20 января на киноплатформе Netflix вышел британский фильм «Мюнхен: на грани войны» немецкого режиссера Кристиана Швохова. Будучи и проникновенной исторической драмой, и захватывающим шпионским триллером, «Мюнхен…» ни на мгновение не дает отвести от экрана глаз, даже несмотря на свою очевидную политическую направленность.
Фильм, снятый по книге Роберта Харриса, с самого начала ставит зрителя на порог Второй мировой. За окном 1938 год, в своем стремлении к войне Адольф Гитлер накаляет и так напряженную ситуацию в Европе. Ради надежды на мир премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен (Джереми Айронс) летит на встречу с Гитлером, премьер-министром Италии Бенито Муссолини и премьер-министром Франции Эдуардом Даладье, чтобы в дальнейшем подписать договор, известный миру как Мюнхенское соглашение.
В центре политических хитросплетений вымышленная история двух молодых людей, немца Пола фон Хартмана (Янис Нивенер) и британца Хью Легата (Джордж МакКей). Еще не так давно они вместе учились в Оксфорде, но затем их пути разошлись: Пол увидел в Гитлере надежду для немецкого народа, тогда как Хью с самого начала твердил, что он опасный фанатик и радикал.
Угроза войны сталкивает старых друзей вновь. Хью теперь секретарь Чемберлена и помогает ему писать речи, а Пол работает в германском МИДе. Теперь уже разочаровавшийся в Гитлере, лишившийся веры в него как в лидера и как в человека, Пол отваживается на отчаянный шаг: передать британскому правительству секретный документ об истинных планах фюрера на Европу и этим остановить подписание мирного договора. Отсутствие соглашения неизбежно приведет к войне, но Пол еще надеется, что Германия, увидев истинное лицо Гитлера, прозреет и свергнет его сама.
Фильм «Мюнхен…» потрясающе тонко заставляет зрителя пропитаться неизбывным чувством грядущего конца. В каждом цеппелине над Лондоном, в каждом нервно брошенном слове Чемберлена, в каждой нацистской фуражке на берлинских улицах, в каждой ноте тихого, но пронзительного саундтрека Изобель Уоллер-Бридж тянущее, нервное ощущение неотвратимости войны. Благодаря блистательной актерской игре Джереми Айронса и Ульриха Маттеса, которому досталась роль Гитлера, можно увидеть столкновение не столько стран, сколько личностей, вершащих судьбы миллионов, и вместе с молодыми главными героями ощутить себя не более чем пешкой, расходником в безжалостном механизме мировых часов. В ходе событий и Пол, и Хью оказываются приближенными к своим лидерам, при этом оставаясь почти по-гоголевски маленькими людьми. Сквозь их восприятие режиссер противопоставляет непредсказуемого, пугающего Гитлера, вечно затянутого в военную униформу, и строгого, но в душе доброго Чемберлена, который при всех своих заботах не забывает об обычных людях и не боится показаться в простом халате перед своим подчиненным.
Гладко, уверенно сменяясь с политической драмы на шпионский триллер, в какой-то момент «Мюнхен…» задается весьма традиционным для тематики Второй мировой вопросом: «А что, если?» (что, если Мюнхенское соглашение не было бы подписано или Гитлер вовсе был бы убит своими), но стремительно возвращает зрителя с небес на землю. Все уже решено сильными мира сего, будь то Чемберлен, показанный уставшим, но благородным и преисполненным решимости защитником своей страны, или горящий изнутри амбициями, давящий одним своим присутствием Гитлер.
Никакого другого исхода не будет. Большая политика не место для молодых и не искушенных жизнью юношей. Грядет война. И вопрос лишь в том, удастся ли ее отсрочить.
«Мюнхен…» – прекрасный фильм, превосходное произведение искусства. Глубоко осмысленные диалоги, приглушенный тревожный свет, ненавязчивая, но пронзительная музыка, трепетная операторская работа, погружающая еще глубже в переживания героев, великолепная игра как именитых, так и молодых актеров…
Однако «Мюнхен…» еще и искусный представитель современной пропаганды. Повествуя о Мюнхенском соглашении (иначе называемом «Мюнхенским сговором»), фильм лишь пару раз упомянет Судетскую область Чехословакии, но никак не объяснит причины гитлеровских притязаний, вскользь заметит, что чехов, по сути, не позвали участвовать в переговорах, а в остальном сфокусируется на отважном и благородном стремлении Чемберлена предотвратить мировую войну. Здесь не показано никакой двойственности в решениях лидеров Великобритании и Франции, нет попытки совершения меньшего зла во избежание большего, и никто не переживает о приносимых в жертву жителях Чехословакии. Напротив, Чемберлен представлен рыцарем, защищающим Великобританию от повторения Первой мировой, и героем, которому будущее его страны куда важнее общественного мнения.
То, что в фильме поднимается еврейский вопрос при замалчивании ужасов, которые творили фашисты в Судетской области благодаря Мюнхенскому соглашению, и вовсе выглядит откровенным лицемерием – для создателей это просто «галочка» в списке того, что положено упоминать, говоря о Второй мировой.
А список того, что упоминать более не положено, по-прежнему возглавляет Советский Союз. К «Мюнхену…» было бы немного меньше вопросов, сфокусируйся он на конфликте только между Гитлером и Европой. Но на случай, если зритель еще не понял, кто главный герой происходящего, финальными титрами создатели окончательно ставят точку: политика Чемберлена выиграла для Британии и ее союзников время, необходимое для подготовки к войне, и в дальнейшем привела к поражению Германии.
Комментарии