search
main
0

На пути к эмансипации. Тема «Женский вопрос» и женское движение в России в конце 1850-х – 1860-е гг.» 2 урока

Цель: познакомить учащихся с проблемой так называемого женского вопроса и историей начала его разрешения в России.

Основные понятия

«Женский вопрос» – комплекс социальных проблем, включающий проблемы положения женщин в обществе и семье, охраны материнства и младенчества, путей освобождения женщин от угнетения; женское движение – движение женщин за равноправие с мужчинами, не обязательно организованное; эмансипация (от лат. emancipatio – освобождение сына из-под отцовской опеки) – освобождение от какой-либо зависимости, опеки, угнетения, неравноправия; женская эмансипация – освобождение женщин от зависимости от мужчин, установление их равноправия с мужчинами; феминизм (фр. feminisme от лат. femina – женщина) – движение женщин за уравнение в правах с мужчинами; данный термин, как правило, применяется для характеристики женского движения на Западе, для организованного движения.

Ход урока

Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение по вопросам:

Каковы место и роль женщины в современном российском обществе?

Существует ли в современном российском обществе равноправие полов? Если нет – в чем заключается неравенство?

Должно ли быть это равноправие?

Если факультатив посещает небольшое число учащихся и время позволяет, в идеале желательно узнать мнение каждого хотя бы по одному из предложенных вопросов, спрашивая по цепочке (например, первой тройке задать первый вопрос, второй тройке – второй…).

Учитель предлагает учащимся «набросать картину» положения женщин в российском обществе в первой половине-середине ХIХ века, руководствуясь имеющимися у них знаниями и представлениями о русских традициях, законах, русском менталитете, о жизни известных российских женщин того времени. Это делается совместными усилиями учителя и учеников. Учитель комментирует высказывания ребят, помогает им наводящими вопросами (например: «Могла ли женщина в первой половине ХIХ в. развестись с мужем?»). В конце подводится итог всему вышесказанному.

В ходе диалога вырисовываются различные сферы, в которых российские женщины середины ХIХ в. были ущемлены в правах по сравнению с мужчинами, а значит, те направления, по которым женщины могли вести борьбу за свое равноправие. Совместными усилиями учитель и ученики составляют перечень этих сфер/направлений, и учитель для наглядности фиксирует его на доске в виде схемы.

Как вы думаете, почему именно в середине ХIХ в. российские женщины начали борьбу за свои права? Если ученики затрудняются с ответом, учитель вновь помогает им подсказками, наводящими вопросами (например, предлагает вспомнить из курса истории России о том, какая атмосфера царила в стране в середине ХIХ в. Общественно-демократический подъем рубежа 1850-1860-х гг., ожидание реформ, либеральные идеи освобождения крестьянства от крепостничества и вообще всего общества от патриархальных традиций, витавшие тогда в воздухе – это и есть главная причина начала женского движения. Все найденные совместными усилиями причины ученики записывают в тетрадях.

Основная лекционная часть

Учитель излагает основной лекционный материал: рассказывает о том, в чем, собственно, заключалось женское движение в России в рассматриваемый период, как у общества и властей менялось отношение к вопросу о месте и роли женщин и т.п. Изложение идет поэтапно: одна сфера за другой.

Заключительная часть в форме группового обсуждения и «словесной дуэли»

В конце урока учитель предлагает ученикам представить, что они жители России ХIХ в., и разделиться на две группы – на «сторонников» и «противников» женской эмансипации. Задача групп – придумать как можно больше аргументов в пользу своей точки зрения.

При этом внутри каждой группы участники выбирают себе определенные роли: например, один представляет себя консервативным дворянином, другой – разночинцем демократических взглядов и т.д., и каждый старается придумать аргументы сообразно своей роли. Представляется, что таким образом учащиеся смогут лучше прочувствовать атмосферу того времени и найти больше разнообразных аргументов. Если участников слишком много, одна роль закрепляется сразу за несколькими ребятами. Они вырабатывают свою позицию сообща. Роли участники могут придумывать сами. Но одна роль является обязательной: участники каждой группы выбирают из своей среды «оратора».

На придумывание аргументов и их обсуждение в группах выделяется 15-20 минут. Учитель наблюдает за обсуждением, направляет его и консультирует тех, кто обращается к нему с вопросом.

По истечении времени каждый «оратор» должен составить для себя перечень аргументов, выработанных его группой. «Ораторы» выходят к доске. Начинается «словесная дуэль». При этом другие имеют право дополнять своих «ораторов». Предварительно – еще до начала обсуждения – выбирается жюри из двух-трех человек, которое и решает, чьи аргументы оказались более убедительными и какая группа победила в «дуэли».

У такой формы завершения занятия есть три плюса. Во-первых, она представляется эффективной для закрепления нового материала (ведь старшеклассники вырабатывают аргументы, опираясь, в том числе на только что полученную от учителя информацию о женском движении). Во-вторых, развивает мышление учащихся, их умение видеть проблему с разных точек зрения. В-третьих, нестандартные формы занятий, как правило, вызывают больший интерес у учащихся.

Ольга КИРЬЯНОВА, студентка государственного университета, Пермь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте