search
main
0

На седьмом небе

В органном зале Пермской краевой филармонии снова блистали звездные учителя России

Цифра семь символическая. Семь нот, семь цветов радуги, семь чудес света… И, конечно, седьмое небо, оказавшись на котором согласно легенде можно испытать высшую степень радости, состояние глубокого эмоционального удовлетворения и гармонии. Именно это и произошло, без преувеличения, с участниками VII Всероссийского форума, который все эти годы проводится по инициативе коллектива школы №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля города Перми при поддержке Министерства образования и науки Пермского края и Департамента образования администрации города Перми. По традиции он проходит весной и открывается в органном зале Пермской краевой филармонии, что уже само по себе придает этому событию особые смысл и высоту. Перед вами самый крупногабаритный музыкальный инструмент с огромными выразительными возможностями, богатством тембров, масштабами звучания, широтой звукового диапазона. Здесь блистают талантами известные музыканты-виртуозы – скрипачи, пианисты, поют прославленные хоровые коллективы, и уже седьмой год подряд в одном ряду с ними выступают мастера педагогической сцены – яркие и одаренные педагоги, которые получили признание, пройдя нелегкое испытание в известном всем профессиональном конкурсе «Учитель года России». Концепция форума предполагает участие в нем победителей, лауреатов, финалистов разных лет.

Участники и гости форума

 

Обязательный элемент сценария – встреча двух поколений конкурсантов, маститых мэтров 90‑х и «пеликанов» XXI века. Диалог с коллегами уже из другого конкурса – «Успешная школа» – еще одна его изюминка, своего рода дополненная реальность. Три года подряд с момента проведения первого конкурса в 2016‑м призеры из многих регионов России приезжают сюда и, оказавшись вместе, снова и снова пытаются ответить на сложные вопросы в своей профессии, испытать удовольствие от общения. На форуме с вдохновляющим названием «Все звезды в гости к нам» в этом году совпали не только смыслы и ценности разных событий, неразрывно связанные между собой, но и сами их даты весьма символичны. Конкурсу «Учитель года» исполняется 30 лет. «Успешная школа» перешагнула свое трехлетие (как не вспомнить пушкинские строки: «Они жили вместе тридцать лет и три года»). 95 лет нашей «Учительской газете», прародительнице этих двух культовых в образовании профессиональных состязаний! И наконец форум номер семь! Самое священное и магическое в нумерологии число, которое с древнейших времен считалось счастливым, несущим радость, знания, мудрость, доброе влияние на судьбу.

Соль земли
Пермская земля издревле была кладовой соли. Еще в 1430 году здесь появились крупные солеварни, когда прибывшие сюда новгородские купцы братья Калинниковы построили варницы на реке Усолке близ впадения ее в Каму. Неподалеку от этого места позднее возникло поселение Соль Камская – будущий Соликамск.
Выражение «соль земли» пришло из Евангелия. Такими словами Иисус называл своих верных учеников – апостолов, тех, кто призван был менять жизнь других, делать их лучше. Они, подобно соли в пище, придают особый вкус жизни, делают ее духовной, более светлой, привлекательной. «Если земля потеряет соль (силу соли), то что сделает ее (землю) соленой? На что надеяться?» Христос говорит о том, что истина исчезнет, если не будет апостолов и у них не будет последователей, а люди на этой земле останутся без любви и надежды. Они душа народа, соль земли.
Совсем не случайно этот фразеологизм стал сценарной идеей седьмого всероссийского форума, которая органично вписывалась в канву происходившего на сцене органного зала действия. Звездные учителя, лауреаты, призеры, победители профессионального конкурса, опытные и молодые каждый по-своему, со своим вкусом, темпераментом, со своей дозой «соли» в выступлениях восхищали и вдохновляли зрителей не только педагогическим мастерством, но и широким кругозором, высоким культурным кодом, которым обладают независимо от преподаваемой ими школьной дисциплины. В их сценических уроках отчетливо просматривались междисциплинарная компетентность, поликонтекстуальность, множественность, вариативность. Да и названия тем, далеко выходящих за пределы той или иной школьной дисциплины, демонстрировали не­оспоримый факт: перед нами категория педагогов, у которых есть «пассионарный прорыв: творческий заряд, направленность на преобразование позиции человека в мире, в обществе» (Михаил Кларин). Например: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому», «В поисках парадоксов», «От хаоса к мысли: время метафор», «Поймать на крючок, или Как правильно задать вопрос», «Что такое математика?», «Юмор как эффективный инструмент преподавания», «С чего начинается классическая музыка», «Наставникам, хранившим юность нашу».Культурный код
В мастер-классе «Давайте задумаемся», который провел Сергей Кочережко, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, учитель истории и обществознания, директор школы Международного детского центра «Артек» Республики Крым, «соли» оказалось более чем достаточно. Он был навеян насущными проблемами, с которыми сталкивается, пожалуй, каждый учитель. Ведя уроки обществознания в 10‑11‑х классах, принимая устные зачеты, обсуждая с детьми последние новости страны и мира, давая им возможность высказать свое мнение и аргументировать его, учитель обнаружил то, что вызвало у него недоумение. В сочинениях, эссе или, например, в предназначенном для публикации интервью, заметил он, старшеклассники обычно уверенно называют себя патриотами и гражданами России, чеканными фразами подчеркивают необходимость любить ее историю и делать все ради нее. Но можно ли отнести себя к таковым, негодует педагог, не зная при этом ни одной картины Айвазовского, Репина, фильмов Ромма, Хуциева, Рязанова, никогда не слышав песен Высоцкого, Окуджавы? Не в этом ли (в том числе) и есть тот самый культурный код нации, который цементирует ее изнутри и отличает от других? Может, следует чаще и серьезнее разговаривать с детьми о вечных ценностях, о культуре, выходя за пределы своей предметной области? И, даже находясь во власти требований основной образовательной программы и ФГОС, хотя бы классные часы или «внеурочку» посвящать не сиюминутным, проходящим темам, не текущей успеваемости, например, а искусству?
Кстати, как решать проблему трансляции культурного кода из поколения в поколение и каким должен быть сам учитель, чтобы выполнить такую миссию, на своем личном примере показали, как всегда глубоко, ярко и артистично, мэтры конкурса 90‑х годов музыкант Артур Заруба и филолог Олег Парамонов. И в очередной раз убедили нас в том, что настоящее искусство никогда не устаревает. Уже седьмой год на сцене органного зала Артур Викторович и Олег Геннадьевич, теперь почетные гости форума, блистательно показывают коллегам, как классику сделать современной, как привить интерес и любовь к настоящему искусству. И каждый раз это особое театрально-педагогическое действие с глубоким погружением в тему, с новым контентом, оригинальным взглядом на проблему становится для нового поколения учителей-конкурсантов неким эталоном мастерства, знаком высшей пробы в профессии. Вот вам и ответ на вопрос, который поставил в своем выступлении Сергей Кочережко: какой учитель способен передать детям тот самый культурный код? В самом деле, какой? Просто-напросто широко и глубоко образованный! Готовый открывать новые знания, обладающий педагогическим талантом. Мастер контакта и диалога с детьми, коллегами, блестящий пианист, виртуоз, владеющий многими музыкальными инструментами, сочиняющий прекрасную музыку, песни, одна из которых – «Учительский вальс» – звучит сегодня практически в каждой российской школе. Это далеко не все о нем, об Артуре Зарубе, учителе музыки из Ломоносовской школы города Москвы, одержавшем победу на конкурсе в далеком 1992 году. Впервые приехавшим на форум участникам вряд ли удалось сразу охватить все грани не только его творчества, но и дарований педагога и поэта Олега Парамонова (победил в 1993 году), в профессиональном багаже которого знание наизусть сотен стихов, поэм и даже прозы, уникальная способность и умение передать близко к тексту и тонко анализировать десятки романов, повестей, рассказов, завораживающий дар чтения стихов, ораторское искусство и многое другое. И все же даже 40‑минутного мастер-класса «Наставникам, хранившим юность нашу», посвященного А.И.Галичу и С.Е.Раичу (оба, кстати, выпускники Севской духовной семинарии, что на Брянщине) – учителям, которые первыми открыли и заметили талант трех великих русских поэтов – Пушкина, Лермонтова, Тютчева, хватило, чтобы почувствовать масштаб личности педагога, испытать особые эмоции, восторг, вдохновение. Зал аплодировал стоя.

В школу, где смеются, приходит счастье
«Солью» мастер-класса Алихана Динаева стал юмор, поскольку, по мнению победителя конкурса «Учитель года России»-2018, он помогает устанавливать доверительные и теплые взаимоотношения с учениками. Вспомнила, слушая Алихана Мавладиевича, что и для известного поэта Булата Шалвовича Окуджавы в молодые годы, когда он преподавал в школе, доброжелательный юмор (без обидного сарказма) был первым из пяти его главных педагогических правил. Чтобы расположить к себе ребенка и заинтересовать уроком, вполне уместно прибегать к шуткам, юмору, который может стать эффективным инструментом в преподавании. Педагог коллекционирует смешные новостные заголовки, интернет-мемы. Если они уместны и показательны для изучения конкретной темы, отправляет их своим ученикам через социальную сеть на общие чаты. Или применяет элементы юмора не только по теме урока, но и чтобы расслабить учеников, дать возможность немного передохнуть.

Алихан ДИНАЕВ, Ирина ДИМОВА, Валентина КРАСНОСЕЛЬСКИХ

Учитель обществознания и права из математической гимназии №1 города Грозного Чеченской Республики признался, что не так давно посмотрел культовый фильм «Доживем до понедельника», который ему, конечно же, понравился, однако удивил тем, что он так и не дождался улыбки на лице главного его героя – учителя истории Ильи Семеновича Мельникова. На занятиях должно быть не только интересно, но и весело, считает Алихан Динаев и перефразирует японскую пословицу: «В дом, где смеются, приходит счастье», заменив слово «дом» на «школа». С присущим педагогу даром ораторского искусства, умением очаровывать публику он и в самом деле убеждает зрительный зал в том, что «в школу, где смеются, приходит счастье», подтверждая это фактами и примерами из собственной практики. И поэтому, взявшись за создание учебника по обществознанию, который не так давно вышел в свет, он решил написать его современным языком, доступным и понятным для подростков. Живо, с шутками, интересными примерами, красивыми иллюстрациями.

Проектный офис
Нынешний век, несомненно, все более становится эпохой господства технологий во всех областях человеческой жизни. Термин, пришедший из производства, можно отнести к числу наиболее часто употребляемых в современной педагогической науке, в системе образования. В череде модных названий, касающихся образовательных технологий, появился еще один тренд – так называемый проектный офис, новое для педагогической лексики заимствование. В международном Своде знаний по управлению проектами он описывается как некая организационная структура, которая решает задачи по структуризации и упорядочиванию процессов, связанных со стартом какого-то нового замысла, а также с обсуждением его методологии и использованием инструментов для реализации. Именно такой необычный формат второго дня форума предложили его организаторы, учитывая, что профессиональный конкурс «Учитель года России» и послеконкурсное движение все более становятся богатым ресурсом для презентации инновационных идей, для продвижения новых образовательных технологий. Отсюда и выбор объемной и многогранной темы «Школа XXI века. Образовательные технологии», которая дала простор для обсуждения на площадках шести проектных офисов важных и актуальных сегодня вопросов. Например, таких как олимпиадная и исследовательская деятельность школьников. Презентацию провели два ведущих: Юрий Клюев, химик из Брянска, призер конкурса «Учитель года России»-2018, и биолог из школы №2 города Перми Марина Пролазова, обладательница звания победителя ПНПО. Организация подобной деятельности дает возможность развить у учеников интеллект и творческую самостоятельность. Знакомство с методологией проведения учебно-исследовательских работ, этапами организации исследования позволило сделать вывод о том, что главной задачей исследования в учебной деятельности становится развитие личности ученика, а не получение объективно нового результата, как в большой науке.
Другой проектный офис, посвященный проблемам начального образования, обозначил важные ориентиры, показывающие технологии перспективно-опережающего и коллективного способов обучения младших школьников. Его провели Татьяна Анисимова, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2018, учитель начальных классов из поселка городского типа Медведево Республики Марий Эл, и Анна Степанова, призер муниципального конкурса «Мой первый открытый урок», учитель начальных классов из этой же пермской школы №2. Чтобы сделать ученика активным участником образовательного процесса, полезно комбинировать элементы из данных технологий, считают педагоги. Определив основные целевые ориентации двух технологий, они убедились в том, что предложенные приемы (комментируемое управление, использование схем-опор, работа в динамических парах) могут улучшить в начальной школе предметные и метапредметные результаты. На примере различных видеофрагментов урока участники заполняли специальные карты, составляли рекомендации по применению технологий перспективно-опережающего и коллективного способов обучения.
Не менее живым по накалу обсуждений, по практической ценности предложенных рекомендаций оказался проектный офис с участием Анастасии Ляховец, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года»-2018, учителя английского языка из города Ессентуки Ставропольского края, и призера городского конкурса «Учитель года», победителя муниципального конкурса «Мой первый открытый урок», учителя английского языка пермской школы №2 Ксении Романовой. Углубившись в тему «Английский и родной языки: соперники или союзники, или Преподавание английского языка с опорой на родную лингвокультуру», педагоги договорились о том, что при изучении английского языка очень важно рассматривать и анализировать элементы двух языков не в отрыве друг от друга, а в системе. Ведущие показали приемы, позволяющие актуализировать значение культуры Великобритании. На примере трех разных УМК и с учетом новых подходов участники проектного офиса составили план урока по теме Free time activities.

На перекрестке открытых вопросов
Конструктивный диалог состоялся в проектном офисе «Информационные технологии на уроке», который провели Алихан Динаев, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, учитель обществознания и права из города Грозного Чеченской Республики, и Наталья Гайсак, победитель краевого конкурса в номинации «Педагогический дебют», призер городского конкурса «Учитель года», учитель истории и обществознания пермской школы №2. Почти 300 участников! Школьный зал едва вместил всех желающих вновь встретиться с популярным обладателем Большого Хрустального пеликана, да и обозначенная тема сегодня одна из острейших. Речь шла о включении в учебный процесс интересных, полезных и актуальных электронных ресурсов, с помощью которых можно не только поднять уровень мотивации к изучению предмета, но и без труда организовать подготовку к экзаменам прямо на уроке.
Представленные ресурсы (menti.me, kahoot.it), по мнению Алихана Мавладиевича, целесообразно использовать на занятиях различной направленности в качестве незаменимого инструмента в организации всех этапов урока, а также можно сделать учебное занятие ярким и запоминающимся, например, выстраивая ассоциативные ряды к ключевому понятию, проводя социологические мини-опросы, делая подготовку к экзаменам полезной и увлекательной. С помощью ресурса Clevver.me можно устраивать даже целые интеллектуальные бои по истории, биологии, математике, литературе и многое-многое другое.
Наталья Валерьевна в свою очередь представила опыт работы с достаточно новым приемом, который только набирает обороты в контексте технологии критического мышления, – фактчекинг. Он представляет собой проверку фактов и информации, которая предлагается ученикам не только на уроках, с ней они сталкиваются каждый день, например, в Интернете. Информация имеет свойство устаревать, быть ошибочной, непроверенной, оценочной, даже сфальсифицированной, что, безусловно, подтверждает значимость умения работать с ней детей в рамках учебного процесса.
Оригинальный контент и формат раскрытия темы «Современные технологии проведения опроса», ставшей предметом обсуждения в другом проектном офисе, предложили лауреат конкурса «Учитель года России»-2018 Юлия Капалкина, математик из станицы Зеленчукская Карачаево-Черкесской Республики, и лауреат городского конкурса «Учитель года», учитель математики пермской школы №2 Оксана Моисеева. Здесь осуществлялась работа в нескольких приложениях: plickers, socrative, menti.com. Участники знакомились с возможностями указанных приложений, а предложенный опросник состоял из математических задач. Многолетний опыт участия пермской школы №2 в проекте «Пермский край в математических задачах» позволил создать своеобразную копилку, банк разнообразных задач, которые интересны не только учителям математики, но могут быть полезны и другим предметникам.
И, наконец, не мог не привлечь нашего внимания по понятным причинам проектный офис с необычной темой «Использование методов журналистики на уроках по разным предметам». Его ведущие – Анастасия Мингачева, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2017, учитель русского языка и литературы из Ульяновской области, и Татьяна Попович, победитель городского конкурса «Учитель года», призер краевого конкурса «Учитель года», учитель начальных классов пермской школы №2, – обсудили с учителями возможности использования методов журналистики на разных уроках, ознакомили их с особенностями и спецификой методов, используемых журналистами. В самом деле, как много общего между педагогикой и журналистикой! Например, интервью, репортаж, заметка могут быть эффективно использованы на уроках по самым разным предметным областям. Ведущие представили свой опыт использования журналистских приемов в педагогической деятельности, показали результаты.
Суммируя работу всех проектных офисов, Сергей Кочережко справедливо заметил, что никакие технологии, даже самые передовые, не заменят учителя. Одной технологии недостаточно, и только в союзе с гуманитарными науками она может дать результат, который, говоря словами Стива Джобса, «заставит наши сердца петь». Кстати, не только это высказывание пионера информационной эры, выдающегося создателя айфонов пришло на ум, когда слушала итоговые по этой теме выступления учителей. Вспомнила позицию Андреаса Шляйхера, одного из самых известных сегодня в мире экспертов в образовании, директора департамента образования и навыков Организации экономического партнерства, разработчика теста PISA (Programme for International Student Assessment, международная программа оценки образовательных достижений учеников). Его фраза «Технология может усилить хорошее обучение, но не сможет компенсировать плохое обучение» стала, по сути, лейтмотивом всех проектных офисов и тех выводов, к которым пришли их участники. Разумеется, нельзя не согласиться с мнением другого известного, уже российского, ученого – педагога Евгения Ямбурга – о том, что образовательная практика всегда находится на перекрестке открытых вопросов, не имеющих окончательного ответа, и что пока еще не найдено единственно правильное решение, устраивающее всех ключевых игроков на образовательном поле: государство, работодателей, педагогов, родителей, учащихся. Потому и в поиске ответов на сложные вопросы современной педагогики так важны и полезны подобные профессиональные встречи, дискуссии, проектные офисы, наконец.

От прошлого к будущему
Пермская школа №2 с углубленным изучением гуманитарных предметов считается одной из лучших в городе. А теперь о ней знают далеко за пределами самого Пермского края. Заслуженно и справедливо. Подтверждение тому достижения учеников на олимпиадах разных уровней и по разным предметным областям, участие и победы учителей в профессиональных конкурсах, высокие показатели ЕГЭ и других, промежуточных, экзаменов, по-своему уникальная система дополнительного образования, современные технологии управления, эффективная работа управляющего совета и многое другое. А главное – душевный микроклимат, царящий в коллективе, доброжелательная атмосфера, комфортная среда для учеников и учителей. Свое лицо, стиль, вкус, которые проявляются во всем внутришкольном пространстве. Душа и лидер коллектива – Валентина Леонидовна Красносельских, с чьей легкой руки в 2013 году зародился форум «Все звезды в гости к нам», а в этом отметил свое семилетие, недавно получила высокую государственную награду.
Поддержка городских властей в лице главы администрации города Дмитрия Ивановича Самойлова, особая роль в его организации и продвижении директора Департамента образования администрации города Перми Людмилы Владиславовны Сериковой, а также министра образования и науки Пермского края Раисы Алексеевны Кассиной позволили поднять форум на новый уровень, что не могли не заметить и в Государственной Думе РФ. Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Лариса Николаевна Тутова направила им благодарственные письма, также отметила деятельность директора школы и ее педагогического коллектива. И «Учительская газета», вручив свои награды, еще раз отдала дань уважения тем, кто сегодня живет и трудится в парадигме постоянного развития, обновления, отстаивая в образовании вечные смыслы и ценности. Достигнув немалых высот, одержав победу на первом Всероссийском конкурсе «Успешная школа» в 2016 году, образовательное учреждение не останавливается в своем движении вперед, в будущее, каждый раз поражая грандиозностью новых планов. Сегодня, например, после большой подготовительной работы школе присвоено имя Василия Никитича Татищева, который считается основателем Перми. А еще разработан проект по созданию в школе культурно-образовательного центра в честь этого выдающегося человека, основателя исторической науки в России, автора фундаментальной книги «История Российская». Ресурсов для его воплощения достаточно, потенциал огромен. Школа добра, красоты и гражданственности, таков ее девиз, имеет гуманитарное направление, сильны ее составляющие – историческое, гражданское, правовое образование, школьное самоуправление, серьезная внеурочная деятельность. У школы высокий социокультурный авторитет, да и расположено здание в Ленинском районе, где установлен памятник Татищеву.
Прощаясь с участниками седьмого форума, Валентина Красносельских рассказала нам, как всегда эмоционально и увлеченно, что само художественно-эстетическое пространство школы станет своего рода погружением в образовательный проект «Пермь Великая». Планируются Татищевские краеведческие чтения для школьников Перми и Пермского края, инновационный форум предпринимателей и школьников «Создадим будущее», краевой чемпионат школьных ­команд «Пермская летопись», будет создан мультимедийный проект «Гильдия пермских ремесел». Планов, одним словом, громадье. И они, можно не сомневаться, обязательно воплотятся в жизнь. Реальный тому пример – состоявшийся проект всероссийского уровня – форум «Все звезды в гости к нам». Седьмой по счету! И в самом деле, как и сама мистическая цифра «7», счастливый! Открывший новые знания и мудрость.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте