search
main
0

На повестке дня – подготовка рабочих кадров

Президент РФ Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное решению проблем подготовки рабочих кадров.

Дмитрий Медведев, Президент РФ:  – Мы последовательно занимались инженерными кадрами, сейчас должны поговорить о том, что и как можно было бы сделать для улучшения статуса рабочих, развития профессионально-технического образования в нашей стране. Очевидно, что у наших рабочих в целом по стране, если сопоставлять ситуацию с другими странами, недостаточный даже для наших условий уровень заработной платы, и уж точно абсолютно во многих местах никудышные, очень сложные, тяжелые условия труда. Это наши болевые точки, в том числе и с точки зрения безопасности этого труда.Интерес людей к рабочим профессиям очень невелик. Хотя  в общем и целом молодежь готова работать именно по рабочим специальностям, но при соблюдении нескольких условий. Во-первых, это нормальные условия труда, что совершенно очевидно, условия, связанные с ценой рабочей силы, с теми выплатами, которые  им полагаются. Во-вторых, это пакет, который, в общем, в любой ситуации должен быть гарантирован работодателем, если он хочет получить квалифицированного работника. В-третьих, это моральные факторы –  престижность, внимание общества, средств массовой информации. Что бы ни делалось для привлечения капитала в Россию, очевидно, что он к нам вообще не придет, если не понимать, что его инвестиции обеспечены квалифицированной рабочей силой. Можно привезти технологии, можно привезти инженеров для наладки оборудования, но рабочих точно привезти невозможно. Это почти никогда не делается. Рабочие кадры всегда должны готовиться в стране размещения инвестиций, это не экспортный товар.Мы должны создать необходимые условия для того, чтобы молодежь выбирала рабочие профессии. Системе профессионального образования здесь принадлежит ведущая роль. Собственно, здесь проблемы –  правильное взаимодействие между работодателем, будущим работником, системой профессиональных союзов, безусловно, и в конечном счете взаимодействие с властями, возможность и желание оперативно реагировать на те изменения, которые происходят в экономике.Татьяна Голикова, министр здравоохранения и социального развития РФ:   – Чем предопределяется выбор молодых людей соответствующей профессии и какие факторы на это влияют? Их несколько.  Первое – уровень заработной платы. Второе -перспектива профессии с точки зрения тех компетенций, которые она требует от работника сейчас и в будущем. Третье – отношение работодателя к работнику с точки зрения соблюдения трудовых прав. Четвертое – влияние условий труда на здоровье работника. И пятое – социальный пакет,  который предоставляется помимо заработной платы. Базовые ставки оплаты труда рабочих в отраслевых соглашениях должны быть выше, чем минимальный размер оплаты труда, необходимо осуществить дифференциацию базовых ставок оплаты труда в зависимости от уровня компетенции, попытаться определить механизм установления пропорций между размером условно постоянной и условно переменной частей оплаты труда. Сегодня рынок труда предлагает молодому человеку, как мы знаем, огромный выбор профессий, но  эту информацию и  эту профориентацию, к сожалению, будущий работник, как правило, получает либо от семьи, либо от знакомых. Мне кажется важным использовать лучшую мировую практику, которая есть в этом направлении, – организовать разработку и выпуск атласа профессий по наиболее дефицитным профессиям рабочих, в котором будет представлена подробная информация обо всем. Надо внести изменения в трудовое законодательство в части определения понятия профессиональных стандартов и порядка их разработки.Социальный пакет, предоставляемый помимо заработной платы,  абсолютно эффективный механизм с точки зрения дополнения к заработной плате. У нас, безусловно, имеется положительный опыт в газовой, нефтяной промышленности по созданию таких систем, но, к сожалению, пока это не имеет широкого распространения ввиду ограниченности финансовых средств у предприятий. Но тем не менее мы считаем, что необходимо организовать распространение лучших корпоративных и отраслевых практик в части установления дополнительных социальных пакетов, особенно для молодых квалифицированных рабочих. Здесь и добровольная медицинская страховка, и оплата отдыха, и оказание услуг семьям, и оплата занятий физической культурой и спортом.Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ:  – Современная экономика меняет понятие «квалифицированный рабочий», сегодня реально стираются границы между «синими» и «белыми воротничками», некоторые рабочие профессии требуют квалификации, которая присваивается высшим образованием. В частности, все сталевары имеют высшее образование, все рабочие, которые работают на сложных станках сегодня в обрабатывающих центрах, имеют высшее образование либо сравнимое с ним. Фактически речь идет о создании системы непрерывного профобразования, о преемственности всех форм получения и наращивания квалификации, в которой задействованы как государственный, так и негосударственный сектор подготовки кадров. Причем негосударственный сектор в рабочих профессиях задействован очень сильно. Кроме нормативных вещей, связанных с обновлением понятия «профобразование», модернизацией инфраструктуры, обновлением программ подготовки, у нас во всех субъектах Российской Федерации сегодня разработаны комплексные региональные программы развития профобразования. Мы работали довольно активно с регионами, практически все они  такие программы подготовили,  в федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы предусматривается поддержка лучших региональных комплексных программ развития профессионального образования. Кроме того, в продолжение той части приоритетного национального проекта «Образование»,  в которой мы поддерживали ресурсные центры, в этой программе предусмотрена поддержка 250 ресурсных центров, осваивающих современные программы подготовки квалифицированных рабочих. При этом один из критериев конкурсного отбора при выборе региональных программ – привлечение бизнес-структур к  их разработке и реализации, включая инвестиции в развитие необходимой инфраструктуры, участие работодателя в образовательном процессе, признание квалификаций и их оценка. При этом поскольку кадровое обеспечение и модернизация технологического развития экономики – это зона совместной ответственности, то, мы думаем, назрело обсуждение вопроса о введении налоговых льгот для бизнес-структур, которые вкладывают средства в развитие профобразования. Вообще сделано уже довольно много, в частности, в себестоимость включается  стоимость подготовки специалистов, но бизнес-структуры постоянно ставят вопрос о том, что вложения в образовательную инфраструктуру желательно освободить или  дать какие-то налоговые льготы по этим вложениям. Мне кажется, что как минимум этот вопрос надо сегодня уже обсуждать и смотреть, в какой части это может быть учтено.Одновременно мы будем продолжать реструктуризацию сети образовательных учреждений, имея в виду как ее оптимизацию, так и создание комплексов, в которые входили бы не только учреждения начального и среднего профобразования, но и учреждения высшего профобразования. Часть таких комплексов уже создана, и это достаточно эффективно работает. Поэтому если мы не проведем одновременно с поддержкой это изменение, то мы добьемся лишь временного повышения активности образовательных учреждений, а нам надо с помощью этого закрепить качественные структурные изменения.Принципиально важно, чтобы подготовка кадров для реального сектора экономики обеспечивалась чередованием обучения с практикой и реальной трудовой деятельностью. Сегодня ребята говорили, что, получая среднее профессиональное образование,  они фактически прошли подготовку по рабочим профессиям и получили определенную квалификацию, причем именно в качестве практики. Я могу сказать, что, пожалуй, наиболее продвинута в этом вопросе авиационная и атомная промышленность, но другие направления тоже достаточно активно подтягиваются.Что касается признания квалификаций и их оценки, то в ближайшие два года будет развернута независимая система сертификации и квалификации для приоритетных отраслей экономики. Такая работа уже ведется в сотрудничестве с РСПП. В принципе ничего плохого нет в том, что  выпускникам присваивается самый высокий разряд сразу после окончания  учебы в учреждениях начального и среднего профобразования. Но я поговорил после этого разговора уже с работодателями,  никто из них не может  себе представить, что выпускник образовательного учреждения сразу может получить, скажем, шестой разряд, потому что это подразумевает очень серьезный опыт работы и наработанную практику,  хотя стимул такой должен быть. Сегодня речь  идет о том, что престиж рабочих специальностей в постсоветские годы существенно снизился и нам необходимо восстановить утраченные позиции. В этом плане мы предлагали ввести целевые стипендии обучающимся в учреждениях начального и среднего профобразования, а также использовать системы ученических договоров – когда человек, который учится в учреждении профобразования, понимает, куда он пойдет, когда  есть взаимные обязательства  человека, который учится, и предприятия, которое обеспечивает разумную практику, поддержку обучения, но при этом знает, что человек придет к нему на работу. В массовом сознании квалификация технического специалиста должна стать синонимом жизненного успеха и показателем конкурентоспособности. К этому сегодня есть все предпосылки, ведущие компании готовы платить таким специалистам высокие зарплаты.  Уже есть предприятия, которые  выплачивают такие  зарплаты Это современные предприятия с очень высокими требованиями к квалификации рабочих, но соответственно  и с высокими зарплатами. Но для этого требуются, конечно, гораздо более высокие требования к качествам работников, а это может быть достигнуто только за счет индивидуализации программ, нового содержания в современных условиях реализации и, кстати говоря, другого качества преподавателей, которые будут их учить. В этой связи необходимо принять дополнительные меры по повышению общественного статуса неуниверситетского образования. Есть идея: нам следует воспользоваться опытом некоторых стран, в которых есть целевая квалификационная группа с общим названием «мастер». И в принципе если мы согласовали бы такую вещь с работодателями, то, наверное, это было бы важно. Михаил Шмаков, председатель Федерации независимых профсоюзов России: – У нас низкий уровень заработной платы  стал определенным препятствием и для развития и профессионального образования, и для престижности рабочей профессии. Сегодня нет ни одной группы экспертов, которые не были бы согласны с тем, что нам необходимо увеличивать и растить средний класс в Российской Федерации. Высококвалифицированные рабочие должны входить по уровню доходов в этот средний класс. Но общий, средний уровень заработной платы у нас, к сожалению,  достаточно низкий. Совершенно справедливо, чтобы  люди, получившие профессиональное образование, имеющие звание лейтенанта и вступающие в государственную службу в полиции или в армии, получали 50-60 тысяч рублей как первую базовую заработную плату. Примерно такая  же средняя планка  должна быть сегодня и для квалифицированного рабочего. Понятно, что у того, кто только что получил профессиональное образование, должна быть перспектива своего роста и получения  заданий по той категории, по той квалификации, которую он имеет.У нас есть пример, когда победитель конкурса профессионального мастерства, который имеет четвертый разряд и  победил в региональном конкурсе, тем не менее обеспечивается работой только по второму разряду, где заработная плата выходит 8-9 тысяч рублей, с переработками – до 14 тысяч рублей. Минимальный размер оплаты труда на сегодняшний день – не реальная заработная плата, которую получает большинство, но  одновременно это экономический показатель, гарантия и социальная гарантия, все-таки должна соответствовать реалиям времени. Неплохо было бы  начать прорабатывать вариант отхода от минимального размера оплаты труда, от той методики, по которой сегодня он определяется, и перейти к минимальному потребительскому бюджету, методика определения которого тоже есть, но в рублях это будет величина, конечно, гораздо больше, чем  сегодняшний МРОТ. Это будет более реальная и приближенная к сегодняшнему дню величина. В этот показатель, конечно, не должны включаться компенсационные, различные стимулирующие и социальные выплаты,  фактически это должен быть тариф. Это надо закрепить законодательно, внести подобные поправки в Трудовой кодекс, что повысит значимость этого социального и экономического показателя.Человек выбирает, куда ему идти: в охранники и  получать 25-30 тысяч в месяц за свою службу или охрану чего-то, в рабочие и  работать восемь часов (а иногда и не восемь со сверхурочными),  получая 14-15-18 тысяч рублей. Молодой человек, вступающий в жизнь, должен своей будущей половине доказать, что он, во-первых, может обеспечить семью, а во-вторых,  имеет возможности профессионального роста.Александр Шохин, президент Высшей школы экономики,  Российского союза  промышленников и предпринимателей: – В том варианте закона «Об образовании в РФ», который мы имеем возможность обсуждать, пропало понятие начального профессионального образования. Мы прекрасно понимаем, что слабые ПТУ надо закрывать, присоединять к сильным, но тем не менее прописать четко роль и место начального профессионального образования в этом законе, на наш взгляд, было бы правильным.Если говорить о профессиональном образовании, то очень многие компании, в том числе международные, работающие в России, имеют довольно эффективные системы подготовки специалистов для работы в своих сервисных центрах, на предприятиях. И хотя они формально не относятся по статусу к учреждениям начального профессионального образования, часто их сертификат о прохождении переподготовки в таких центрах в резюме любого работника стоит намного дороже, чем диплом НПО и СПО. В этой связи мы  считаем, что Росстат в своих планах работ  должен учесть и мониторинг учреждений дополнительного профессионального образования, потому что многие из них могут вполне выполнять функции того, что мы называем ПТУ.Мы полностью поддерживаем идею сделать профессиональное образование зоной, свободной от налогов,  в частности, речь идет обо всех расходах корпораций на систему профессиональной подготовки, а не только на подготовку сотрудников для себя или учащихся, с которыми заключены соответствующие соглашения, потому что инфраструктура образовательных учреждений требует больших расходов, а кроме того, нормальная группа  должна быть укомплектована большим числом учащихся, нежели это нужно для того или иного предприятия. Кроме того, местные рынки труда нуждаются в такой квалифицированной подготовке. Поэтому отнесение на расходы соответствующих затрат, наверное, не очень обременительно для бюджета, но продемонстрировало бы интерес государства к этому направлению.Очень много мы говорили на наших совещаниях о профессиональных стандартах. Мы считаем, что надо законодательно оформить роль профессиональных стандартов в деле подготовки государственных образовательных стандартов и программ подготовки специалистов. Мы согласны с предложениями о повышении роли отраслевых тарифных соглашений и роли объединений работодателей, в частности, мы считаем, что только те объединения, которые обязаны будут разрабатывать те же профстандарты, должны получить право называться объединениями работодателей, а не любые объединения нескольких работодателей.Хочу обратить внимание и на расширение некоторых социальных гарантий для ПТУ. Учащиеся ПТУ – молодые люди, для которых есть альтернатива: либо получать пособие по безработице, либо учиться профессии,  поэтому, наверное, было бы правильно стипендию в ПТУ поднять до уровня пособия по безработице, чтобы эта альтернатива была альтернативой, ориентированной на будущее. Сейчас  они получают  стипендию  400 рублей, увеличение ее до  850 рублей – непринципиальный вопрос для бюджета, но тем не менее престиж обучения в учреждениях НПО, безусловно, мог бы быть повышен.На мой взгляд, правильное предложение  – в случае отсутствия отраслевых объединений работодателей делегировать эти полномочия общероссийским объединениям. Это будет стимулировать работодателей соответствующих отраслей объединяться в отраслевые объединения,  это один из лучших способов подтолкнуть этот процесс.Алексей Кудрин, министр финансов РФ:  – По налоговым льготам для содержания образовательных учреждений мы за один год приняли очень принципиальное решение, чтобы освободить от налогов, то есть уменьшить налогооблагаемую прибыль на величину затрат для содержания учреждений, в том числе тех, что на  их балансе, для подготовки специалистов для собственных нужд. Кроме того, напомню, была принята льгота насчет того, что сами образовательные учреждения от налога на прибыль освобождаются.Теперь идет речь о расширении  льгот на подготовку специалистов не для собственных нужд, а для других предприятий, но  мы пока  не включили эти расходы в льготу.  Тут есть две группы  вопросов. Первая – берет ли предприятие на себя обязанность  бесплатно учить специалистов для других предприятий, а расходы относить  на на свое предприятие, потому что в данном случае оно расширяет круг подготавливаемых специалистов для других предприятий.Вторая – возьмут  ли эти предприятия на себя вопрос координации потребности? То есть они должны понимать потребность в рабочей силе, что у нас сейчас не закреплено как полномочия предприятий –  это полномочия местных органов власти. За субъектами закреплена подготовка специалистов для местного рынка труда. Дело в том, что налог на прибыль поступает в местные бюджеты,  а это как раз бюджеты субъектов, за которыми  закреплены полномочия по определению потребностей в рабочей силе, содержанию и созданию этих учреждений профтехобразования. Субъект Российской Федерации по нашему законодательству несет ответственность за определение потребностей и создание учебных мест для местного рынка труда. Льготы  по налогам уменьшат поступление  средств в местные бюджеты, которые, по сути, на эти же цели тратят средства, притом что предприятие не берет на себя ответственность за подготовку необходимых для рынка специалистов.От редакцииТо, что сегодня  предлагают в проекте закона «Об образовании в РФ» по части начального и среднего профессионального образования, в Москве уже реализуется в течение нескольких лет как интеграция двух ступеней профобразования в едином колледже. Но почему-то об этом власть имущие предпочитают не говорить, хотя столичный опыт мог бы быть представлен регионам и критикам законопроекта как реальная практика.  Сегодня московским колледжам предстоит еще шире развернуть и наладить полноценное заинтересованное сотрудничество с бизнес-структурами, предпринимателями и промышленниками.  О том, что и такой опыт в Москве есть, мы обязательно расскажем в следующих выпусках «Московского колледжа».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте