search
main
0

На распутье… Наболело!

Высокое искусство призвано говорить о вечном, непреходящем. И оно говорит. Великий художник не напрасно поставил своего витязя на распутье между тремя дорогами: налево – плохо будет, направо – тоже, прямо – еще хуже. В наше время школы то и дело оказываются именно в таком положении.

Уже притчей во языцех стали решетки на окнах, если они есть – штрафует МЧС (созданы препятствия для эвакуации людей в случае ЧП). Если их нет – штрафует МВД (созданы условия для хищения ценного оборудования). Если решетки «через раз» – недовольны оба ведомства. И такая же ситуация сложилась с нормативом наполняемости класса – 25 человек. В Законе «Об образовании» этого норматива нет, он установлен подзаконными актами – Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утверждается Правительством РФ) и Санитарными правилами и нормативами (подписывает Главный санитарный врач г-н Г.Онищенко). Долгое время на всех уровнях управления образованием считали этот показатель минимумом, директорам говорим: «Классы с наполняемостью менее 25 человек финансироваться не будут». Два года назад нам пришлось записать в уставе – «наполняемость классов не менее 15 человек»… Менее запрещено, но более не запрещено, и у нас в 14 классах имеется наполняемость более… У ведомства, надзирающего за соблюдением законодательства, точка зрения противоположная, и мы недавно получили представление, требующее принять меры по устранению всех четырнадцати нарушений закона, «их причин и условий, им способствующих». А причин  много, и не в возможностях школы их устранить. Это и нестыковка подзаконных актов с законом: либо дайте рецепт выхода из ситуации «больше-меньше норматива», либо установите допуск, хоть какой-то плюс-минус, как в любом, даже самом точном производстве. Это и необеспеченность выполнения предъявляемых требований реальными (кстати, рыночными!) обстоятельствами. Нам пришлось зачислить около 100 человек  в четыре первых класса, выпуск был – два четвертых, третьего учителя нашли с огромным трудом, а четвертого в 90-тысячном городе так и не нашли, хотя обращались даже в областной Университет имени Пушкина, выпускающий учителей. Ну не идут выпускники в школу. Престиж профессии неумолимыми законами рынка опущен ниже плинтуса, а прежней надежной системы государственного распределения выпускников давно нет. Что касается «условий, способствующих нарушениям», то, видимо, это перебои с телефонной связью в столице. А иначе почему бы не созвониться представителям двух ведомств и договориться об общей, единой точке зрения на норматив… Теперь об «устранении нарушений». Школа не может предложить «лишним» ученикам перейти в другую школу – это было бы нарушением той самой статьи 52.1 Закона «Об образовании». Школа не может создать из «лишних» учеников дополнительные классы в нескольких параллелях – при наполняемости в 3-5 человек их не будут финансировать. Школа не может даже перевести их в другой класс, где меньше 25 человек, – классы у нас специализированные, и условия изменения образовательного маршрута ученика оговорены в уставе,  пришлось бы нарушать свой устав. А главное – по какому принципу определять этих «лишних», если все они были зачислены в полном соответствии с законодательством? Если бы речь шла о перегруженном автомобиле, сбросили бы пару лишних бетонных плит (или подложили бревна или десяток мешков с цементом),  и вся недолга. Но ведь дети, живые дети… И родительских жалоб на переполненность классов нет, и родительский заказ на высокое качество образования выполняется…Витязю у тех трех дорог было проще – у него все-таки меч, щит, копье… Но хочется закончить все-таки на радостной ноте:  мы не одиноки! В Петербурге недавно стал выходить новый журнал «Школа управления образовательным учреждением», в его первом номере опубликована беседа с замечательным московским директором Евгением Александровичем Ямбургом, где он, в частности, говорит: «Я не буду называть города, я очень много их сейчас проехал… По три-четыре раза прокуратура, РУБОП приходят и сидят в детских садах, школах, ищут «блох». Ничего не находят, возвращаются, видимо, они все проблемы с организованной преступностью и с крупными финансовыми корпорациями уж решили…»И в заключение вернемся к нормативу наполняемости. Конечно, можно требовать, чтобы во всех классах каждой школы было 25 учеников. Хотя это и отдает угрюм-бурчеевщиной, все же это осуществимо с вероятностью 0,04 (четыре процента).​Михаил КИСЛОВ, учитель, Гатчина, Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте