search
Топ 10

На пути в будущее

От критического мышления - к самообразованию

В первом республиканском конкурсе «Учитель года Бурятии», который прошел в 1991 году, победил учитель биологии Баяр Самаданович Гомбоев. Ровно через 30 лет учителем года Бурятии стала его дочь, Раджана Баяровна ДЫМБРЫЛОВА, учитель английского языка лингвистической гимназии №3 города Улан-Удэ.

 

Разделить свою победу с отцом Раджана Баяровна не смогла. К сожалению, он не дожил даже до ее решения стать учителем. Заслуженный учитель и почетный работник общего образования Республики Бурятия, четырежды лауреат премии Сороса, кавалер золотого знака «Достояние Сибири», победитель конкурса «Человек года» в номинации «Вершина мудрости», председатель региональной общественной организации «Клуб «Учитель года» Баяр Самаданович Гомбоев ушел из жизни в 2012‑м. Отец, как говорит Раджана Баяровна, был учителем от Бога, а все его звания сначала становились народными, а уж потом – официальными. Поэтому приз республиканского конкурса – статуэтка «Серебряный лотос» – для нее не только символ победы, но и в некотором роде наследство отца. В память о нем в Республике Бурятия пять лет назад учредили конкурс молодых педагогов «Педагогический поиск». Для Раджаны отец тем более стал главным образцом для подражания. Его большой труд педагога, школьные проблемы и победы были знакомы ей с детства. Так что сомнений, куда поступать после 11‑го класса, у нее не было.

– Каждый, наверное, задумывается о цели и смысле своей жизни, – говорит Раджана Баяровна. – Но часто, как писал известный французский поэт Поль Валери, достигнув цели, понимаешь, что путь и был целью. Мою дорогу жизни предопределили пример отца, увлечение английским языком в школьные годы и встречи с прекрасными педагогами. Еще одним важным наставником в профессии для меня стала преподаватель факультета иностранных языков Елена Федоровна Иванова, Педагог с большой буквы, настоящий мастер своего дела. Ее семинары восхищали, даже сложный материал она преподносила увлекательно.

Впервые войдя в класс еще студенткой факультета иностранных языков Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова, Раджана Баяровна поняла, что тоже хочет стать для учеников лучшей, ориентиром, который поможет выбрать правильный путь. Стаж у нее пока небольшой – всего семь лет. Но за это время молодой педагог вела уроки у детей разного возраста, потому сумела опробовать и отработать разные методы и приемы обучения. Основные, на которые делает ставку, – подвижные и ролевые игры, квест-технологии, создание ситуаций успеха, групповые дискуссии, проектная деятельность, здоровье­сбережение.

Главной своей задачей Дымбрылова считает не отличные отметки, а создание образовательного пространства, в котором удобно каждому ребенку. Хотя ее старинное бурятское имя означает «королева», Раджана общается с ребятами на равных. Они не боятся задавать ей любые вопросы, даже если чего-то не поняли, не выучили, потому что знают, что учительница всегда объяснит непонятное и поможет в непосильном. Лексика иностранного языка, по мнению Раджаны Дымбрыловой, лучше усваивается в процессе живого общения, под которым она понимает мыслительный процесс: ребенок понимает, воспринимает, слушает и говорит. А когда человек начинает думать, он вступает в диалог с миром, считает учитель английского.

– Для создания ситуации общения с детьми я сама должна увидеть интересное и удивительное в теме, которую даю на уроке, – объясняет она. – Конечно, ситуация общения на уроке оторвана от реальной коммуникации. Чтобы справиться с этой трудностью, я стараюсь создавать ситуативные упражнения, основанные на уже пройденном материале. Вместо задания «приготовить пересказ текста» предлагаю пересказать историю от лица героя или даже подготовить интервью с ним. Создание таких естественных речевых ситуаций, на мой взгляд, эффективное средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Часто даю грамматические задания, чтобы не я, а дети оценивали их выполнение друг другом. Применяю аудиовизуальные средства и приемы индивидуализации, например бесплатные сервисы Quizlet, Learningapps, Wordwall, которые помогают разными способами запоминать материал – на слух, визуально, в игровой форме. Я учу детей умению учиться самостоятельно. Этот навык помогает им при изучении не только иностранных языков, но и любых других предметов.

Для вовлеченности детей Раджана Баяровна использует в первую очередь опоры разного рода: смысловые, содержательные, текстовые, изобразительные, интерактивные тетради. Создает упражнения по силам, учитывая индивидуальность, чтобы каждый видел собственное совершенствование. Разрабатывает внеклассные мероприятия, которые усиливают мотивацию к изучению языков. Например, разработала программу театрально-языкового кружка для младших школьников, ставшего логическим продолжением урочной деятельности и неотъемлемой частью учебного процесса. Театральное творческое объединение на иностранном языке развивает чувство коллективизма, взаимовыручку и прививает любовь к труду.

Когда в 2020 году школьникам пришлось внезапно учиться на дому, Раджана Баяровна сориентировалась, поняв, что в дистанционном образовании есть свои преимущества. По ее мнению, неограниченный доступ к информации повышает эффективность знаний, позволяет ученикам осуществлять работу в собственном темпе, но не выполнить задание невозможно. Дети с интересом отнеслись к дистанционным урокам, выполняли задания, используя интерактивные страницы, отлично справлялись с проверочными работами на платформах. За месяц вместе с ними педагог опробовала разные ресурсы для проведения онлайн-занятий: Учи.ру, Якласс, РЭШ, Яндекс.Учебник, Skyeng, Zoom. Для контроля знаний хорошо подошли сервисы Google-формы, благодаря которым можно легко создать тестовую работу с автоматической проверкой ответов. Но сильно мешало отсутствие личного взаимодействия между учителем и учеником.

– Обучение – это не просто накапливание информации, но и коммуникация, эмоциональная взаимосвязь между учеником и учителем, – уверена Раджана Баяровна. – При этом личность учителя очень важна, и живой контакт с ним имеет большое значение в образовательном процессе. На уроках я прежде всего даю оценку эмоциональному состоянию каждого ребенка, от этого сильно зависит успех усвоения им учебного материала. Стараюсь идти навстречу интересам подростков, не отказываюсь от признанных в их кругу форм, наполняя их своим содержанием. Например, использую на уроках комиксы манга, подкасты, компьютерные игры. Эффективность достигается и за счет ролевых игр, командных форм работы, методики погружения в иноязычную среду, дискуссий и дебатов, в общем, всего того, что вызывает эмоциональный отклик.

Ученики лингвистической гимназии №3 города Улан-Удэ кроме английского изучают немецкий, французский, испанский, бурятский языки, преподавание которых вошло в учебный план гимназии еще в прошлом веке. Опыт преподавания европейских языков в гимназии уже солидный. Обучение китайскому началось сравнительно недавно, но и тут уже есть достижения, а главное – понимание, что нужно развиваться и в этом направлении. Это, по словам Раджаны Дымбрыловой, не только не усложняет жизнь детей, а наоборот, помогает им стать более успешными, легче понимать другие языки.

– Дух народа – в его языке, а душа человека – в словах, – считает она. – Человек становится человеком, как только произносит первое слово. Чем больше ему открывается глубина слов, тем больше его можно назвать человеком. Изучение разных языков очень помогает единению людей разных национальностей, ведь Россия – мультикультурная страна, и лучшей национальной идеи, чем единство народов, по-моему, нет. Я хочу, чтобы мои уроки воспитывали патриотов Родины, большой и малой, поликультурных и толерантных людей, осознающих свою национальную идентичность. Очень люблю Бурятию, богатую и природой, и людьми. Педагог в ответе за тех, кого учит, а значит, он отвечает за будущее не только местности, где работает, но и всей планеты. Чем больше языков знает человек, тем больше он открывается для общения, тем больше может принять другого.

Каким должно быть слово, обращенное к детям? Об этом часто спрашивает себя Раджана Баяровна. И сама отвечает:

– Помните фразу из Евангелия Иоан­на Богослова «В начале было слово…»? Древнегреческое logos в оригинале означает не только слово, но и мысль, разум, а также основу, учение. Не случайно в китайском переводе это «дао» – «путь». Этот путь для меня – постоянное учение, самосовершенствование, поиск слов, которые меняют мир: правда и любовь, справедливость и сострадание, милость и надежда. Мы формируем будущее, историю тем, что произносим, но слово должно быть подкреплено делом. Красивые речи, не отражающие нашу собственную жизнь, не принесут пользы. Если же слова педагога способны вдохновлять на созидание доброго и прекрасного, на труд во благо людей, то они непременно, упав в душу ребенка, прорастут и принесут удивительные плоды любви к миру, жажды познания, бесконечного стремления к красоте.

Ученики гимназии любят слово, они общительны и доброжелательны. Но глобальная информатизация, с одной стороны, приносит благо, с другой – скрывает в себе множество рисков.

– Одна из главных проблем современного образования, на мой взгляд, – негативное влияние социальных сетей, с которым часто не могут справиться ни родители, ни школа. Дети одновременно и на виду у всех, и скрыты под маской аватарки. Им трудно выразить собственную индивидуальность, свое мнение, быть искренними и непосредственными. Я понимаю свою задачу как помощь ученику, обучение его действиям в согласии с собой без нужды подстраиваться под внешние влияния. Конечно, для понимания детей нужны сотрудничество с родителями, тесная связь с ними.

Раджана Баяровна вместе со своим классом участвует в традиционных гимназических Играх доброй воли, в этой интеллектуально-спортивной игре соревнуются и родители, и дети, и учителя. Все вместе проводят акции «Подарок ветерану» и «Зеленая аллея», организовали волонтерский проект «Твори добро». Педагог уверена, что все дети – таланты:

– Я надеюсь, что помогаю ребятам развивать лучшие качества их личности, и это способствует овладению одной из главных компетенций в современном мире – умением личностного самосовершенствования. Мои ученики, нынешние дети, – это новое поколение нашей страны. Не только я учу их, но и они меня. На пути педагога самые важные ориентиры – это встречи с детьми. Благодаря моим ученикам я вижу следующие шаги, потому что с каждым ребенком снова ищу ответы на важные вопросы и открываю истины. Василий Александрович Сухомлинский говорил, что учитель перестает им быть, если не продолжает образование, он просто обязан развиваться постоянно. Именно поэтому я не прекращаю учиться на курсах повышения квалификации, участвую в обучающих вебинарах и мастер-классах, готовлю выступления для образовательных конференций, даю открытые уроки.

Раджана Дымбрылова не только учитель английского языка и классный руководитель 10‑го класса, но и призер Международной олимпиады среди педагогов, член Всероссийского экспертного педагогического совета, эксперт ЕГЭ. Достижения, по ее мнению, очень помогают осознанию важности профессии и степени ответственности перед обществом.

– Самым трудным испытанием на конкурсе «Учитель года» для меня была, пожалуй, ответственность перед памятью отца, – признается Раджана Баяровна. – Участие в нем помогло мне получить объективную оценку своей работы, увидеть и промежуточные итоги, и перспективу развития. А самое главное – конкурс стал значимым ориентиром на моем пути, подарив общение с прекрасными, одухотворенными людьми. Я счастливый человек, каждая встреча помогает мне открывать мир и двигаться вперед, гордясь своей профессией.

Наталья ЯКОВЛЕВА, Республика Бурятия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте