Карачаево-Черкесская Республика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте