search
main
Топ 10
Милосердие и гуманизм: 5 декабря на «Разговорах о важном» школьникам расскажут о Дне волонтера Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу В Калмыкии – карантин: итоговое сочинение перенесли на февраль 2023 года Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области К юбилею Константина Ушинского: о дате рождения известного педагога рассказали в РАО Астраханский школьник изобрел систему учета посещаемости С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель» Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество Залог успешного общения: Сферум запускает бесплатный курс повышения квалификации по коммуникациям для учителей Столичные одиннадцатиклассники напишут пробный ЕГЭ по профильной математике Учительница с учеником подрались в школе под Красноярском Школам Комсомольска-на-Амуре пригрозили отключить отопление и электричество Педагог из Иванова заняла первое место в конкурсе «История в школе: традиции и новации»
0

На полшага впереди. В Магнитогорском политехническом колледже есть станки, о которых на производстве пока еще мечтают

Создание условий для ускоренного перехода системы из режима выживания в режим инновационного, интенсивного развития – главная цель реформирования образования в России. Участие Магнитогорского политехнического колледжа в программе нацпроекта «Образование» позволило создать условия для принципиально нового подхода к реализации профессионального образования на базе Ресурсного центра. Ключевые аспекты концепции развития колледжа отражают стремление к преобразованию учреждения в современный многопрофильный образовательный центр многоуровневой подготовки, обеспечивающий качественную подготовку кадров.

Знакомство с колледжем мы начали с… кабины. Директор Анатолий Лындин, не скрывая гордости, сказал:

– Основные заказчики этих кабин для отработки умений машиниста электровоза – железные дороги. Раньше это делали на тренажерах. Они статичные, хоть и с рычагами, кнопочками, лампочками… Другое дело, когда имитация движения электровоза происходит за счет динамичной платформы, которая имитирует поездку по рельсам! Если, допустим, это спуск, то соответственно реакция торможения. Если подъем – то ускорения. Ученик, как вживую, как на настоящем электровозе, ощутит эту реакцию.

В кабине скоро установят большой монитор. Будет заснято 300 километров железнодорожных путей нашего металлургического комбината, для которого мы и готовим кадры на технологическом, машиностроительном и электротехническом отделениях. Перед учеником, находящимся в кабине, будет стоять этот монитор, а кабина создаст полную иллюзию движения по этим путям, со всеми светофорами, подъемами, спусками, тупиками… Так, уже в этом учебном году мы станем учить машинистов локомотива – и тепловоза, и электровоза. Нигде в учебных заведениях такой кабины нет. Только у нас!

– Хотите подчеркнуть свою уникальность? – улыбаюсь я.

– Особенность нашего колледжа – в широком спектре профессий и возможности каждого выпускника построить личную карьеру, связанную со знаменитым на весь мир комбинатом! – возвращает мне улыбку Анатолий Федорович. – Колледж реализует программы базового уровня с присвоением квалификации «техник» и повышенного уровня «старший техник». Все ученики получают одну или две смежные профессии. Подготовка ведется по 12 специальностям и 28 профессиям. Это обработка металла давлением, технология машиностроения, техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов, сварочное производство, монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования… У нашего колледжа самые современные на сегодняшний день учебно-лабораторные комплексы. Их площадь около 30 тысяч квадратных метров. Практические навыки обрабатываются также в учебно-производственных мастерских и полигонах: токарных, слесарных, электромонтажных мастерских, на заготовочном участке, сварочном полигоне, полигоне токарной и фрезерной обработки металла. Модернизация учебной базы стала для нас возможной благодаря участию в федеральных конкурсах государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств НПО и СПО, направленных на внедрение инновационных образовательных программ. В том числе и на приобретение оборудования, обеспечивающего их реализацию.

– А сколько всего ребят вы обучаете?

– У нас 1300 учеников.

– Ого! Металлургический комбинат доволен?

– Он стал инициатором того, чтобы три профессиональных училища были слиты в один наш колледж. Вообще-то анализ показывает, что обострившаяся ситуация с рабочими кадрами продолжает усложняться. Спрос остается неудовлетворенным. Причина этого – демографический спад. Если детей нарожают, мы их выучим!

Комбинату легче вкладывать средства в одно крупное образовательное учреждение. Училища ведь дублировали некоторые профессии. Теперь мы от этого ушли. В прошлом году комбинат выделил около пяти миллионов рублей на доплату мастерам колледжа.

– Если металлурги готовы заботиться о колледже, зачем вы участвовали в нацпроекте «Образование»?

– Комбинату одному финансировать колледж было все-таки сложно. Нужно софинансирование – и федеральное, и областное, и местное. Таким образом, мы получили 60 миллионов рублей! Деньги, конечно, неплохие. Но аппетит, как говорится, приходит во время еды. Нам нужны хорошие химические и физические лаборатории, лингафонные кабинеты… В общем, немало чего нужно.

Посмотреть, как выглядят мастерские и полигоны, нас приглашает заместитель директора по теоретическому обучению СПО Ирина Ивина.

– Мы пришли на сварочный полигон, – рассказывает она. – Учебные рабочие места здесь созданы по принципу автономии: каждая кабина оснащена всем, что необходимо сварщику. На полигоне 19 сварочных мест. После теоретического обучения ребята практически обучаются здесь всем видам сварки. Попадая в руки мастера производственного обучения, они проходят путь от азов профессии до высокой квалификации.

Наш путь лежит дальше в лицензионный класс, где осуществляется лицензионно-программное обеспечение всех станков и компьютеров. Здесь проходит освоение автоматизированных систем изготовления любых деталей методом точения. Когда ребята сюда приходят, они вначале изучают технологию машиностроения. И саму технологию резания. Затем на компьютерах могут смоделировать изготовление любой детали. И не только это. Могут смоделировать резку. Процесс вырезания. Затем они составляют, закладывают программу изготовления того, что смоделировали. Программное управление передается на станок. И там – уже без применения рабочей силы – можно получить любую деталь!

– Но чтобы все это осуществить, ребята должны глубоко знать теорию. И побудительным мотивом к этому становятся и станки, такие современные, и компьютеры. Они начинают глубоко понимать сам процесс, осознают престиж своей профессии. На комбинате пока еще нет такого оборудования. В колледже осуществляется принцип опережающей системы подготовки кадров. Переоснащение комбината будет происходить под наших выпускников. Мы идем на полшага впереди производства. И это очень важно, – подводит итог заместитель директора по научно-методической работе Тамара Наумова.

В учебно-лабораторном комплексе «Сварочные технологии и электродуговая сварка» мы увидели манипуляторы, на которых происходит имитация сварки. Их четыре. Для сварщика очень важно правильно «держать дугу». Надевается шлем, где через наушники передается сообщение. Например: «Не под тем наклоном идет сварка, надо увеличить шаг прохода». Для чего нужно такое оборудование? Когда дети приходят в колледж, мастер показывает им, как правильно прожигать дугу, настраивать аппарат… Иначе говоря, сначала они постигают теорию.

Затем компьютер через шлем с наушниками продолжает учить их теоретически. Отрабатываются навыки путем моделирования процесса (в данном случае сварки). Лишь после этого ребята пойдут на полигон, где уже будут работать реально, практически. Такое обучение существенно уменьшает расход электродов (а они весьма дорогие) и металла, который сегодня тоже очень дорогой (тонна стоит 34 тысячи).

Так вот и лицензионный класс, и этот лабораторный комплекс, и другое оборудование куплены на деньги, полученные по первому нацпроекту «Образование». Колледж стал победителем и во втором (этого, 2008 года), но оборудование пока еще не поступило.

Еще одну лабораторию – «Промышленные контроллеры, пневмо- и гидроавтоматика» – представляет преподаватель спецдисциплин технического профиля, кандидат педагогических наук Лариса Вишнякова.

– Что такое контроллеры? – спрашиваю я.

– Это совершенно новое программное аппаратное средство, построенное на логических элементах, – отвечает Лариса Николаевна. – Это современная интегральная микросхема. Здесь их пока еще нет. Они поступят в ноябре-декабре. Сейчас в лаборатории установлено три стенда по изучению технологии гидросистем, гидроприводов. Поскольку на металлургическом комбинате управление оборудованием происходит не только с помощью электрического тока, но и на основе течения жидкости – масла. Это задвижки, клапаны, рабочие цилиндры… Поэтому в колледже в этом году введена профессия в НПО «гидравлика», а в СПО – «электротехническая эксплуатация и обслуживание гидравлических систем и аппаратуры».

Лабораторные стенды предназначены для формирования знаний об основных параметрах гидравлики, умения по монтажу и вводу в эксплуатацию гидросистем и техническому обслуживанию гидроаккумуляторов, гидролиний, уплотнителей, контрольно-измерительной аппаратуры, отработки навыков сборки, испытания и наладки принципиальных схем типовых гидравлических приводов, определение работоспособности агрегатов и узлов гидроприводов.

Учебно-лабораторный комплекс по исследованию гидравлических систем и гидроприводов состоит из лабораторных двухсторонних стендов немецкой фирмы Festo Didactic. Стенды дают возможность изучать элементы гидроприводов, гидравлических систем и гидроавтоматики, позволяющие создавать прогрессивные конструкции машин, расширять возможности автоматизации промышленного производства.

Гидроприводы широко применяются в металлургии, машиностроении, дорожных машинах, промышленных роботах и других системах управления. В настоящее время гидроприводы используют при эксплуатации оборудования доменного, сталеплавильного, прокатного производств.

Зачем нужны эти три стенда? Здесь рассматривается зависимость скорости движения жидкости от вращения зубчатых передач. Для некоторых ребят принцип движения жидкости представляет большую сложность. А здесь реализуется самое главное: наглядность обучения. Поскольку моделька прозрачная, то можно видеть, как происходит движение жидкости.

Одна такая моделька стоит от 20 до 60 тысяч рублей. А их мы приобрели немало! Ведь вместе они «объясняют», показывают работу всех механизмов, – продолжает Лариса Вишнякова. – Мало того, модели сориентированы на программное обеспечение. В этой программе закладываются и схемы, и контроль знаний. Возможность собирать схемы, исправлять неисправности. Осуществлять поиск способа восстановления схемы. Здесь достигается самый главный дидактический принцип: от простого – к сложному, наглядность, связь с аудиторией, доступность. Почему? Да потому что не на пальцах, не с мелом в руках у доски. Все наглядно и на современном уровне. И еще. Лабораторных работ очень много, поскольку все определяется возможностью программы, интересом преподавателя, потребностью предприятия. Казалось бы, всего три стенда. Но они дают огромные возможности для реализации обучающей программы.

Следующий – лабораторный комплекс «Электрические машины и автоматизированный электропривод».

– На нашем комбинате, – продолжает рассказ Лариса Николаевна, – прокатные станки – это основной рабочий механизм, который приводится в действие механической системой – валками. Валки насажены на вал электродвигателя. Чтобы управлять таким станом, надо уметь управлять электродвигателем – сердцем стана. Двигатели бывают постоянного и переменного тока. Способы управления разные – от самых простых до современных. Здесь находится программированный контроллер. В лаборатории – тоже стенды. На одном из них можно научиться собирать электросхему. Чтение, сборка электрической схемы, пуск двигателя, различные способы регулирования скорости вращения двигателя, наладка электрооборудования, замена частей, которые вышли из строя, то есть различные варианты работы электрооборудования здесь можно моделировать.

…Существуют различные методики преподавания. Различные педагогические подходы к процессу преподавания: личностно ориентированный, системный, теория развивающего обучения… В основе методики преподавания Магнитогорского политехнического колледжа лежит контекстный подход. О чем это говорит? О том, что преподавание должно строиться не только на уровне каких-то определенных понятий, но на формировании профессионального мышления будущего рабочего в рамках его будущей профессии.

– Почему у нас учащиеся профессиональных колледжей в стране такие слабо подготовленные? – спрашивает Лариса Вишнякова. И тут же отвечает: – Потому что образование опаздывает. Уже на производстве идет установка нового оборудования, а образование не успевает за этим процессом. Учебники старые, оборудование тоже. Показать ничего нельзя. Отработать навыки ребята не могут.

Наш колледж так сориентировал заказ оборудования (и получил уже его), чтобы не только в ногу со временем идти, но и даже чуть-чуть впереди. Машинами управляют программированные контроллеры. Это привет из будущего, образно выражаясь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте