search
main
0

На поле Куликовом и доходы сказочной страны

Старшеклассники - малышам

Одним из ключевых направлений системы образования является развитие преемственности. Под преемственностью в образовании мы понимаем прежде всего такую связь между различными этапами образовательного процесса, которая в полной мере могла бы обеспечить его непрерывность и единство. Для решения этой глобальной задачи особого внимания требуют подходы к планированию содержания образования в целом, а также формирование методов и приемов обучения и воспитания каждого ученика в частности. На наш взгляд, реализация принципа преемственности не только дает возможность получения качественных знаний и навыков на каждом этапе обучения, но и помогает избежать дублирования материала и создавать эффективную систему подготовки будущих выпускников. Кроме того, преемственность играет ключевую роль в формировании компетентного человека, который был бы готов к жизни и работе в современном мире.

 

Безусловно, эта концепция имеет давнюю историю и ведет свое начало от системы образования Древней Греции. Однако до сих пор этот вопрос является актуальным и активно обсуждаемым в среде управленческих команд школ.

В школе №141 имени Героя Советского Союза Рихарда Зорге для обеспечения эффективного перехода детей с одной ступени обучения на другую разработаны единые подходы к организации учебного процесса на всех уровнях образования.

Один из способов обеспечения преемственности – это разработка комплексного подхода к содержанию образования, охватывающего все ступени обучения. Отличным подспорьем в этом вопросе является внедрение федеральных образовательных программ, утвержденных Министерством просвещения и вступающих в силу 1 сентября 2023 года, во всех школах России.

Также мы проводим мероприятия, направленные на сближение учителей начальной, основной и средней школы. Чаще всего это организация рабочих групп для анализа опыта работы на разных этапах обучения.

Кроме того, для успешной реализации продвижения по ступеням образования необходима оценка знаний учеников, как внешняя, так и внутренняя. Прекрасным инструментом, позволяющим оценить качество обучения, являются независимые диагностики МЦКО. Работа методической службы школы №141 направлена в том числе на структурированный анализ результатов диагностических работ с целью выявления пробелов в знаниях и дальнейшего проведения корректирующей работы по их устранению.

Особое внимание мы уделяем профориентации детей на разных ступенях обучения. В этом году нам удалось выстроить целую систему мероприятий, которая, мы уверены, поможет нашим ребятам не только определиться с выбором будущей профессии, но прежде всего правильно сориентироваться в своих интересах и образовательных предпочтениях.

Конечно, в первую очередь такой подход позволяет реализовать потенциал нашей школы в городских проектах предпрофессионального образования. Мы являемся участниками сразу нескольких образовательных вертикалей – это классы проектов «Лингвистическая вертикаль» и «Естественно-научная вертикаль», а также у нас открыты предпрофклассы на базе среднего общего образования – это предпринимательский и медицинский классы. Для ребят, выбравших обучение в таких классах, Департаментом образования и науки города Москвы разработан ряд уникальных мероприятий, которые дают обучающимся дополнительные возможности в формировании практико-ориентированных навыков.

Однако мы не ограничиваемся только мероприятиями города и разрабатываем свои собственные.

Важным школьным проектом по реализации преемственности образования стал проект «Старшеклассники – малышам». У истоков этого проекта стоят учитель истории Мария Руслановна Лопатина и ее ученики из 10‑го класса гуманитарного профиля. В рамках предметной недели общественных наук ребята со своим наставником разработали целую систему уроков по истории и финансовой грамотности для наших самых младших школьников. Так, например, ребята 4‑х классов погрузились в мир героических событий русской истории XIV века, оказавшись на поле Куликовом. Старшеклассники шаг за шагом сопровождали малышей в историческом путешествии: помогали работать с картами и летописными источниками, показали мультипликационный фильм, точно воспроизводящий события тех лет, и даже ознакомили ребят с обмундированием войска великого князя Дмитрия Донского, дав примерить настоящую кольчугу!

Такое интересное мероприятие было проведено на уроке окружающего мира, программа обучения которого включает в себя модуль «История». Таким образом, Мария Руслановна и ее ученики не просто сделали урок увлекательным, но и сформировали пропедевтические знания у четвероклассников, которые позволят им успешно овладеть исторической темой в более полном объеме на следующей ступени обучения. Надо отметить, что привлечение учеников старшей школы, которые на углубленном уровне изучают историю, позволило не только передать знания младшим школьником, но и попробовать себя в роли учителя.

Еще одним ярким примером преемственного подхода в нашей школе стал урок финансовой грамотности для учеников 2‑го класса в рамках изучения математики. В игровой форме старшеклассники помогли малышам применить на практике математические знания: рассчитать доходы и расходы бюджета сказочной страны. Не обошлось и без формирования исторических знаний: второклассники воочию увидели старинные монеты, которые использовались нашими предками для ведения экономической деятельности в Древней Руси. И вновь пропедевтика и преемственность в самом лучшем своем проявлении.

О том, как велась эта кропотливая педагогическая работа над созданием уникального школьного проекта «Старшеклассники – малышам», рассказывает Мария Руслановна:

– Идея создания данного проекта родилась у меня не случайно. Проба прошла еще в 2010‑2012 годах, когда я выпускала класс. Пять человек выпускников сказали, что хотят поступать в педагогический вуз. Естественно, я задала вопрос: «Быть учителем легко?» Ответ был: «Да!» Согласиться полностью с ними я не могла, а поэтому ответила: «Легко в любой профессии, если она ваше призвание». У нас было впереди два года, и я решила дать детям возможность почувствовать себя в роли учителя. Надо сказать, все пятеро успешно про­шли данное испытание, стали учителями разных специальностей, трое из них пришли работать в нашу школу.

Детям всегда интересно поиграть в школу, почувствовать себя в роли учителя. Этот интерес нужно поддерживать и развивать. Безусловно, это сложная работа – научить детей быть маленькими учителями. Мы прорабатывали каждый урок досконально: прекрасное знание темы, жесты, мимика, речь, внешний вид. Конечно, главное – это и на уроке перед малышами быть рядом со старшеклассниками, уметь вовремя прийти на помощь, при этом сделать это корректно и ненавязчиво. С 2012 года еще семь моих выпускников разных лет стали учителями и работают в школах не только Москвы, но и других субъектов нашей Родины. В этом учебном году с 10‑м классом мы также продолжили проект. Ребята провели серию уроков для учеников начальной школы. Ну а своим выпускникам, ныне моим коллегам-учителям, я спустя много лет снова задала тот же самый вопрос: «Легко ли быть учителем?» И теперь с их ответом я солидарна: «Сложно, ответственно, но безумно интересно, потому что работаем с детьми!»

Мы убеждены, что проект «Старшеклассники – малышам» – это именно тот проект, который объединяет. Объединяет младших и старших школьников, учеников и их наставника, учителей всех уровней образования и администрацию школы. Вместе мы анализируем содержание образования, ищем точки тематического соприкосновения, вырабатываем методику преподавания, помогаем раскрыться нашим ребятам. Не зря великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев сказал: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян…»

Школа начинается с этого и живет этим, именно поэтому преемственность в образовании – это важный процесс, который необходимо развивать и совершенствовать.

Ирина ШАБАРДИНА, заместитель директора школы №141 имени Героя Советского Союза Рихарда Зорге

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте