search
main
0

На пути к плюралистическому обществу. Тема «Политические партии в избирательном процессе. Формы избирательных систем». 10-11-е классы

Цель: Выяснить роль и значение политических партий в избирательном процессе. Углубить знания о демократическом поведении личности, гражданина в избирательном процессе и политической жизни общества. Основные понятия: партия, избирательный процесс, избирательное право, формы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная.

Структура урока:

Организационный момент. Целеполагание.

Актуализация знаний. Мотивация.

Раскрытие темы.

Политические партии.

Формы избирательных систем.

Закрепление.

Итоги урока.

Домашнее задание.

Ход урока

Организационный момент. Взаимные приветствия учителя и учащихся.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала. Обращение внимания на актуальность и практическую значимость темы: все мы – будущие избиратели.

Вступительное слово учителя

Одними из важнейших субъектов политических отношений являются партии. Они прошли длительный путь формирования и эволюции, являются продуктом общественно-политического и социально-экономического развития каждой конкретной страны. Партии как институт, действующий в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине ХIХ века, в период становления демократии западного буржуазного типа.

Основные вопросы урока:

Какая из двух избирательных систем, на ваш взгляд, больше соответствует российской политической действительности.

Дайте оценку месту и роли партий в политической системе Российской Федерации.

Из истории создания партий

Группа 1. Справка

Термин «партия» латинского происхождения, в переводе означает – часть, группа. Задолго до формирования современных политических партий этим термином обозначались группы людей, соперничающие между собой в сфере власти либо влияния на власть.

В политологии общепринята предложенная М.Вебером классификация этапов становления политических партий: а) аристократические котерии (кружки); б) политические клубы; в) массовые партии. Однако не обязательно прохождение всех этапов. Многие сразу формировались как массовые партии. В связи с этим, например, А.Боднар предлагает этап котерий и клубов считать предысторией политических партий, которые в своей зрелой форме выступают лишь как массовые организации. Классические формы этих этапов развития прошли партии Великобритании – либеральная (виги) и консервативная (тори).

Партия – политическая организация, выражающая общие или основные интересы какой-либо социальной группы либо конкретного государства; обладает организационной структурой, тактической и стратегической программой и конкурирует с другими образованиями такого же типа за государственную власть и политическое влияние в обществе.

Группа 2. Справка

Массовые политические партии в Европе начали формироваться во второй половине ХIХ века. От политических клубов они отличались тем, что были ориентированы на поиск массовости, оперировали большим арсеналом средств политического воздействия (агитация, пропаганда, политическое просвещение и воспитание, культурная деятельность и т.д.). В 1861 году в Англии была основана первая массовая партия – либеральная. В США партии начинают организовываться в 1830 году при президенте Джексоне. Во Франции и других странах Европейского континента превращение парламентских групп и политических клубов в массовые организации связано с революцией 1848 года. В 1863 году сформировалась первая массовая рабочая партия – Всеобщий германский рабочий союз, основанный Ф.Лассалем.

Группа 3. Справка

Политические партии возникают в России, когда в обществе осознается необходимость изменения государственного строя, и это осознание выливается в форму политической организации во имя такого изменения. Необходимо учитывать, что интересы того или иного класса или строя зачастую осознавали и выражали не представители этого класса или слоя, а интеллигенты. В российской интеллигенции можно выделить две группы: одна разделяла, а частью и формировала правительственный курс, а другая обособляла себя от правящей бюрократии и выступала с критикой правительственного курса. В дальнейшем, в процессе встречного движения интеллигенции и класса, чью политическую доктрину она выражала в силу обладания теоретическими знаниями, образовывались политические партии. Интеллигенция создавала партии под свои идеологические модели преобразования всей системы общественных отношений. Идеологическая схема оказывала самое прямое и непосредственное влияние на программу партии, ее организационную структуру, стратегию и тактику.

Иным был в России и порядок возникновения партий по их социальной и идейно-политической стратификации. Первыми здесь возникли партии революционного направления – Российская социал-демократическая рабочая партия и партия социалистов-революционеров. Затем формировались партии либеральной ориентации и, наконец, правоконсервативные.

Особенностью образования политических партий в России можно назвать длительный скрытый период их созревания. Они прошли большой путь нелегальной идейно-теоретической и организационной работы, взаимодействия, борьбы, поиска союзников и социальной опоры.

В начале ХХ века в России насчитывалось более 280 партий, из которых около 60 можно было условно отнести к общероссийским, остальные – к региональным или национальным. Накануне революции 1917 года российские политические партии были следующими: (См. приложение)

Вопрос: Как складываются отношения граждан с партией?

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.

Эти отношения можно изобразить в виде концентрических окружностей. Наименьшую из них (D) образуют активисты и функционеры партии, для которых она смысл их политической деятельности. Следующий круг (С) – выплачивающие членские взносы, имеющие партийные документы, выполняющие программу и устав партии. Третий круг (В) – симпатизирующие партии, сторонники партии, они оказывают партии всевозможную поддержку и участвуют в вспомогательных объединениях – молодежных, женских, спортивных и других. Самый большой круг (А) – избиратели партии, чья привязка к ней чаще всего ограничена голосованием в ее пользу.

Учитель: В настоящее время партии, являясь основной формой организации политической активности граждан, их политического представительства в органах государственной власти, становятся все более авторитетным институтом общества. В России складывается качественно новая политическая система, базирующаяся на многопартийности. Партии становятся структурообразующим элементом российского общества.

Принятие Федерального закона «О политических партиях» от 11 июля 2001 года (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 года, 23 июня, 8 декабря 2003 года, 20, 28 декабря 2004 года, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 12 июля 2006 г.), изменения в избирательном законодательстве стимулировали процесс институционализации политических партий, оформление их в политико-правовой институт путем более широкого правового регулирования отношений, связанных с созданием и деятельностью партий.

Работа с Федеральным законом от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях».

Вопросы и задания группам

1. Что такое политическая партия?

Статья №3 п. 1 Федерального закона.

2. Раскройте требования, которым должна соответствовать политическая партия.

Статья №3 п. 2.

3. Укажите цели и задачи политической партии.

Статья №3 п. 4.

4. Что входит в права и обязанности политической партии?

4-я группа. Справки учащихся по этим этапам становления. Многопартийность в современной России. Этапы становления многопартийности в современной России.

Справка 1

1985-1990 годы – зарождение политических партий и общественно-политических объединений. Этот процесс начинался с возникновения (в 1985-1987 гг.) «неформальных движений», преимущественно в кружковой форме. Это были весьма малочисленные по составу участников организации с самыми разными идеологическими установками, объединенные в основном на антибюрократической платформе, находящиеся в постоянном движении и изменении.

С лета 1987 года по 1989-й начинается рост влияния народных фронтов, прежде всего на почве национального возрождения в республиках, как ответная реакция – возрождение интердвижений в защиту интересов «некоренного» населения. Появляются многочисленные клубы, ассоциации. Растет политизация самодеятельного движения, процессов размежевания и поляризация в его среде.

В 1989-1990 годы – бурный процесс образования политических партий и общественно-политических объединений. Многопартийность стала новым явлением в политической организации нашей страны. С 1 января 1991 года, когда вступил в силу Закон СССР «Об общественных объединениях», альтернативные политические партии получили право на существование. Закон предусматривал общее положение, порядок образования, права и условия работы общественных объединений, контроль за их деятельностью, определял характер их международных связей. Наиболее влиятельными силами в этот период были: ДемРоссия, ДПР, СДПР, РПРФ, Объединенный фронт трудящихся. Созданные на волне демократизации эти партии и движения пытались в организационном строительстве воплотить принципы демократии. Однако не всегда это способствовало укреплению партий. Так, свобода фракций и группировок в СДПР привела к образованию трех фракций – социал-либеральной, социального партнерства и левых социал-демократов. Их дальнейшая дифференциация привела к расколу партии, утрате ее позиций.

Справка 2

1990-1993 годы – картина общественной жизни стала многоцветной и противоречивой. Возникающие политические партии, общественные движения и организации имели широкий идеологический спектр, различную социальную базу и политический вес.

Большинство политических партий в этот период по сути своей были протопартиями, т.е. объединениями, обладающими лишь некоторыми признаками политических партий. Это активизировало поиск союзников и способствовало организации политических блоков. Сформировались коалиции, отражающие практически весь политический спектр России: «Демократический выбор России», «Гражданский Союз», Содружество левых демократических сил, Фронт национального спасения, Русский национальный собор. Позиции блоков существенно различались в подходе к решению актуальных проблем развития России.

В соответствии с подходами к решению этих проблем формировались и основные политические силы, складывались блоки и коалиции. Выделялись три основные коалиции, которые в средствах массовой информации получили название как демократы – реформаторы, центристы и патриоты. Исследователи прогнозировали образование на основе коалиции крупных партий, но этого не произошло.

Справка 3

1993-1995 годы. Возрастает роль и вес политических партий и объединений. Выборы по смешанной системе 1993 года обеспечили принципиально новое их положение в формирующейся политической системе. В Государственную Думу были избраны представители восьми политических партий и блоков, образовавших соответствующие фракции: «Выбор России», «Яблоко», ПРЕС, ДПР, «Женщины России», АПР, КПРФ, ЛДПР.

Многоуровневый характер и сущностная неоднородность политических партий, объединений приводит к размежеванию и дроблению сил. В Минюсте России зарегистрировано 88 общероссийских партий. В избирательной кампании 1995 года участвовало 43 избирательных объединения и блока. Победили на выборах КПРФ, НДР, «Яблоко», ЛДПР.

Справка 4

1995-1999 годы. «Партийный бум» продолжается. Прошли перерегистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации в качестве политических партий и движений и получили право участвовать в выборах 139 организаций. Складывается многопартийная система, основанная на безусловном лидерстве шести политических партий и движений: «Единство», КПРФ, «Отечество – вся Россия», СПС, ЛДПР, «Яблоко».

С 1999 года очевидно доминирование двух политических партий – КПРФ, «Единство» при наличии еще пяти-семи, имеющих каналы влияния, определенный политический вес, и сохранение мелких маловлиятельных, не пользующихся авторитетом и достаточной поддержкой избирателей политических партий и движений.

Взаимоотношения парламентских политических партий этого времени свидетельствовали о координации их действий в рамках трех основных коалиций: 1) «Единство» – «Отечество» – народный депутат – Регионы России; 2) КПРФ – АПГ; 3) СПС – «Яблоко».

Справка 5

1999-2003 годы. В избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы 2003 года участвовал широкий спектр партийно-политических сил. Федеральные списки кандидатов выдвинули 22 политические партии. По итогам выборов депутатов Государственной Думы 2003 года поддержку избирателей получили: «Политическая партия «Единая Россия» – 37,57%, Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) – 12,61%, ЛДПР – 11,45%, «Родина (народно-патриотический союз)».

Справка 6

2003 год – до настоящего времени. По итогам выборов 2003 года можно выделить две группы политических партий, оказывающих влияние на развитие политического процесса. Первая группа – партии, преодолевшие 5-процентный барьер, вошедшие в Государственную Думу («Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России, блок «Родина» (народно-патриотический союз)». Вторая группа – партии, преодолевшие 3-процентный барьер и получившие государственное финансирование («Яблоко», СПС, Аграрная партия России, блок «Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости»). Формируется многопартийная система с доминирующей партией «Единая Россия».

Выводы учащихся

Таким образом, социально-политическое реформирование российского общества, выход политики в сферу публичной деятельности, формирование многопартийности свидетельствует о демократизации политического процесса.

Социологический опрос среди учащихся 10-11-х классов гимназии №23.

Вопрос №1

Какие политические партии, на ваш взгляд, могли бы принести больше пользы нашему обществу?

1. Затруднились ответить.

2. Партии, резко протестующие против политики власти.

3. Партии, критикующие политику власти.

4. Партии, проводящие в жизнь политику власти.

5. Другие.

Вывод. Как видим, партии, проводящие в жизнь политику власти, могли бы сегодня принести больше пользы нашему обществу.

Окончание. Начало на стр. 2

Вопрос №2

Какие политические партии, на ваш взгляд, заслуживают доверия?

Партии правой оппозиции власти («Союз правых сил», «Яблоко» и др.).

Ни одна из партий не заслуживает доверия.

Партии власти («Единая Россия», партия «Жизнь» и др.).

Вывод. Положительным итогом деятельности партии «Единая Россия» после выборов 2003 года является высокий уровень доверия партии власти.

Учитель. В демократическом обществе наиболее высоким показателем силы партии является то количество голосов избирателей, которое она собирает во время выборных кампаний, ибо основной по важности функцией партии в современном обществе является именно организация и проведение выборных кампаний, и через это (вовлечение граждан в политический процесс) – работа (в последующем) в представительных органах власти, формирование (в случаях победы) исполнительных структур власти. Этим и определяется в первую очередь роль и место партии в структуре политических механизмов.

Три социологических закона М.Дюверже

1. Выборы по мажоритарной системе в один тур ведут к двухпартийности с крупными и влиятельными партиями, конкурирующими только друг с другом.

2. Выборы по мажоритарной системе в два тура приводят к системе нескольких партий, стремящихся к объединению в две коалиции.

3. Пропорциональное представительство благоприятствует многопартийности, составленной из множества небольших организаций, которые вынуждены проводить коалиционную политику.

Решение о проведении выборов в России на многопартийной основе имеет принципиальное значение для становления и укрепления наиболее влиятельных политических партий.

Принципиально очень важно, какая избирательная система используется в выборах. В общем, существует два типа избирательных систем – мажоритарная и пропорциональная.

Избирательная система – совокупность правил, обеспечивающих участие общества в формировании государственных представительных, судебных и исполнительных органов.

Сущность любой избирательной системы составляет принципы определения лица или группы лиц, победивших на выборах и, следовательно, наделенных правом участия в представительных и законодательных ассамблеях.

В основе современного государственного права Запада лежит теория народного суверенитета, разработанная мыслителями ХVII-ХVIII веков и воспринятая правовой мыслью более позднего периода. Инструментом реализации народного суверенитета является электоральный процесс, форма осуществления политической правосубъектности граждан, лиц, которых правовая система данного государства признает наделенными активным избирательным правом. При этом чисто технический на первый взгляд вопрос – каким образом практически осуществляется избрание народных представителей, – приобретает важное значение. Применив в одной и той же группе избирателей разные выборные системы, можно получить разные результаты. Лицо, победившее на выборах при одном способе подсчета голосов, может не быть избрано при использовании другой системы.

Наиболее древней избирательной системой является мажоритарная система (от французского «majorite» – большинство) – способ организации избирательного процесса, при котором депутаты выдвигаются и избираются по одномандатным избирательным округам. В зависимости от того, какое большинство голосов избирателей требуется для признания кандидата избранным, различают мажоритарную избирательную систему абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

Мажоритарная избирательная система обеспечивает принцип равного избирательного права (число зарегистрированных избирателей, проживающих на территории Российской Федерации, делится на общее число депутатских мандатов, но, с другой стороны, пропадают голоса избирателей, поданные за кандидатов, не набравших относительного большинства голосов).

Пропорциональная избирательная система.

Пропорциональная система выборов, основные черты которой сложились во второй половине ХIХ века, предполагает создание условий, при которых каждая группа кандидатов должна получить в представительном органе количество мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных избирателями. Существенный элемент этой системы заключается в том, что в отличие от мажоритарной системы, каждый голос имеет значение и влияет на окончательное распределение парламентских мест, полученных политическими структурами.

При пропорциональной системе граждане выражают доверие идеологии или программе, с которыми партии выступают на выборах, или лидерам, возглавляющим список кандидатов.

Все типы пропорционального голосования предполагают наличие двух важных элементов: избирательной квоты (избирательного метра) и передаваемого (эвентуального) голоса.

Избирательным метром является количество голосов, достаточное для избрания одного депутата. В ХIХ веке был предложен ряд методик определения избирательной квоты. По методу Хэра она определяется путем деления общего числа поданных голосов на число депутатских мест.

В округе подлежит избранию 7 депутатов. Выдвинуты списки пяти партий.

Всего подано 375 голосов (за партию А – 65, В – 75, С – 95, D – 110, Е – 30). Если бы в этом округе выборы проводились по мажоритарной системе, все 7 мест получила бы партия D, остальные не были бы представлены.

По квоте Хэра избирательный метр составит 53,6 голоса (375:7=53,6). Следовательно, 7 депутатских мандатов следует распределить таким образом:

Партия А – 65:53,6=1 мандат (11,4 голоса в остатке).

Партия В – 75:53,6=1 мандат (21,4 голоса в остатке).

Партия С – 95:53,6=1 мандат (41,4 голоса в остатке).

Партия D – 110:53,6=2 мандата (2,8 голоса в остатке).

Партия Е – 30:53,6=0 мандатов (30 голосов в остатке).

Таким образом, остались нераспределенными 2 мандата.

Метод, позволяющий устранить возможные технические затруднения, был предложен в 1882 году бельгийским математиком Виктором д’Ондтом. Это метод наибольшей средней. Число голосов, полученное каждой партией, следует разделить на ряд натуральных чисел: 1, 2, 3, 5 и т.д. Полученные частные располагаются в порядке убывания. То частное, которое по своему порядковому месту соответствует числу мандатов, является избирательным метром.

Группа 4

Избирательные системы в современной России (изменения)

Впервые на выборах в Государственную Думу в 1993 году был официально закреплен принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной систем.

Данный вариант избирательной системы обеспечивал реальное активное участие партий в формировании Государственной Думы и в последующем осуществлении законодательной власти. Это давало возможность направить политическую активность партий в парламентское русло и соответственно сузить сферу парламентской оппозиции.

Вообще мы считаем, от того, какой тип избирательной системы – мажоритарной, смешанной или пропорциональной – положен в основу законодательства о выборах, во многом зависит и роль политических партий в процессе формирования и циркуляции политической элиты и сам характер будущей партийной системы в России.

22 апреля 2005 года Государственной Думой РФ был принят измененный Федеральный закон «О выборах» депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Основное изменение, которое было внесено, заключается в следующем: если раньше из 450 депутатов Государственной Думы 215 человек избирались по мажоритарной, а другие 225 – пропорциональной избирательной системе, то теперь все 450 человек станут избираться по последней – пропорциональной системе.

Работа с Федеральным законом «О политических партиях» от 11 июля 2001 года (с изменениями).

Когда политические партии имеют право принимать участие в выборах и референдумах?

Глава VIII. Статья 36.

Когда политическая партия считается участвующей в выборах?

Глава VIII. Статья 37.

Задание. Сделайте выводы по вопросу:

Какая из двух избирательных систем, на ваш взгляд, больше соответствует Российской политической действительности?

Каждая избирательная система имеет свои плюсы и минусы. Мажоритарная система обеспечивает сильное и эффективное законодательное большинство. Способствует установлению связи законодателей с конкретным округом. Вместе с тем она ведет к неучету мнения значительного числа избирателей.

Пропорциональная система способствует формированию многопартийности, более быстрой и четкой артикуляции и агрегированию социально-групповых интересов, структурированию гражданского общества, что является одной из предпосылок перехода к плюралистическому обществу. У избирателей будет возможность голосовать за ту или иную партию, которую представляет тот или иной кандидат. А партия в свою очередь будет нести ответственность за своих кандидатов.

Сделайте выводы о месте и роли партий.

1. Партии становятся активными субъектами политического процесса. Вместе с тем политические партии слабо участвуют в принятии ключевых политических и в особенности экономических решений.

2. Политические партии современной России реально действуют в избирательном процессе, в парламентской деятельности. Партии определяют «лицо нижней палаты парламента».

3. Партии имеют влияние в средствах массовой информации, СМИ проявляют интерес к политическим партийным объединениям, освещают их внутреннюю жизнь, взаимоотношения.

4. За короткий по историческим меркам срок сделал принципиальный рывок от монополии одной партии, пронизывающей все сферы общественной жизни до реального политического плюрализма и многопартийности.

Учитель: Бесперспективны попытки навязать в качестве общей цели идеологию той или иной политической партии. Совершенно ясно, что стратегия развития должна соответствовать интересам подавляющей части населения, а не узкой группы лиц. О степени демократичности политического процесса следует следить не по каким-то заранее сформулированным эталонам, а по тому, в какой мере он способствует мобилизации ресурсов общества для достижения общих целей в той сущностной форме, как они понимаются большинством граждан страны.

Вопрос. Каким образом новые правила выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ по пропорциональной избирательной системе могут сказаться на общественно-политической жизни России?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте