В восьмом конкурсе «Сто друзей» приняли участие восемь учителей химии. Представлено 10 работ по следующим номинациям: «Сценарии уроков» (4 разработки); «Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе» (2 разработки); «Технологии и методики преподавания» (2 работы); «Организация внеклассной работы» (1 разработка); «Материалы к уроку» (1 подборка). Это позволило составить отдельный рейтинг победителей, состоящий исключительно из химиков. Показательно, что все присланные в этом году разработки уроков носят интегративный характер. Лучший сценарий написала учитель биологии и химии гимназии г. Лабытнанги Тюменской области Алла БОГАЧЕВА, представившая материалы интегрированного (сдвоенного) урока по химии и экологии для учащихся 9-х классов по теме «Глобальные экологические катастрофы, связанные с использованием углеводородного сырья». Выделяя вместе с ребятами позитивные и негативные процессы, связанные с НТР, учитель акцентирует внимание на глобальных экологических проблемах. На уроке дети по группам осваивают обширное экологическое пространство интернета, изучают материалы об экологических катастрофах по литературным источникам и медиазаписям.
Второе место присуждено учителю химии СШ №42 г. Ярославля Елене ФЕТИСОВОЙ за разработку интегрированного урока химии и литературы по теме «Подгруппа углерода». Романы И.Ефремова, А.Конан Дойла, Д.Р.Хаггарда и народные сказки становятся спутниками учеников при изучении неорганических соединений углерода.
Большой интерес представляют материалы интегрированного урока химии и информатики для 10-го класса преподавателя химии гимназии №6 г. Губкин Елены ПОЧЕКАЕВОЙ и учителя основ информатики и вычислительной техники Ирины СВИРИДОВОЙ, в названии которого – «Построение алгоритмов для экспериментальных и расчетных химических задач» – отражены его содержательные особенности.
В номинации «Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе» первое место присуждено Галине КОПОЛОВЕЦ, приславшей материалы интегрированного урока химии и здоровья в 9-м классе на тему «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств». Это практическое занятие, в ходе которого ученики активно вовлекаются в исследовательскую деятельность.
По результатам оценки работ этих двух номинаций можно сказать, что полноправным победителем этого года стал элемент углерод с обширной компанией своих разнообразных соединений!
В номинации «Технологии и методики преподавания» отличился учитель биологии и химии СШ д. Б.Терсень Нижегородской области Федор ЖУКОВ, разработавший программу модульного обучения с использованием системы «ученик – наставник» для курса органической химии 10-го класса. В материалах содержится подробная структура каждого урока как отдельного элемента модуля. Но и материал учителя химии СШ №48 г. Кургана Ольги ЩЕПЕТОВОЙ – элективный курс «О великих переворотах в науке» для учащихся 9-х классов – также заслуживает серьезного внимания.
Ярким примером активного творческого педагогического поиска является работа учителя химии СШ №4 г. Онега Архангельской области Светланы НЕКРАСОВОЙ, единственной участницы номинации «Организация внеклассной работы». Она разработала сценарий игры «Умники и умницы» для учеников 8-х классов. В игре актуализируются знания учащихся по литературе, истории, математике, географии, биологии и химии.
В номинации «Материалы к уроку» также единственной стала подборка творческих работ учащихся по биологии и химии, представленная Федором Жуковым. Это частушки и четверостишия, посвященные биологическим и химическим объектам и явлениям, комментирующие отношение учеников к предмету и учителю, описывающие деятельность ребят на уроках. Также представлены стихотворные разработки содержательной части уроков по органической химии. За активное участие в конкурсе Федор Александрович Жуков признан абсолютным победителем среди учителей химии!
Ирина ХАЧАТРЯН, учитель года Москвы-2000, учитель химии московской школы №1927
Комментарии