Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

На повестке дня – национальная школа

Учительская газета, №4 от 29 января 2008. Читать номер
Автор:

Александр ВЛАДИМИРОВ, член городской Общественной палаты по образованию, председатель Московского суворовско-нахимовского содружества, кандидат политических наук, генерал-майор: – Само внимание государства к разработке государственного образовательного стандарта предполагает и подразумевает наличие государственного заказа на образованных граждан России. И хотя до сих пор никто этот заказ ни в количественном, ни в качественном виде прямо не сформулировал, его общие контуры, рамки и приоритеты уже давно известны и понятны. России в первую очередь необходимы ее граждане, причем определяемые не в качестве «населения этой страны» и не просто «образованные граждане», а хорошо образованные и просвещенные патриоты, способные, желающие не только участвовать в процессе развития державы, но служить ей и защищать Отечество, если понадобится, и с оружием в руках, что дается практически только их воспитанием.

В то же время очевидно, что воспитание человека как личности начинается раньше, чем его образование, оно сопровождает человека всю жизнь и определяет модель его общественного поведения, что, по моему мнению, должно подразумевать особое внимание государства и всей системы образования России к проблеме воспитания ее граждан.

Тем не менее внимательное изучение документов, связанных с формированием так называемого государственного образовательного стандарта, и, что самое главное, анализ самого государственного стандарта полного среднего и среднего профессионального образования выявил практически полное отсутствие государственных подходов к воспитанию молодых поколений россиян, учащихся и всех участников образовательного процесса в качестве полноценных граждан Российской Федерации. Во всех государственных образовательных стандартах отсутствует четко прописанный воспитательный аспект образования, не даны направления и критерии воспитательного процесса как имманентной части системы национального образования.

В пояснительных записках Минобрнауки РФ к концепции государственного образовательного стандарта и концепции основного общего образования цели воспитания упомянуты без раскрытия их сущностных основ, а их реализация предполагается исключительно за счет большего внимания образовательных учреждений к изучению ряда гуманитарных дисциплин.

Мои попытки найти ответы на эти явные ошибки у работников Минобрнауки РФ закончились их общими рассуждениями о «воспитательной роли семьи, школы и общества», которые в ныне существующих условиях никакой организационной, системной и государственной идеологической основы под собой не имеют, поэтому их можно считать скорее «декларацией о несбывшемся», но не правдой жизни.

В новом государственном образовательном стандарте, на мой взгляд, для всех типов и уровней образования должна быть определена такая общая идеологическая основа, как «идея школы», реализация которой в ходе образовательно-воспитательного процесса позволит в итоге с детства формировать во всех смыслах здоровых и патриотически социализированных достойных граждан России, что резко улучшит качество деятельности самой школы и возможности позитивного развития нации.

На мой взгляд, «идея» национальной школы как основа государственного образовательного стандарта сегодня очень важна, и нам нужно сформулировать несколько важных общеметодологических тезисов о существе «национальной школы», притом что ее основой, вероятно, должна стать «идея школы».

Для того чтобы отвечать своему прямому предназначению, любая школа любого уровня в основе своей деятельности должна иметь некую идеальную эталонную модель своего выпускника как идеальную цель процесса (конкретного для каждого вида и уровня школ) воспитания, образования и социализации своих учащихся.

В.Ключевский писал: «…Идея школы слагается из известной цели, к которой направляются все образовательные средства, знания, навыки, правила, и из прилаженных к этой цели приемов, которыми эти средства проводятся в воспитываемую среду… Каждый из наставников должен живо и цельно представлять себе тот умственный и нравственный тип, который схематически предначертан воспитательной программой… с конечной целью – сделать каждого воспитанника возможно точным снимком с этого программного образца».

Национальная школа, убежден, должна готовить хорошо образованных и просвещенных граждан – патриотов России, способных правильно, нравственно и эффективно выстраивать собственную жизнь, активно участвовать в общественной жизни и государственном строительстве и в буквальном смысле этого слова пригодных к этому.

Это значит, что национальная школа должна готовить своих питомцев как:

граждан России, чье основанное на исторических национальных ценностях мировоззрение (целостный взгляд на мир и свое место в нем) и укорененные в сознание принципы жизни делают их способными, умеющими успешно и нравственно жить и «установленными на добро» людьми;

государственно социализированных и ответственных граждан России, сознающих свою ответственность за судьбу и будущее страны;

безусловных и просвещенных патриотов России, способных и готовых служить ей на гражданском и военном поприще;

людей духовно-нравственных, честных, сострадающих, способных успешно жить и работать в коллективе и во всех отношениях здоровых и хороших людей;

свободных личностей, способных к саморазвитию, к принятию решений, к реализации собственных способностей, планов и проектов, но при этом – не любой ценой;

активных членов общества, желающих и способных создать свою семью и воспитать детей, а также имеющих свою жизненную позицию и собственное мнение и способных отстаивать его перед государством;

людей, способных к созидательному и творческому труду, понимающих его необходимость и гордящихся своими трудовыми (творческими) достижениями.

Такая базовая «идея» национальной школы подразумевает, что ее выпускники, кроме необходимого набора прикладных и специальных дисциплин, должны:

получать широкое гуманитарное образование (в том числе общие курсы мировой и национальной истории, культуры, религии, права, геополитики и так далее);

обучаться кодексам поведения (житейским правилам общественного общежития) в их идеальной этической трактовке, другими словами, умению жить в обществе и служить Отечеству, как подобает гражданину России;

приобретать «критическое нравственное чутье», основанное на усвоенных на генетическом уровне национальных исторических ценностях, умение отличать плохое от хорошего и рефлекторно следовать добру;

обладать собственно волей, организаторскими и лидерскими качествами, овладевать технологиями управления коллективами;

получать на примере нашей национальной истории полное представление о месте и роли России в прошлом, настоящем и будущем мире;

получить достаточно полное представление об общецивилизационных процессах, геополитике, геоэкономике, современных процессах глобализации, а также о самых современных взглядах на Россию, на мировое бытие ведущих национальных, зарубежных мыслителей современных и прошлого времени, иметь самое полное представление о современном состоянии зарубежной и национальной научной и художественной мысли.

Хочу, чтобы особый раздел примерно такого содержания и уровня предварял любой документ, регламентирующий основы государственного образовательного стандарта, или же должен быть разработан отдельный и фундаментальный документ такого плана.

В «Наказе» Екатерины II относительно системы образования в России был такой тезис: «При специальном обучении должно быть общее воспитание, подготовляющее к гражданскому общежитию; это воспитание должно быть сосредоточено на разработке нравственного чувства; это дело должно взять в свои руки само государство».

Это значит, что если обучение должно идти в соответствии с учебными планами (образовательными, предметными), то практика (обучение как часть) воспитания, то есть «вкоренения норм и кодексов» в умы и сердца воспитанников, – дело исключительно всех педагогических работников учреждений образования и, конечно, в первую очередь воспитателей, руководителей тех учебных подразделений, которые должны выполнять некую обязательную воспитательную программу.

Главным, на мой взгляд, в этом деле должен стать их живой повседневный и личный пример, создающий ту нравственную атмосферу самого учебного заведения, которая сама и ежеминутно воспитывает в участниках образовательного процесса просвещенного патриота.

Это как бы само собою предполагает, что государственный стандарт (и заказ) должен распространяться не только на уровень знаний выпускников, но и на уровень их воспитанности, при однозначной государственной патриотической социализации и профессиональной (корпоративной) пригодности.

С этой целью должны формироваться программы обучения и воспитания; с этой целью должны подбираться учителя и воспитатели; с этой целью должен быть соответствующим образом организован весь учебный процесс.

В этом плане мне представляется важным обратить внимание на то, что в нашем образовании сегодня доминируют не цели, а предметы, то есть не под цели подбираются предметы и составляются учебные планы, а над всем образованием довлеет именно сам предмет как дидактическая единица.

Может быть, сегодня уже пора переходить к формированию института классных руководителей, работающих не по совместительству, нужны специально подготовленные специалисты по воспитанию учащейся молодежи, отвечающие за его качество.

В целом это значит, что интересы России требуют выработки новых государственных образовательных и воспитательных стандартов, новых подходов ко всей системе воспитания граждан, а значит, и внесения существенных корректив в национальную систему образования и ткань образовательного процесса.

Вспомним еще раз, что, по определению академика И.П. Павлова, «воспитание – это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции».

В этом плане всем нам, думаю, крайне важно понять, что сохранение исторической памяти нации обеспечивается почти исключительно сохранением и передачей следующим поколениям россиян ее исторических традиций как основ национального самобытного образа жизни, что, собственно, и должно лежать в основе процесса воспитания.

Необходимо также отметить, что наше российское общество и особенно родители чутко уловили и осознали образовавшийся провал в воспитании и образовании своих детей, несостоятельность и ущербность существующих парадигм национального образовательного процесса, ощутили надвигающуюся катастрофу примитивизации и опошления собственного бытия.

Именно этим можно объяснить феномен нарастающей популярности кадетского образования и кадетского воспитания (которое есть воспитание нравственное и государственно-патриотическое) и почти неуправляемый рост числа учреждений кадетского образования, даже в условиях почти полного отсутствия его правовых и теоретических основ.

Парадокс современной педагогики заключается в том, что современное российское общество и все родители России хотят видеть своих детей не столько образованными, сколько здоровыми и просто хорошими, воспитанными людьми, то есть они хотят всего того, чем, на мой взгляд, современная российская система образования просто (и почти принципиально) не занимается. Профессионалам видны многие недостатки государственного образовательного стандарта, системы образования и национального образовательного проекта. Например, мне тоже очевидно, что:

замена «сочинения» на «изложение» в школьной программе изучения русского языка вообще лишила учащихся навыков и способности выражать свои мысли на хорошем русском языке, и тем более – письменно, а ведь это один из показателей общей культуры человека;

практически насильственное внедрение в канву национального образовательного процесса единого государственного экзамена в качестве панацеи от всех бед неизбежно упрощает само образование и делает его примитивным;

нельзя повторять печальный опыт Советской Армии, когда огромные деньги вкладывались в танки и ракеты, а офицеры и солдаты оставались нищими;

основной фигурой в национальном образовании должен стать сам учитель, а не попечитель, родитель или ученик, и что с учащимися нельзя заигрывать.

Подводя все эти, прямо скажу, неутешительные итоги, считаю, что мы должны сформулировать некий категорический императив наших действий. Я убежден, что Московской общественной палате по образованию крайне важно и необходимо начать процесс обсуждения этой проблемы, в инициативном порядке обратить на нее внимание Правительства Москвы, Министерства образования и науки РФ, российских СМИ, специалистов и вообще всего общества.

Кроме того, считаю важным и необходимым и для самой палаты начать разработку собственных подходов к формированию государственных образовательных и воспитательных стандартов с тем, чтобы стать полноправным участником этого процесса. Наряду с разработкой государственного образовательного стандарта необходимо одновременно разрабатывать и государственный воспитательный стандарт как некий официально признанный и обязательный набор социокультурных нормативных моделей и критериев развития личности, предназначенных для ее целенаправленного формирования и реализации системой образования России в целях подготовки воспитуемых к их активному участию в общественной и культурной жизни страны.

Очевидно, что реализация таких образовательных и воспитательных стандартов российской системой образования позволит со временем решить многие сущностные задачи и проблемы нашего национального бытия. Думаю, формирование и внедрение в практику новых воспитательных констант национального образования должно составлять самостоятельный раздел национального проекта «Образование», и эта работа должна быть развернута быстро, осуществляться и финансироваться в плановом и приоритетном порядке.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту