search
main
0

На полигоне

Практика помогает понять, хочешь и можешь ли ты стать учителем

На многих форумах поднимается тема подготовки специалистов, а именно практической ее части. По данным социологов, более 40% работодателей утверждают, что молодых специалистов нужно доучивать, потому что у них отличные теоретические знания, но практические навыки отсутствуют. Не обошли стороной тему практико-ориентированной подготовки и на Педагогическом образовательном форуме, который состоялся на онлайн-площадке МПГУ.

На участие в секции «Опыт практико-ориентированной подготовки учителя» подали заявки более 70 человек из 28 вузов. Многие доклады прозвучали из уст представителей ректорского корпуса, и это, по мнению модераторов, только подтверждает значимость темы.

Как заметила проректор по учебной работе Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена Александра Гогоберидзе, чем быстрее начинается практика, тем быстрее будет самоидентификация студента. Практика, по сути, объединяет весь опыт образования, который получает студент, и должна быть интегрированным результатом усвоения учебных дисциплин. Практика – это инструмент оценки качества сформированности компетенций, потому что уровень владения компетенцией можно проверить только на практике. Практика – это также поиск работодателя. Данные вещи очевидны и неоспоримы, но все же есть вопросы касательно практической подготовки будущих учителей, которые требуют размышления. Например, насколько учитель школы может и готов быть участником реализуемых образовательных программ практико-ориентированной подготовки студентов педуниверситетов. Готов ли учитель школы нести ответственность за образовательные результаты, которые формируются у студентов вуза? Готовят ли учителей к такой деятельности? Хочет ли учитель заниматься этой деятельностью? Понятно, зачем школа нужна вузу – это база практики, а вот зачем школе вуз? С чем вузовские преподаватели могут прийти в школу и насколько преподаватель вуза будет интересен современной школе? И значит, способы, механизмы и методы заинтересованности – это тоже предмет для размышления для вузовского сообщества.

Александра Гогоберидзе в качестве примера практико-ориентированной подготовки Герценовского университета рассказала о реализации такого проекта, как подготовка команды школьных учителей «под ключ». Для школы-новостройки во Всеволожском районе Ленинградской области вуз подготовил команду, состоящую из выпускников университета. Это практически полный комплект школьных учителей по всем предметам. Все они зачислены в штат школы-новостройки, и с 1 сентября этот экспериментальный проект продолжится. Также Александра Гогоберидзе упомянула о проекте «Педагогические сезоны», в рамках которых университет стал открытым для всех жителей и в рамках которого и у студентов, и у преподавателей есть возможность включения в различные образовательные и социально значимые практики.

По мнению ректора Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.Ульянова кандидата технических наук Игоря Петрищева, практико-ориентированная подготовка учителя невозможна без постоянного погружения в проблемы и нужды современной школы, поэтому, создавая в вузе комплекс непрерывного педагогического образования, было предусмотрено такое важное подразделение, как университетские классы. Они существуют с 2015 года. Дети туда приходят разные и обучаются в стенах главного корпуса вуза, пользуясь инфраструктурой университета. Данный проект помогает решать несколько вопросов: отработка темы профильного обучения, апробация авторских методик преподавателей и непрерывная педпрактика студентов университета. По сути, создан своеобразный полигон – школа в вузе, где многому можно научиться, в том числе студентам. Например, как строится индивидуальный и образовательный маршрут, как реализуется программа воспитания, которая объединяет работу на уроке и внеурочную деятельность, как использует свои ресурсы дополнительное образование и т. д.

Сегодня под эгидой Ульяновского педуниверситета существует распределенный лицей, куда входят 25 школ-партнеров из Ульяновской области и Республики Татарстан и обучаются 1100 учащихся. Важной составляющей работы является организация непрерывной педпрактики студентов, в первую очередь в школах распределенного лицея.

В этом году УлГПУ реализует еще один проект с городским лицеем №101 – «Школа полного дня». В лицее будет создан региональный ресурсный центр непрерывного математического образования и откроются предпрофильные университетские классы, которые будут работать по принципу полного дня и смешанного обучения. Будут открыты 4 базовые кафедры университета, и лицей также станет базой для прохождения практики для студентов всех специальностей педуниверситета.

Как считает проректор по научной работе Волгоградского государственного социально-педагогического университета доктор педагогических наук Владимир Зайцев, какими бы талантливыми ни были профессора университетов, без активного подключения талантливых учителей сложно выпустить из педвуза хорошо подготовленных специалистов. Базовые школы – это первый шаг, который поможет вузам усилить практико-ориентированную часть подготовки, но надо делать и второй шаг, а именно не ограничиваться только практикой, но и перенести в продвинутые школы часть теоретической подготовки студентов, но не в форме лекций, а в форме семинарских и лабораторных занятий. Как правило, сегодня к этому привлекаются учителя-практики, которые приходят в университетские аудитории и работают со студентами, но и они говорят, что было бы намного эффективнее, если бы студенты пришли в школу и учитель, работая в конкретном классе и с конкретными учениками, объяснил бы более доходчиво то, что трудно объяснить в университетских аудиториях. На базе таких школ могла бы реализовываться клиническая модель подготовки будущего учителя, когда не только методисты, но и психологи, и педагоги вместе со студентами проводят уроки, анализируют их, и это может происходить не только во время практики.

Как рассказал Владимир Зайцев, когда-то школы были хорошо обеспечены учебными кинофильмами, которые были большим подспорьем в освоении содержания образовательной программы. Сейчас кейсы часто используются при обучении студентов разным предметам, психолого-педагогическим и методическим дисциплинам, но, как правило, они связаны с текстовым описанием тех или иных ситуаций. Может, было бы лучше заменить их, скажем, на видеокейсы фрагментов уроков, а затем создать банк видеокейсов, который можно было бы использовать в любом педагогическом вузе и колледже.

О своем опыте практико-ориентированной подготовки рассказали и представители Омского государственного педагогического университета. На взгляд проректора по учебной работе доктора педагогических наук Натальи Макаровой, профессионально ориентированные волонтерские практики – это значимый ресурс в подготовке будущих учителей. Ни один из студентов после волонтерской практики не указал, что его отношение к получаемой специальности ухудшилось, хотя это часто встречается после обычных педагогических практик. Почти 70% студентов заявили, что они хотели бы заниматься в будущем тем, что делали в рамках волонтерских практик. Волонтерские практики не стоит сравнивать с практиками, которые включены в учебные планы, но те и другие нацелены на развитие качества педагогического образования.

В Башкирском государственном педагогическом университете имени М.Акмуллы уверены, что работа по стандартам «Молодые профессионалы – WS Russia» – это тоже ресурс практико-ориентированной подготовки будущих учителей. В вузе считают, что было бы хорошо проводить корпоративные (межотраслевые) чемпионаты как среди преподавателей, так и среди студентов, стажироваться на базе мастерских вузов, обмениваться опытом на уровне преподавателей-экспертов и т. д.

Как подытожили модераторы секции, у каждого вуза есть свой интересный и эффективный подход к тому, чтобы студенты наряду с теоретическими основами получали опыт общения с реальной жизнью школы. Этот опыт нужно транслировать и использовать.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте