search
main
0

На повестке дня модернизация и инновационное развитие

Подходит к завершению учебный год, подводят итоги, строго и по существу оценивают его педагоги и управленцы Юго-Западного учебного округа. Что для них было главным, что заслуживает особого внимания, что будет продолжено в следующем учебном году? Эти и другие вопросы мы задали начальнику Юго-Западного окружного управления образования Алексею АЛЕКСАНДРОВУ.

– Алексей Евгеньевич, не секрет, что  2011-2012 учебный год  был особенно сложным, ведь в течение года в округе реализовывали пилотный проект  по развитию образования, переходили на настоящее нормативно-подушевое управление,  сводили на нет очередь в дошкольных образовательных учреждениях, было и  много других забот. Какие направления  деятельности окружной системы  образования  вы считали основными, заслуживающими особого внимания?  – Могу признаться, что в управленческой работе нет неглавных задач, а основные мы определяли, сверяясь с приоритетами Программы развития столичной  системы образования на 2012-2016 годы. –  В приоритетах программы один из главных – доступность образования. Удалось ли в уходящем учебном году  продвинуться в решении этой проблемы? – В 2011-2012 учебном году в  Юго-Западном округе не было очереди в ДОУ как таковой,  однако мы загодя готовили дополнительные места для будущих дошкольников. Для этого открыли  детский сад, возвратили в окружную систему образования три здания, перепрофилировали помещения в 69 дошкольных образовательных учреждениях, развивали вариативные формы дошкольного образования. Все это позволило принять в дошкольные образовательные учреждения 4165 человек.- Вы сказали о вариативности, а  использование такой формы дошкольного образования, как семейные детские сады, оказалось  успешным?- Таких семейных детских садов в нашем  округе на сегодняшний день  уже 95 –  за три  последних года их количество увеличилось почти в 3 раза. Дело в том, что семейный детский сад – удачная форма, так как  позволяет  создать новые дошкольные места с учетом ресурсов родителей. В нашем округе многодетные семьи открывают детские сады в своей квартире,  при этом, как известно, многодетная мама становится воспитателем и получает заработную плату. – Безусловным приоритетом программы развития столичного образования на 2012-2016 годы стала и поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья. Как вы решали проблемы организации  учебы такой категории детей? –  Не скрою, тут есть немало проблем. Дети с ОВЗ, как правило, нуждаются в индивидуальном обучении, важно только вовремя это установить и создать условия для  их развития. Ключевой момент заключается в том, что  дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество  должно принимать и учитывать. Около 20 дошкольных образовательных учреждений ЮЗАО  имеют в своем составе службы ранней помощи и лекотеки, более 150 общеобразовательных школ обучают детей с различными нарушениями в развитии:  в 36 школах по очной форме обучают детей с нарушениями зрения, в 25 образовательных учреждениях – детей с нарушениями слуха, более чем в 100 школах – детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в двух школах открыты классы со сложной структурой дефекта для детей с интеллектуальной недостаточностью. С 1 марта 2012 года в округе работает психолого-медико-педагогическая комиссия по комплектованию специальных образовательных учреждений, широкую поддержку получают  различные формы дистанционного образования для детей-инвалидов. – С введением новых  государственных образовательных стандартов старшей школы  все более актуально предоставление старшекласснику права выбора  профильного курса из всех предметных областей.  Что в вашем округе  намечено сделать по обеспечению широкой профильности на старшей ступени образования?-  Уже сегодня из 87 образовательных учреждений, реализующих профильное обучение, в 71 обучают по одному-двум профилям. Мы считаем, что ключевой задачей может стать создание интегрированной модели взаимодействия учреждений различных видов и ведомств, обеспечивающей широкую профильность в обучении старшеклассников с учетом их выбора,  разрабатываем модели взаимодействия образовательных учреждений с высшими учебными заведениями (РУДН, МИРЭА, МГГРУ). Сотрудничество с вузами поможет нам выстроить в округе единое образовательное пространство.- Пожалуй, самым употребляемым в уходящем учебном году было слово «качество». Наша газета весьма подробно рассказывала о том, как проходили встречи в Московском центре качества образования, в том числе и с вашим участием. Разговор неизменно шел о создании  Московского регистра качества, о  внедрении Московского стандарта качества образования.  Известно, что  работу в этом направлении Юго-Западный округ вел несколько лет и добился впечатляющих успехов. Возникает вопрос: а что будет дальше? –  Действительно, наш округ очень продвинулся в этом направлении,  приятно, что наш опыт интересен не только в масштабе столицы, что им интересуются регионы России. В последнее время много говорят об успешном ученике, а мы в округе стараемся обеспечить повышение качества работы  и образовательного учреждения в целом. Это возможно сделать  за счет внедрения в образовательную практику нового содержания, обеспечения учреждений новым оборудованием, использования новых образовательных технологий, подготовки новых кадров. Чтобы управление стало более эффективным, каждому образовательному учреждению округа необходимо разработать программу своего инновационного развития. В основе программы развития должен быть не только проблемно  ориентированный анализ достижений и неудач учреждения, но и изучение социального запроса населения. Ведь в конечном счете уровень качества в образовательной сфере должен соответствовать социальным потребностям каждой московской семьи. По тому, сколько родителей выбирают именно эту школу для своего ребенка, и будет возможно оценить качество ее работы.- Лакмусовой бумажкой качества работы школ в этом году стала запись детей в первый класс.  В прошлом номере «УГ-Москва»  мы рассказали, насколько принципиальной и серьезной была ваша управленческая оценка этого процесса. Как теперь, спустя время, вы оцениваете в целом проведенную работу по набору первоклассников? – Пока прием детей в первые классы еще не закончен и будет продолжаться до начала следующего учебного года. В целом запись в первые классы прошла спокойно,  уже зачислены в школы более 90% детей. Но к сожалению, в округе есть 9 образовательных учреждений, которые не набрали ни одного первого класса, 24 школы не выполнили плановые цифры приема. Остается задача для  управления образования  – разобраться в причинах такой ситуации и найти правильное решение для повышения конкурентоспособности всех образовательных учреждений.- В начале нынешнего  уходящего учебного года все российские школы перешли на новый федеральный государственный стандарт начального образования. Как изменился учебный процесс, какие новые технологии пришли в школы, как справились с этим учителя первых классов?- Одной из основных задач округа по введению ФГОС НОО стала работа с кадрами. Для  этого на базе одиннадцати пилотных школ округа  работали восемнадцать стажировочных площадок,  где учителя начальных классов прошли необходимую курсовую подготовку. Во все образовательные учреждения пришло новое учебное оборудование – это  191 комплект компьютерного оборудования для учащихся, 299 комплектов для учителей, интерактивные доски, презентационное оборудование.- В уходящем учебном году всем нам стало ясно, что есть серьезная экономика со своими принципами, механизмами, которые многое определяют в развитии образования. В этом нас, в частности, убедил пилотный проект, в реализации которого принимали участие  значительное количество столичных школ. Что в этой связи изменилось в жизни Юго-Западного округа?- Многое изменилось, особенно в том, что касается финансирования. Постановлением Правительства Москвы №86 от 22 марта 2011 года  был запущен пилотный проект по выравниванию финансирования школ, на сегодняшний день все учреждения общего и дошкольного образования в округе уже перешли на новые механизмы нормативного финансирования, идет  вовлечение в проект учреждений дополнительного образования, а также специальных и интернатных учреждений. Проблема достойной оплаты труда учителя стала ключевой для стимулирования профессионального и творческого роста педагогов и для развития школы в целом. Именно образовательное учреждение в настоящее время самостоятельно за счет нормативной субсидии выстраивает программу обеспечения стабильного финансирования школы и стимулирования своих сотрудников по их результатам работы. Плюсы этого учителя реально ощущают, ведь зарплата многих существенно возросла.- Одно из условий пилотного проекта – реальное выстраивание государственно-общественного управления. Удалось ли это, нашлись ли люди, готовые самоотверженно и безвозмездно заниматься школьными проблемами?- Все большее количество семей понимают, что финансирование образования –  это их деньги, направленные в бюджет в виде налогов. Именно поэтому родители все больше стремятся вмешиваться в школьную жизнь, появляется новое в их отношении к школе. Если раньше зачастую родительские комитеты, ученические советы, школьные советы были созданы  для галочки,  имели  декоративный характер, собирались и принимали решения  лишь на бумаге, то сегодня  опыт создания управляющих советов в образовательных учреждениях  показывает, что они постепенно становятся принципиально новой, инновационной формой административного и общественного управления. Управляющим советам дан широкий перечень полномочий, достаточный для того, чтобы они, в частности, могли спрашивать за качество и реально распределять средства на то, на что считают необходимым в первую очередь, влияли  на кадровую политику школы, участвовали в формировании учебного плана, в разработке программ развития, проявляли образовательные и социальные инициативы и помогали в их реализации. – Всегда ли семьи становятся единомышленниками образовательных учреждений? Не секрет, что далеко не все понимают перспективы изменения содержательно-организационной формы образовательных учреждений, например, оказываются не в курсе тех преимуществ, которые дает объединение образовательных учреждений в крупные учебные комплексы?- Даже поверхностный анализ  позволяет сделать вывод о несомненных преимуществах этого процесса. Это ведь в первую очередь формирование единого образовательного пространства, которое позволит обеспечить преемственность образовательных программ дошкольной и начальной ступеней, привлечь родителей дошкольников к поступлению в 1-е классы именно тех школ, которые включены в интеграционные группы; интегрировать ресурсы как малокомплектных, так и вполне самодостаточных школ с учреждениями дополнительного образования, а также с центрами психолого-медико-социального сопровождения; обеспечить создание в школе развивающей образовательной среды, а также  профильного образования  высокого качества через использование возможностей окружающего школу социума – научных институтов, культурных центров, учреждений сферы физической культуры и спорта, а также профессионального образования. Процесс объединения в образовательный комплекс выгоден как учреждению, имеющему недостаточное финансирование, так и любому другому учреждению, поскольку увеличение контингента детей в этом случае обеспечивает рост заработной платы педагогов и руководителей учреждения. Это в свою очередь делает возможным стимулирование работы педагогов в зависимости от результатов их деятельности. В настоящее время в Юго-Западном округе прошла реорганизация по 19 поступивших заявкам, в которую вошли 39 образовательных учреждений. В состоянии ожидания реорганизации находятся 6 учреждений, но мы принципиально не хотим искусственно форсировать события, поскольку самое главное для нас – понимание реорганизации со стороны педагогов и родителей тех учреждений, которые планируют эти процедуры.- Алексей Евгеньевич,  что же  в будущем учебном году станет определяющим в работе Юго-Западного округа?- Убежден, что модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит образовательным учреждениям стать конкурентоспособными, обеспечить максимальное раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.  На это и будем держать курс, поэтому желаю всем руководителям и педагогам творчества и созидания!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте