search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века

На первом плане – вариативность

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ (для 12-летней школы)

Данный проект разработан на основе существующего Базисного учебного плана для 11-летней школы (Вестник образования. – 1998. – # 4). Проект предусматривает сохранение всех существующих образовательных областей (филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технология) с сохранением объема учебной нагрузки по каждой из них. Сохраняются также все базовые предметы: русский язык, литература (в школах с родным нерусским и с русским неродным языками обучения – родной язык, родная литература), иностранный язык, математика, история, обществознание, география, биология, физика, химия, естествознание, информатика, искусство, физическая культура, технология, ОБЖ, музыка, изобразительное искусство и художественный труд, МХК.

Проект имеет следующие особенности:

– В соответствии с Концепцией структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе предусматривается снижение учебной нагрузки обучающихся до 20 уроков в неделю в I классе, не более 25 уроков в неделю во II-VI классах и не более 30 уроков в неделю в VII-ХII классах.

– Учитывая рекомендации Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе, предусматривается увеличение учебного времени на изучение следующих предметов: иностранного языка (за счет изучения этого предмета в начальных классах), информатики, физической культуры.

В своем подходе к преподаванию физической культуры в общеобразовательной школе авторы проекта исходят из того, что наибольшее положительное влияние на здоровье детей занятия физической культурой могут оказать в начальном и среднем звене (I-IV классы и V-Х классы). Именно в этих звеньях проект предусматривает существенное увеличение учебной нагрузки по данному предмету.

В старших (ХI-ХII) классах преподавание образовательной области “Физическая культура” обеспечивается за счет ОБЖ или интегрированного курса физической подготовки, включающего знания о поведении в экстремальных ситуациях (обычных уроков физической культуры в старшем звене проект не предусматривает).

– В начальном звене проект также предусматривает увеличение учебного времени на преподавание образовательной области “Филология”, что должно способствовать улучшению общей грамотности обучающихся, более эффективно готовить их к переходу в среднее звено, так как навыки чтения и письма в начальном звене являются основными.

– Авторы проекта исключили из образовательной области “Технология” предмет “Черчение” и ввели в образовательную область “Обществознание” предмет “Психология” (только в старшем звене), а также интегрированный курс “Россия и мир” (только в старшем звене, в ХII классе).

– Авторы проекта пошли по пути усиления специализации в профильных ХI-ХII классах. Для этого в проекте предусмотрена возможность отступления от Базисного учебного плана только в старшем звене (ХI-ХII классах) в профильных классах, если это способствует большей специализации, однако количество учебных часов, отведенных на каждую образовательную область, не должно составлять менее 50% от предусмотренного в Базисном учебном плане (в сумме ХI и ХII классов).

В начальном и среднем звене отступления от Базисного учебного плана не допускаются.

В остальном проект следует основным принципам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации для 11-летней школы, то есть предусматривает инвариантную и вариативную части учебного плана; в инвариантной части полностью реализуется Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможности продолжения образования.

В каждой образовательной области инвариантной части, кроме области “Математика” и предметов “Физика” и “Химия”, может быть выделено 10-15% времени на региональный компонент содержания образования.

Вариативная часть предлагаемого Базисного учебного плана обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов государственного образовательного стандарта.

Часы вариативной части могут быть использованы на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях Базисного учебного плана (в том числе для углубленного изучения), на изучение курсов по выбору, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий, а также трудовой практики и организацию производительного труда.

В старшем звене авторы проекта рекомендуют предлагать обучающимся факультатив “Профориентация”, знакомящий с российскими и зарубежными вузами, прогнозируемым рыночным спросом на ту или иную специальность (за счет вариативной части Базисного учебного плана).

Инвариантная часть Базисного учебного плана определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей, распределенное по классам.

Образовательная область “Обществознание” представлена следующими предметами: история России и всеобщая история, география, обществознание и экономика, психология, а также интегрированным курсом “Россия и мир” (в старшем звене) и интегрированным курсом “Окружающий мир” (в начальном и среднем звене). Образовательный компонент “Окружающий мир” может быть представлен в двух вариантах: интегрированным курсом “Окружающий мир” с I по V класс; курсом “Окружающий мир” в I-IV классах и обществознанием в III-IV классах.

В образовательной области “Искусство” изучаются изобразительное искусство, музыка, МХК или различные интегрированные курсы, например, в начальной школе – “Изобразительное искусство и художественный труд”.

В образовательной области “Физическая культура” изучаются физическая культура, ОБЖ, также может преподаваться интегрированный курс физической подготовки, включающий знания о поведении в экстремальных ситуациях (в старшем звене).

Образовательная область “Технология” включает технологию и профессиональное обучение. Технология в начальном звене может быть представлена двумя вариантами: предметом “Технология” или интегрированным курсом “Математика и конструирование” и “Изобразительное искусство и художественный труд”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте